Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мельникова Анна Сергеевна

Дифференциация звуков Л-Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_smesharikov.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у Смешариков»

«Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Учитель-логопед: Мельникова А.С.

Цель: закрепить навыки четкого произношения звуков «Л-Р» в слогах, словах, во фразовой речи.  

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

-  закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения;

- упражнять в согласовании имён прилагательных с именами существительными во множественном числе.

Коррекционно-развивающие задачи:

-  развивать навыки подбора слов, содержащий данный звук; определение места звука в слове.

-   развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-   формировать положительную мотивацию на занятии;

-   воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, изображения смешариков Лосяша и Кроша, мяч, песок, картинки для артикуляционной гимнастики, опорные картинки звуков, логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1», логопедическая улитка, картинки со звуками [р] -[л], картинки с изображением букв Р Л.

        Организационный момент

Логопед: «Ребята, вы любите смотреть мультфильмы?»

Дети: дают свои ответы.

Логопед: «Сегодня нас в гости приглашают герои из мультфильма «Смешарики». Кто же это, вы догадаетесь, отгадав загадку».

«Хоть он и ушастик, собою хорош. Вы догадались? Конечно же …. (Крош)».

«Рогатый учёный, забавный типаж. Вы догадались? Это … (Лосяш)».

         Молодцы! Вы правильно отгадали.

         Они приготовили для вас очень интересные задания. Вместе с ними будем выполнять их и повторять звуки «Л», «Р».

Логопед: «Назовите первый звук в имени этого смешарика» (показ картинки Лосяша).

Дети: «Л».

Логопед: «Назовите второй звук в имени этого смешарика» (показ картинки Кроша).

Дети: «Р».

Логопед: «У каждого звука есть буква. Найдите мне букву звука «Л», букву звука «Р». Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу». Дети отдают букву Л-Лосяшу, Р-Крошу.

- «Скажите звук, и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?»

 Дети: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

(Дети садятся за столы).

Наши смешарики предлагают нам первое задание.

Задание 1.

Работа с настольными зеркалами.

Логопед: «Пододвинем к себе настольные зеркала. Давайте сравним работу губ, зубов и языка при произнесении звуков «Р» и «Л». Произнесите звук «Л».

Звук Л – гласный или согласный?»

Дети: «Звук согласный, мы его не можем пропеть».

Логопед: «Давайте немного «погудим». Чья это песенка?»

Дети: «Кораблика». (Долгий звук Л.) Артикуляция звука «Л» (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Логопед: «Произнесите звук Р. Гласный или согласный звук?»

- «Давайте теперь порычим. Чья это песенка?»

Дети: «Самолёта». (Долгий звук Р.) Артикуляция звука «Р» (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

Логопед: «Что общего между этими звуками и чем они отличаются?»

Дети: «Общее-звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет».

Хорошо мы справились с первым заданием и вот следующее.

Задание 2.  

Давайте с нашими друзьями выполним артикуляционную гимнастику.

Дети смотрят на картинку и выполняют гимнастику, а логопед читает стишок.

«Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

«Часики»

Влево-вправо, влево-вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий-

Получается лопатка.

 «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

«Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

«Лошадка»

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

 «Чистим зубы»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Логопед: Хорошо мы размяли наши мышцы языка. И наши герои приготовили для нас следующие задание.

Задание 3.

Дыхательная гимнастика: (ноутбук, логопедический тренажёр «Дэльфа-142.1») (дети подходят к компьютеру).

Логопед: «Смешарики очень любят отмечать день рождения. А что же является главным на дне рождении?»

Дети: «Праздничный пирог, торт».

Логопед: «Давайте мы задуем свечи на нашем праздничном пироге. Сделали язычок «лопаткой», вдох носиком, выдыхаем на «лопатку». (дети задувают свечи на торте). Молодцы!»

Дети садятся за столы.

Следующее задание, которое приготовили для нас наши герои.

Задание 4. «Поймай звук»

Логопед: «Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши - когда услышите звук Р. Топните– когда услышите звук Л»:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л (дети выполняют).

Логопед: «Теперь я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши– когда услышите слог со звуком Р, топните – со звуком Л»:

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ (дети выполняют)

Игра «Договори словечко».

 Логопед: «Добавьте в конце слова звук Р или Л, а затем произнесите всё слово целиком».

Помидо…- помидор, пена…-пенал, пова…-повар, забо…-забор, ме…-мел, вокза…-вокзал.

 «Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ».

В лесу летают кома...;

Дети сели за сто...;

У нас воздушные ша...;

В доме вымою по...

