Развитие связной речи у дошкольников
статья по развитию речи
Основные функции связной речи, онтогенез развития связной речи, последовательность работы над связной речью. Диалог и монолог. Основные виды монологической речи (применительно к дошкольникам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov-_statya.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников.
Связная речь – это развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собою предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Связная речь – вершина овладения любым языком. Она вбирает в себя все языковые умения и навыки – владение звуковым строем речи, достаточный словарный запас, умение грамматически правильно согласовывать все слова в предложении и т.д.
Основные функции связной речи:
1.Коммуникативная (установление связей в социуме, общение).
2.Регулирующая (регулирует нормы поведения в обществе, словами мы договариваемся, что хорошо, а что плохо; что можно, а что- нельзя).
3.Планирующая (словами мы ставим себе и другим какие-то задачи, цели и намечаем основные этапы их выполнения).
4.Познавательная (книги, ТВ, лекции, Интернет – мы познаем мир с помощью речи, приобретаем новые знания).
Связная речь – не природный дар (дар рассказчика), а сознательно сформированный навык, формирование которого лучше начинать в детском саду.
Онтогенез развития связной речи:
Как происходит развитие речи в норме?
Связная речь существует в двух видах – диалог и монолог.
Первоначальный вид связной речи – диалогический. Ребенку нужно устанавливать связи в быту, в игре, диалог нужен ему для живого общения. Нехватку словарного запаса активно заменяют внеязыковые средства: жесты, мимика, интонация. Понимание речи часто происходит по ситуации, по контексту. До 3,5 лет ребенок говорит преимущественно отдельными предложениями. Связная речь начинает активно развиваться с 3,5-4 лет. Ответы на вопросы взрослого становятся более развернутыми и могут состоять уже из 1-2 предложений. У ребенка появляется потребность не только спрашивать, но и чем-то поделиться, рассказать. Постепенно на основе диалогической начинает формироваться монологическая речь.
Монологическая речь – самый сложный вид связной речи. Монолог – это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Это непрерывное, довольно длинное логически построенное высказывание. Монолог служит для целенаправленной передачи информации.
Особенно важным развитие монологической речи становится в школе, т.к. весь процесс школьного обучения по сути строится на основе монолога. Это и объяснение учителя, и ответ ученика по любому устному предмету. Параграфы школьных учебников, сочинения, изложения – тоже письменные монологи.
Монологической речью дети (особенно дети с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи) овладевают только в процессе специального обучения!
Последовательность работы над связной речью.
Прежде чем появится собственная связная речь, ребенок должен научиться понимать связную речь других людей. Поэтому
- Воспитание понимания связной речи. Беседы на самые разные темы (по прочитанному, по ситуации, по картине и т.д.)
- Воспитание диалогической речи (начинаем с ясельного и младшего возраста). Хотя диалог и считается самым простым видом связной речи, умению вести диалог тоже надо учить. В диалоге надо уметь слушать собеседника, не перебивать, понимать, о чем идет речь, удерживать тему, суть разговора, быстро формулировать свои мысли.
- Побуждаем детей к общению, развиваем потребность в общении, формируем элементарные коммуникативные навыки;
- Учим задавать вопросы, отвечать на них, составлять предложения по демонстрации действия, по картинке. Сначала это будут предложения из 2 слов – Вася одевается. Зайка прыгает. Затем мы будем учить детей распространять предложения: Катя кормит куклу. Катя кормит куклу Наташу. Катя кормит куклу Наташу кашей. Катя кормит куклу Наташу пшенной кашей и т.д.
- В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать конкретный однозначный ответ, постепенно усложняем вопросы и требуем более развернутый ответ.
- Начало обучения монологической речи (со среднего возраста).
Основные виды монологической речи
(применительно к дошкольникам):
- пересказ - рассказ.
Пересказы могут быть подробные и краткие, выборочные (когда пересказывается только определенный фрагмент текста), творческие (нужно дополнить текст чем-то новым, придумать начало или конец истории), с опорой на наглядность и без нее.
Рассказы бывают повествовательные и описательные. Описательные –самые простые из рассказов, т.к. в них не происходит никаких событий, а есть простое описание характерных признаков какого-либо предмета. Например: «Это яблоко. Оно большое, круглое, красное, сладкое». Повествовательные рассказы более сложные - в них есть сюжет, герои, действия, динамика событий, время, место действия. В таком рассказе надо правильно понять и передать причинно-следственные связи. Мы учим детей составлять план рассказа и придерживаться его, учим чувствовать структуру монолога – начало (или завязка сюжета), середина (развитие действия), конец (развязка). Дети должны понимать, что части в таком рассказе нельзя поменять местами.
Каков порядок работы над рассказом?
- Рассказ-описание
- Рассказ по серии сюжетных картинок
- Рассказ по одной сюжетной картинке
- Рассказ по картине, по фотографии
- Самостоятельные рассказы из личного опыта, по представлению, по литературному произведению. Первые самостоятельные рассказы обязательно должны быть связаны с наглядной конкретной ситуацией – день в детском саду, рассказ о празднике или прогулке в детском саду, о посещении зоопарка с семьей и т.д.
- Самые сложные рассказы – творческие, с элементами фантазии.
В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) дети должны уже быть знакомы с разными видами рассказов и пересказов и упражняться в них.
Человек – существо социальное. Если мы научим детей общаться, правильно вести диалог, красиво, грамотно, понятно излагать свои мысли – мы поможем им стать успешными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
Игры по развитию речи. Развитие связной речи у дошкольников.
Развитие связной речи у дошкольников. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются др...