Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»Самообразование
материал по развитию речи (средняя группа)
Через театральную деятельность учить детей связной речи.Театральная деятельность помогает детям развить речь и стать раскрепощеннее
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования
Педагога старшей группы №5 Белоусова Анжелика Владимировна
На 2023 -2024 учебный год
Тема самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Цель самообразования: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, совершенствование методики руководства. Формирования у детей дошкольного возраста речи по средством театрализированной деятельности.
Задачи: Образовательные 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
9.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.
10.Разработать перспективный план работы с детьми.
11.Оформить в группе цент театра
13. Подготовить консультацию и провести для педагогов по этой теме.
Развивающие:
1.Развивать знакомство детей с культурным наследием русского народа, формировать любовь к фольклору,сказкам, традициям народных праздников. Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.
2.Развивать у детей самостоятельность ,раскрепощенность. 3.Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.
Воспитывающие: Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения .
Форма отчетности:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ:
В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:
1.Чтение и совместный анализ сказок.
2. Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, стихотворений.
3. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
4. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
5. Словесные, настольные и подвижные игры.
6. Пантомимические этюды и упражнения.
7. Театральная постановка сказок.
8. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
9. Пальчиковые игры со словами.
10. Тематические недели в Центрах активности.
11. Изготовление масок для инсценирования сказок из бросового материала.
12 Изготовление ширм, декораций.
13. Изготовления стенгазет, афиш, пригласительных, билетов .
14. Показ сказок детям детского сада.
15. Показ сказок родителям.
16. Фотоотчеты для родителей по сказкам.
17. Оформление центра «Уголок ряжения» совместно с родителями
18. Посещение театров
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОУ:
1.Доклад для воспитателей «Творческие игры, как вид театральной деятельности».
2. Показ инсценировок и драматизаций сказок.
3.Совместные постановки сказок с муз.руководителем
Срок реализации
С 1-го сентября 2023-28 мая 2024года
Участники:
Воспитатели, дети старшей группы, родители,Муз.руководитель.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно – методического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, … | повышение профессионального мастерства ((ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий. , посещение семинаров по теме….. | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками) | Отчетные материалы (Подведение итогов, оформление результатов. |
Сентябрь | Просмотр лит-ры по данной теме самообразования, отбор наиболее целесообразной, составление плана ее изучения. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. | Просмотр интернет ресурсов. | Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений. Работа с детьми: 1. Вводное занятие с детьми. 2«Мы играем в театр» 3 «Мы - будущие артисты» 4 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» 5 Язык жестов – беседа с детьми | Разработка и сдача годового самообразования старшему воспитателю (методисту). Поиск и изучение литературы, новой информации. Познакомить с волшебным миром театра.Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | |
Октябрь | Изучение литературы. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»; Планирование работы, конспекты занятий, игры | 1.Беседа «Здравствуй, театр!» 2Мимика – «Подбери маску». 3.Репетиция сказки «Заюшкина избушка». 4.Чтение осенних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства. Консультации для родителей «Для чего нужен театр» | Познакомить с миром театра.Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно с интонацией Изготовление ширм и костюмов . | ||
Ноябрь | Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. | 1.Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже» 2.Этюды «Зеркало» 3. Показ сказки «Заюшкина избушка». 4. Показ сказки ко Дню матери мамам, детям других групп. «Как зайчонок маму искал» 5. Проект «Волшебная страна – театр!» Размещение статьи для родителей в информационный уголок «Что нельзя с собой приносить в Д/С | Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели; Вызвать у детей интерес к знакомству с историей тетра, с его особенностями, видами и традициями; развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, умение воспринимать художественное слово и понимать его значение. | ||
Декабрь | Шорохова О.А.Играем в сказку | 1. Театрализованные этюды «Зимушка, зима!» 2.Моделирование сказки «Три медведя» 3. Пантомимика – игра «Кто как ходит» 4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 5. Открытое занятие. | Участие в праздничных мероприятиях. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, учить в жестах и движениях передавать зимние явления природы (кружение снежинок, вьюги, метели). Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать походку животных. Закрепить полученные знания. | ||
Январь | Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001 | 1. .Этюды «Зеркало» 2. Инсценировка сказки «Рукавичка» 3. Моделирование сказки «Теремок» 4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». | Создание Наглядно-дидактических игр.и атрибутов Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. | ||
Февраль | Шорохова О.А.Играем в сказку | 1. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» 2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку». 3. Жесты – этюды на выразительность жестов. 4. Репетиция и показ сказки «Серый волк и козлятки» | Учить разыгрывать несложные представления, применяя для воплощения образа выразительность жестов. | ||
Март | Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001 | . Театрализованные этюды «Весна!» 2. Чтение стихов о весне. 3. Беседа «Разнообразие театров» 4 Театрализованная постановка сказки «Золушка» Консультация для родителей «Учимся рассказывать стихотворения выразительно,с эмоциями» | Продолжать учить рассказывать стихотворения выразительно, проникновенно. Посетить спектакли в разных театрах города. Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество. | ||
Апрель | Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. | 1 «Мы играли, танцевали». 2 Импровизация на тему звучащими движениями. 3 Театр фланелеграфа. 4. Театрализованная игра «Путешествие». Рисование «Мои любимые сказки» | Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели. Развивать и поддерживать интерес к театрализации, развивать воображение, творчество | ||
Май | Подведение итогов своей работы. Отчет на рабочем совещании. | Самоанализ о проделанной работе Итоговое занятие. Драматизация сказок по желанию детей. | « Центр Ряжения» Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. |
Тема самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В основе работы использовалась Литература:
1. В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»;
2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
3. Шорохова О.А.Играем в сказку. 4. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
Итог проделанной работы:
Свою работу реализовывала через беседы, занятия, игры , чтения художественной литературы, Постановки сказок и инсценировок. Благодаря целенаправленной работе дети стали раскрепощеней чувствовать себя на утренниках. Появилось желание и интерес показывать сказки другим детям и родителям. Улучшились память и речь.
Составлена картотека игр, пособие по сказкам. Изготовлены ширмы ,связан пальчиковый театр .Закуплены куклы для показа сказок .Обогатился уголок ряжения костюмами к сказкам .Изготовлены маски для показа сказок.
Благодаря родителям и музыкальному руководителю , Вместе мы добились хороших результатов с детьми.
Я считаю, что это направление работы помогло детям реализовать себя , развитию связной речи ,обогащение словарного запаса слов, укреплению памяти и воображению детей., а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...
Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...
Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...