Задание 5. «Рисование на песке» (Дети подходят к столам с песком).

Наши герои предлагают мальчикам нарисовать предметы в котором есть звук «Р» на синем песке, а девочкам предметы со звуком «Л» на красном песке. (дети рисуют пальчиками рисунки на заданные звуки). Хорошо, молодцы! Идём дальше.

Задание 6.  «Измени слово»

Логопед: «А теперь мы с вами превратимся в волшебников будем изменять слова! Я бросаю мяч, называю слово со «Л», а вы попробуйте «Л» заменить на «Р» и получить новое слово». (Дети стоят в кругу, логопед каждому ребёнку кидает мяч, ребёнок отвечая кидает мяч обратно).

Лак - Рак                       Лама - Рама          Игла - Игра              Лука - Рука

Ложки - Рожки            Ложь - Рожь          Жалко-Жарко          Блошка – Брошка

Лов – Ров                      Дар – Дал              Мир- Мил                Жир - Жил

         «Хорошо у нас получилось! Мы с вами ещё раз убедились, что стоит только заменить один звук в слове на другой, как может получиться совершенно другое слово, с другим значением!»

А сейчас Крош и Лосяш предлагают нам отдохнуть и сделать зарядку.

Задание 7. Физкультминутка:

На интерактивной доске показана гимнастика, дети выполняют её.

Задание 8. «Речевая гимнастика» (Дети сели за столы).

Логопед: «Хорошо мы отдохнули и следующее у нас задание – речевая гимнастика. Слушайте меня внимательно. Сначала говорю я, потом все вместе. Затем кто-то один повторит».

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ла-ла-ла – лодочка плыла.

Ро-ро-ро – у Ромы ведро.

Ло-ло-ло – солнце село за село.

Ру-ру-ру – ноту верхнюю беру.

Ро-ло-ло – разноцветное стекло.

Ры-лы-лы – нас кусают комары.

Задание 9.  «Логопедическая улитка»

Логопед: «Ребята наши смешарики перепутали все картинки и не могут их разобрать. У Лосяша были картинки со звуком «Л», а у Кроша – со звуком «Р». Давайте поможем нашим друзьям. Мы будем выбирать картинку и определять, какой из заданных звуков слышится в её названии».

 (Дети по очереди берут с подноса карточку, называют картинку, определяют звук.)

Всё правильно!

Задание 10. «Загадки»

Логопед: «А сейчас наши герои предлагают нам отгадать загадки».

•        Это чей тоскливый вой часто слышится зимой?

Дети: Волк.

Логопед: в слове «волк» звук Л где находится?

Дети: в середине слова.

•        Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом.

Дети: Лопата.

Логопед: Где находится звук Л?

Дети: в начале слова.

•        Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»?

Дети: Дятел.

Логопед: Где находится звук Л?

Дети: в конце слова.

•        Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Дети: Рыба.

Логопед: Где находится звук Р?

Дети: в начале слова.

•        Без рук, без ног ползет.

Дети: Червяк.

 Логопед: Где находится звук Р?

Дети: в середине слова.

Задание 11. Игра «Один-много»

(Дети встали в круг).

Логопед: «А сейчас для нас ещё одно задание - я буду называть словосочетание в единственном числе и бросать мяч, кто поймает мяч, тот называет словосочетание во множественном числе и возвращает мне мяч».

Белый парус – белые паруса

Красивое облако – красивые облака

Морская волна – морские волны

Голубой карандаш – голубые карандаши

Жёлтая рубашка – жёлтые рубашки

Хрупкий бокал – хрупкие бокалы

Белая ромашка – белые ромашки

(Дети садятся за столы)

Задание 12. «Путаница»

         Логопед: «Наши герои всё перепутали и составили неправильно предложения. Давайте поможем и исправим эти ошибки».

Ватрушка съела старушку. - Старушка съела ватрушку.

Рубашка стирает Рому. – Рома стирает рубашку.

Стол поставили на лампу. – Лампу поставили на стол.

На белке сидит ёлка. – Белка сидит на ёлке.

Бревно ползет по муравью. - Муравей ползёт по бревну.

Молодцы!

Итог занятия.

Рефлексия.

Логопед: «Ну вот и закончились все задания. Ребята у кого мы были в гостях?» Ответ детей.

 «Какие звуки есть в именах наших смешариков?» Ответ детей.

«Крошу и Лосяшу очень понравилось с вами играть. Я думаю мы научили их различать звуки «Л-Р». И за вашу хорошую работу они дарят вам свои фотографии на память».

 Раздаём каждому ребёнку картинку со смешариком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...