Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ольга Алексеевна Бир

Данная работа направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста составлять описательный рассказ. 

Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря;

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества;

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie2.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственной

образовательной деятельности детей

по речевому развитию

В старшей группе

по теме: «Осень»

Тема: «Осень»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие;

Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

Программное содержание:

Цель: Создание условий для речевого развития детей, через деление слов на слоги, беседу об осени.

Задачи:

  • Образовательные задачи:
  1. Учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.
  2. Продолжать учить детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
  3. Упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.
  4. Закрепить знания детей о характерных признаках осени;
  • Развивающие задачи:

1. Расширять словарный запас детей;

2. Развивать память, мышление и воображение.

  • Воспитательные задачи:

1. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле;

2.Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь.

Методы обучения: наглядные, словесные

Демонстрационный материал: Изображения Осени, графические схемы предложений, изображения фруктов и овощей, изображения грибов и леса.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Этапы непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность детей и педагога

Самостоятельная деятельность детей

Результаты деятельности

1.

Мотивационный, подготовительный этап

- Ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие, а про что же оно будет узнаем с вами через загадку!

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — ...
(Осень)

- А как вы поняли, что это осень?

- Да, ребята, верно! К нам в гости пришла красавица Осень! И принесла с собой много разных и интересных заданий для вас! А что же такого принесла нам осень мы узнаем, когда расскажем ей признаки Осени, которые мы знаем!

- Какой сейчас месяц Осени?

(показ изображения)

- А скажите, мне, пожалуйста, сколько слогов в слове Осень?

(если дети затрудняются с ответом, то вместе с воспитателям определяют с помощью хлопков)

- Правильно! А какие?

-Осень!

-Ответы детей.

-Октябрь

Два!

- О – первый

- Сень – второй

2.

Содержательный, деятельностный этап

-Ребята, давайте с вами вспомним признаки осени.

-Молодцы!

- А скажите, что люди уже сделали в своих огородах? как они трудятся?

-Правильно!

- Уже все люди собрали урожай.

- А давайте и мы с вами соберем урожай с нашего огорода!

- Ребята, сейчас предлагаю сыграть в интересную игру, которую приготовила нам Осень!

Игра

«Собери урожай»

На доске прикреплены две тарелки – одна желтого цвета, другая зеленого. На желтую тарелку нужно расположить те овощи и фрукты, у которых два слога, а на зеленую у которых три слога!

А кокой урожай мы с вами сегодня соберем отгадаем через загадки!

1. Собираем мы в лукошко очень крупную …(картошку)

2. Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы, И зовут их… (Огурцы)


3. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые, и маленькие детки. (яблоко)

4. Красна девица, сидит в темнице,

А коса на улице. (морковь)

5. Этот фрукт на вкус хорош, и на лампочку похож. (груша)

6. Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один — Кислый очень, очень. (Лимон)

7. Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор Красный, спелый … (Помидор)

8. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает…(Баклажан)

9. В огороде – желтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он как полная луна, Вкусные в нем семена. (Тыква)

(морковь-2, лимон-2, яблоко-3, картофель-3, помидор-3, груша-2, огурец-3, баклажан-3, тыква-2)

- Молодцы! Отлично справились!

- Ребята, а сейчас предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку! Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной!

(музыкальная физкультминутка)

- Ребята, посмотрите, что же это у нас в группе появилось?

- Правильно!

- А кто знает, чем же еще богата осень? (можете обратить внимание на картинку)

-Правильно!

Осень богата урожаями. Грибы - тоже урожай, который люди собирают в лесу осенью. Давайте сегодня познакомимся с некоторыми грибами и узнаем их особенности.

А сколько слогов в слове грибы?

-Правильно!

- Ребята, а какие грибы вы знаете?

- Где растут грибы?

Грибы растут в лесу везде: на опушках, полянках, под деревьями, на пнях.

- Посмотрите, внимательно, что есть у всех грибов?

А еще у каждого гриба есть свое имя. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

-Сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру! с помощью нее мы с вами и узнаем какие грибы растут у нас в лесу! А узнавать мы будем это через загадки!

