Рабочая программа дополнительного образования работы в первой младшей группе «Умные пальчики»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhku_melkoy_motoriki_2.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Тогучинского района «Горновский детский сад №1»

Рабочая программа кружка

по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет

«Умные пальчики»

Воспитатель: Байкова Анастасия Юрьевна

2024г.

рп.Горный

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Организация работы кружка
  3. Список детей по подгруппам
  4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса
  5. Планируемые результаты
  6. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса
  7. Перспективный план работы

  1. Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Содержание данной рабочей программы по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармоничное развитие детей.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности;
  • развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

2. Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения (2023-2024 учебный год)

Проводится кружок один раз в неделю - (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Занятия проводятся с сентября по май.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Список детей по подгруппам.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию

образовательного процесса.

Педагогические принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Методы и формы:

1. Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.

2. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.

3. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.

Для развития моторики рук на занятиях с детьми использую следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, пластиковые бутылки с крышками, шнуровка, застегивание молнии на одежде);
  • рисование (пальчиками, ватными палочками);
  • моделирование (счетные палочки, кубики);
  • лепка;
  • фигурки пальчикового театра и др. ;
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека художественного слова (стихи, загадки);
  • рисуночные задания.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.

В разделе «Работа с бумагой» Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

Раздел «Лепка» включает в себя разные виды лепки (пластилинография)

Планируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами трудовой деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными инструментами;
  • овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование кружка «Умные пальчики»

Сентябрь 1 - «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды;

- пальчиковая гимнастика»

«Пальчики – мальчики»;

- упражнение «Зайчики»,

«Бабочка» Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

2 -пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»;

- «Капуста» - раскрась по образцу.

- игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности, знакомить детей с овощами, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

3 - пальчиковая игра «Петушок»;

- мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Воспитывать любовь к животным, фантазию, развивать подвижность пальцев рук, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

4 - игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха);

- пальчиковая игра «Веселая мышка»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Развивать мелкую моторику рук, развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

5 - упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян ватными палочками;

- самомассаж мячиками-ежиками;

- пальчиковая гимнастика «Осенний дождик»

Октябрь 1 - д/игра «Оденем Петю»;

- пальчиковая гимнастика «Зайчики»;

- рисуем пальчиками

«Круглые пуговицы» Учить детей расстегивать и застегивать пуговицы, развивать общую координацию движения

2 - пальчиковая гимнастика

«Солнышко»;

- «Солнышко лучистое»

(выкладывание из картонных деталей солнышка);

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения,

3

- пальчиковая игра «Есть у киски глазки»;

- игра «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру;

- упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу, развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, совершенствовать мелкую моторику рук

4 - пальчиковая игра «Варим, варим мы компот»;

- раскраска «Фрукты»;

- массаж пальцев (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

- п/и «Лиса и зайцы» Развивать мелкую моторику рук и пальцев,

Учить детей раскрашивать, не выходя за контур, познакомить детей с фруктами

5 - «Украсим бабочке крылышки» - рисование пальчиками;

- пальчиковая игра «Есть у киски глазки»;

- «Сложи картинку бабочку» из 4-х частей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание,

Ноябрь 1 - пальчиковая гимнастика «Осенний дождик»;

- игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек);

- физ. минутка Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; учить создавать несложную композицию с помощью пластилина и спичек.

2 - пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»;

- рисование ватными палочками «Осенний листопад»;

- массаж ладоней (катание карандаша по столу) Развивать мелкую моторику рук, учить детей рисовать ватными палочками листочки,

воспитывать любознательность, интерес к природе.

3 - кукольный театр: «Репка»;

- физ. минутка;

- игра «Солнышко для репки»(работа с прищепками)

Развивать артистические способности, память, речь, развивать мелкую моторику рук,

4 - упражнение «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки;

- пальчиковая игра «Вертолет»;

- выкладывание из мозаики «Дорожка для грузовика»;

- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Развивать мелкую моторику рук, учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу,

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

5 - пальчиковый театр

«Теремок»;

- игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками;

- упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

Развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

Декабрь

1 - упражнение "Платочек для куклы" складывание и определение фактуры материала.

- упражнение «Собери пирамидку для куклы Кати»

- пальчиковая гимнастика «Игрушки». Совершенствовать мелкую моторику рук, стимулировать тактильные ощущения.

2 - Лепка зернышек «Накорми учить детей лепить

птичек»; зернышки, развивать

- физ. минутка; мелкую моторику рук.

- пальчиковая игра «Веселая мышка». Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3 - игра «Новогодняя елка»(лепка шаров на трафарете елки);

- пальчиковая игра «Елочка»;

- п/и «Зайка»

Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики, развивать мелкую моторику, учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

4 - мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики;

- пальчиковая гимнастика «Елочка»(закрепление);

- рисование пальчиком в воздухе «Большие и маленькие шары»

Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику рук.

5 - «Оденем сынишку Петю»;

- разглаживание бумажных комочков силуэтов одежды;

- пальчиковая игра «Игрушки». Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, развивать мелкую моторику рук.

