Конспект занятия по теме "Зимующие птицы"
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия "Зимующие птицы. Дикие животные зимой" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimuyushchie_ptitsy.odt | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 город Ставрополь.
Конспект
образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой»
(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Подготовила: учитель-логопед группы №8
Бочарова Виолетта Викторовна
г. Ставрополь, 2024г.
Тема: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой.»
Цель: расширение и активизация словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствование связной речи.
Коррекционно - обучающие:
-Образование притяжательных прилагательных.
-формирование употребления в речи простых и сложных предлогов.
-Уточнение и расширение словаря по теме (названия зверей и птиц, их характерные внешние признакои, места обитания, питание)
Коррекционно - развивающие задачи:
1. - Развитие произносительной стороны речи.
- Формирование фразовой речи.
- Обучение согласованию существительных в творительном падеже.
-Упражнение в использовании притяжательных прилагательных
- Развитие мышления при работе с перфокартами;
#1057;овершенствовать умение самостоятельно, логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о диких животных с помощью техники «Сторителлинг».
3. - Развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.
- Развивать общую и мелкую моторику( координвция речи с движнием)
- Повышать активность детей, прививать интерес к непосредственной образовательной деятельности.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к животным.
2. Зкреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.
3. Воспитывать желание защищать и оберегать природу родного края.
Методы и приемы: словесно-наглядный, метод игрового моделирования.
Оборудование: ТСО (ноутбук, интерактивный стол и доска), индивидуальные перфокарты «Кто чем питается?», маркеры; кубики историй «Сторителлинг», мешочек с подарками от зверей, дорожки следов диких животных; специально подготовленная обстановка (зимний лес, картины по теме, «снежок» - мяч).
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, интерес к различным видам детской деятельности; пытается рассуждать; строит грамматически правильные фразы; умеет работать в коллективе; проявляет умение поддерживать беседу; владеет диалогической речью; бережно относится к природе; знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; эмоционально реагирует на художественное произведение, музыку.
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок с изображением диких животных, и их детенышей; чтение художественных произведений: Г. Снегирева «Медвежонок», Н. Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Е. Чарушина «Волчишко», «Маша и медведь», «Медведица и медвежата», В. Бианки «Купание медвежат», А. К Толстого «Лиса Патрикеевна».
Игры – драматизации с участием детей : «Рукавичка», «Заюшкина избушка». «Маша медведь», «Находчивый заяц».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «У кого кто?», «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?», «Чей хвост?», «Отгадай, кто это?».
Содержание основной образовательной деятельности.
(Звучит спокойная музыка.)
-Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас всех хорошее настроение. Вы готовы внимательно слушать.
-Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром. (Зимние месяцы. Зима.)
-Назовите зимние месяцы.
Совсем недавно мы говорили о зиме, зимующих птицах; узнали, как звери готовились к зиме
- а хотели бы вы больше узнать о жизни диких животных зимой?
-Да!
- тогда я приглашаю вас на прогулку в волшебный сказочный лес. Предлагаю вам закрыть и глаза и послушать (включаю презентацию «Зимний лес»).
- Что вы слышите? (ответы детей).
- Откройте глаза
(Звучит спокойная мелодия, читаю стихотворение Ф.Тютчева)
- Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев).
-в какой лес мы попали?
Игра «Снежок»( на подбор качественных прилагательных)
(Снежный, заколдованный, красивый, зимний, таинственный, суровый, морозный, холодный, сказочный, сверкающий, чудный, неподвижный, спящий, тихий, сонный т. д.)
А хотите погулять по нашму зимнему лесу., но сначала давайте вспомним правила поведения в природе. А расскажет нам об этом...(имя ребенка).
Читает ребенок.
Если в лес пришел гулять.
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя сорить, шуметь,
Нельзя даже громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
А какие еще правила поведения в лесу вы знаете? (ответы детей)
*Подходим к картине с зимующими птицами, рассматриваем.
- А как мы можем помочьзимующим птицам?(Мы повесили кормушки в детском саду и дома, подкармливаем птиц.)
Игра на интерактивном столе «4-й лишний».
*- Земля укрылась белым одеялом, трудно животным в холодном лесу.
- Дети, посмотрите! На снегу дорожки необычные. (Это следы)
- А чьи это следы? А как вы догадались?
- Лось. Лось пробирается сквозь заснеженную чащу в поисках корма. Раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустов и деревьев.