Игра «По грибы»

- Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес и нам нужно собрать съедобные грибы, у которых в названии три слога.

1. Царь грибов на толстой ножке — Самый лучший для лукошка. Он головку держит смело, Потому что гриб он… (белый)

- Сколько слогов в слове белый?

- Значит подходит нам такой гриб?

2. Этот гриб живёт под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора – … (боровик)
3.
Рыжие ушки с лисьей макушки В травке лежат — для малых ежат. (Лисички)

4. Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой. (Опята)
5.
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу — кружево-узор.
Это — красный...

6. Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все … (маслята.)

7. Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)

(белый- 2, боровик-3, лисички-3, опята-3, мухомор-3, маслята-3, подберезовик- 5)

- Молодцы, ребята! Вот какие грибы растут у нас в лесу!

-Ребята, нам Осень приготовила еще одно задание.

А задание очень не простое, но я уверенна, что вы с ним справитесь!

- Сегодня мы с вами придумаем рассказ про Осень! В этом нам помогут вот такие схемы предложений. (показ детям)

-Ребята, а вы знаете, как по таким схемам можно составить предложение?

- Сейчас мы с вами это и повторим!

СКАЗКА

Жила-была красавица Осень и было у нее три сына:

-Как же зовут сыновей осени? (ее месяцы)?

старшего звали Сентябрь, среднего - Октябрь, а младшего - Ноябрь. Однажды собралась мама-Осень в гости, а пока ее не будет, наказала сыновьям за своими владениями присматривать.
Первым отправился в обход старший сын

- Какой старший сын у Осени?

-Что у нас происходит на улице в сентябре? Что мы наблюдаем?

Сентябрь - листья на деревьях пожелтели, цветы завяли, птицы на юг улетели.

Люди в это время отправляются в лес за грибами.

Приятно идти осенним лесом, где под ногами много опавших листьев, в которых прячутся грибы

(боровик, лисички, опята)

-Какой второй сын у осени?

-Какие изменения мы наблюдаем в Октябре в природе?

Вторым пошел Октябрь - подул ветер, полил мелкий дождь, листья с деревьев облетели, похолодало.

Все люди уже собрали свой урожай.

- Какой третий сын?

-Что происходит в Ноябре?

Ну, а когда дошла очередь до Ноября - выпал первый снег, звери в лесу попрятались в свои норы, стало совсем холодно.
А тут и мама-Осень из гостей вернулась, похвалила сыновей за хорошую работу и разрешила играть-отдыхать до следующего года.

-Молодцы, ребята! Отличную сказку придумали!

- Называют признаки осени

- На улице идут дожди.

-Стало холодно.

-Дует холодный ветер.

-Листочки желтеют и опадают.

-Осенью листочки бывают разноцветные.

-Солнышко светит, но не греет.

-Птицы улетают в тёплые края.

-Звери готовятся к зиме.

-появляются заморозки.

- Собирают урожай (собрали урожай)

-Картошку

-Огурцы

-Яблоко

-Морковь

-Груша

-Лимон

-Помидор

-Баклажан

-Тыква

- Распределяют слова по тарелкам, в зависимости от количества слогов в слове.

- Лес

-Грибами

-Два

-Ответы детей

-Ответы детей

-шляпка, ножка

-Белый гриб

-Два

-Нет

-Боровик

-Лисички

-Опята

-Мухомор

-Маслята

-Подберезовик

-Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

- Сентябрь

-Ответы детей

- Октябрь!

-Ответы детей

-Ноябрь

-Ответы детей

Дети знают о характерных признаках осени;

3.

Рефлексивный этап

-Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями.

- О чем мы с вами сегодня разговаривали?

- Ребята, вы очень внимательны и большие молодцы!

-Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Интегрированное занятие в практике логопедической работы по типу сотрудничества педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед, физкультурный работник)...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие". Тема: "Домик для друзей"

Тема: «Домик друзей».Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.Задачи:систематизировать знания детей о том, кто строит дома, какие они бывают, об орудиях труда и машина...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...