Январь 1 - Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бумаги разложить комочки ваты;

- Игра «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу);

- Пальчиковая игра «Пирог»

Развивать мелкую моторику рук, учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики, развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

2 - пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»;

- «Морковка» - раскрась по образцу;

- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначение, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

3 - упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к бутылкам;

- «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей;

- упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук, стимулировать тактильные ощущения, учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек,

воспитывать бережное отношение к посуде.

4 – игра «Веселый снеговик»(собирание картинки снеговика из 3 частей);

- пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»;

- «Собери снежинку»(работа с прищепками)

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

Февраль 1 - «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать фасоль от гороха;

- Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой»;

- Игра «Посыпаем дорожку»(посыпание манной крупой дорожки для мышки) Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

2 - «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц, а также молнии, кнопок;

- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»;

- «Зеленый лужок» - рисуем травку для мишки.

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц, кнопок, молний на одежде.

3 - упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

- пальчиковая гимнастика «На лужок».

- упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног, закреплять у детей умение мелко рвать бумагу, учить аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

4 - рисование пластилином «Последний снег»;

- пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»;

- игра с прищепками «Нарядим деревце».

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом

5 - игра «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки;

- упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку;

- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом

Март 1 - «Укрась платье Маруси»

-рисование пальчиками;

- игра «Помогаем маме»-

развешать белье на веревку

и закрепить его прищепками;

- пальчиковая гимнастика

«Постираем белье» Воспитывать желание помогать маме, развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику пальцев

2 - игра «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).

- пальчиковая гимнастика «Апельсин»;

- лепка «Покормим ежика» Совершенствовать мелкую моторику рук, продолжать учить детей катать из пластилина комочки.

3 - рисование ватными палочками «Моросит дождь»;

- массаж пальчиков мячиком- ежиком «Этот мячик не простой»;

- «Собери красивый букет» - шнуровка. Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей рисовать ватными палочками, работать со шнуровкой.

4 - игра «Солнце светит ярко-ярко»- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка;

- катание солнечных лучиков из пластилина;

- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»;

Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей катать трубочки, учить выполнять движения в соответствии с текстом

5 - «Ленточка для Кати» - завязывание узелков;

- «Платочек для Кати» - складывание платочка (игра с платочками);

- «Раскрасим юбочку» - продолжать учить закрашивать не выходя за контуры.

Самомассаж карандашом.

Апрель 1 - «Бусы для Маши»- нанизывание макарон на ленту;

- «Цветы для Машеньки» - цветы из пластилиновых дисков;

- пальчиковая гимнастика

«Солнышко» Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту, продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

2 «Тающие сосульки»(нанизывание прищепок на картон (крышу);

- «Красивые одуванчики» - рисование пальчиками;

- Пальчиковая игра «Оса села на цветок». Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, развивать мелкую моторику рук.

3 - «Червячки для грачей» - лепка из пластилина;

- «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц;

- Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила». Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, продолжать учить детей катать трубочки из пластилина.

4 - «Гусеница» - выкладывание гусеницы из крышек от пластиковых бутылок;

- «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках;

- пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».

Развивать мелкую моторику пальцев, интерес к выполнению заданий.

5 - игра «Кто больше соберет гороха?»(собирать горох будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке);

- пальчиковая гимнастика

«Солнышко»;

- игра с «колючим» мячиком» «Колючий ежик».

Совершенствовать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять начатое дело до конца.

Май 1 - рисование пальчиками «Салют»;

- пальчиковая игра «Пароход плывет по речке»;

- упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков Развивать мелкую моторику пальцев, продолжать учить детей завязывать бантики и узелки.

2 - упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой;

- упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне;

- «Нарисуй хвост коню»

Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую, учить детей рисовать волнистые линии.

3 - рисование «Вот такие ножки у сороконожки»;

- пальчиковая игра «Мышка мылом мыла лапки»;

-массаж. Катание карандаша между ладошками. Продолжать учить детей ватными палочками, развивать мелкую моторику рук

4 - «Арбуз» -накладывание на шаблон семян от арбуза;

- массаж рук «Дровишки»карандашами

- пальчиковая игра «Я веселый майский жук».

Совершенствовать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять начатое дело до конца.

5 Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками круговыми движениями и приклеить на общий зеленый фон;

- Пальчиковая гимнастика «Оса села на цветок»;

- П/игра «Паучок».

Продолжать учить детей катать комочки из бумаги, совершенствовать мелкую моторику рук, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в первой младшей группе «Умные пальчики»

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх. Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды....

Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе

АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе...

Рабочая программа дополнительного образования работы в первой младшей группе «Занимательная сенсорика»

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию орг...

Программа дополнительного образования "Пирамидка", в первой ясельной группе

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пирамидка» имеет социально-гуманитарную направленность.Оздоровительное  направление  пре...

Рабочая программа дополнительного образования для детей 2 младшей группы «Развиваем речь» в 2021-2022 учебном году

Рабочая программа дополнительного образования для детей 2 младшей группы «Развиваем речь» в 2021-2022 учебном годуАннотация к программе...