- Лиса. Шерсть у лисы к зиме становится густой, пушистой. На лапках тоже отрастает густая шерсть. Ходит по снегу лиса как в валенках. Днем бегает лиса по лесу в поисках пищи, а ночью спит в норе. Зимой лиса кормится в основном мышами. След лисы похож на след маленькой собачки.
- Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?
(Лисьи следы увидеть нелегко, потому что лиса следы заметает.)
- Заяц. Зимой заяц белый. От врагов зайца спасает белая шубка и быстрые лапы. Зимним днем заяц спит под кустиком. Или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев, веточки кустарников. Это след зайца. Когда заяц прыгает, он задние лапы выбрасывает вперед, а передние – назад, как бы себя обгоняет.
- Волк. Волки живут стаями. Стая – это волчья семья. Голодно им бывает зимой. Волки - хищники. Они ловят зайцев, птиц. В сильную метель волки лежат в логове. След волка похож на след большой собаки. Волки ходят «след в след».
- Медведь. Ребята, посмотрите, какой большой сугроб под елкой, а следов не видно.(Это берлога.) Берлога чья? (Медвежья.)Медведь спит в берлоге. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
- Давайте мы с вами тихонько пойдем дальше и не будем тревожить лесного жителя, пусть спит в своей берлоге.
- Следы, каких животных мы еще не увидим в лесу зимой?
(Барсука и ежа)
- Почему?(Они тоже спят)
Белка. Зимой белочка меняет цвет шубки. Становится серой. Так ей легче прятаться от своих врагов – ястреба или куницы. Белка – запасливая хозяйка. К зиме подготовила припасы : орешки, желуди, грибы, шишки. Следы белки похожи на маленькие ладошки с острыми коготками. Они помогают ей быстро забираться на дерево.
- Трудно диким животным и птицам зимой в лесу. Поэтому люди подкармливают голодных зверей и птиц. Лосям раскладывают сено и соль. Для зайцев они готовят кучи осиновых веток; птицам развешивают кормушки; белкам – желуди, орехи и шишки; диким кабанам – желуди. Так и доживут до весны братья наши меньшие.
Давайте и мы попробуем накормить диеих животных.
Игра «Накорми животных» (Перфокарты)
- Молодцы! Вы сделали доброе дело – покормили диких животных.
- Друзья, в зимнем лесу можно замерзнуть. Давайте мы погреемся.
Физминутка «Звериная зарядка»«Звериная зарядка»
Раз – присядка, (приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают.)
Это заячья зарядка,
Начинай ее, дружок! (Показывают ушки на макушке.)
А лисята как проснутся, (потирают кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (потягиваются)
Обязательно зевнуть, (поворачивают туловище)
Рыжим хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами)
А бельчата спинку выгнуть (наклоняются вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Подпрыгивают)
Ну а Мишка косолапый, (сгибают руки в локтях)
Широко расставив лапы, (ставят ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (переступают с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (разводят руки в стороны)
Начинайте все сначала.
Составление описательных рассказов с помощью «Кубиков историй»
- Ребята, сегодня мы встретили многих животных в лесу, давайте попробуем придумать о них рассказ, а помогут нам в этом наши кубики историй. (Дети делятся на 2 команды. Рассказы детей)
Рефлексия:
Наша прогулка по-зимнему, сказочному лесу подошла к концу.
-Где мы с вами побывали? (В зимнем, сказочном лесу.)
- О ком мы сегодня с вами говорили?
- Чьи следы мы видели в лесу?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что было интересно?
- Обязательно расскажите дома о нашей прогулке по-зимнему, сказочному лесу.
Итог:
- Ребята, посмотрите что это? (нахожу волшебный мешочек, достаю на ощупь шишку)
- Да это же наши друзья -звери приготовили нам сюрприз. (дети по очереди угадывают что в мешке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия :"Самовар-жар птица"
Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....
Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."
Конспект о жизнидеятельности птиц...
Конспект занятия по рисованию "Птица счастья"
Занятиие по рисованию с детьми подготовительной группы, с исползованием ИКТ....
Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей ...
Конспект занятия по теме "Птицы"
Активизация и расширение словаря по теме "Птицы"....
Конспект занятия « Зима. Зимующие птицы «
Закрепление знания о зимующих птицах.Развивать дружеские взаимоотношения.Установление позитивного контакта....
Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».
Конспект занятия « Наблюдение за птицами на прогулке».Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.Задачи: узнавать птицу, называть части тела....