Конспект по развитию речи " Семья и семейные традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чувашова Светлана Николаевна
Конспект по развитию речи " Семья и семейные традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_semya_i_semeynye_traditsii.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи: «Семья и семейные традиции»

Возрастная группа: Старшая группа

Образовательная область: «Развитие речи»

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие» что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования.

Цель: формирование представлений о семье и семейных традициях, объединяющих семью.

Задачи:

1. расширять представление детей о семье, о родственных отношениях;

2. активизировать и обогащать словарный запас детей;

3. воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям.

Предварительная работа: беседа «Моя семья», рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов, рисунки детей «Моя семья».

Ход НОД:

Приветствие: 

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Родина моя!        

Здравствуй, вся моя семья!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Воспитатель: Ой ребята, что это за шум? Пойдёмте посмотрим, что там случилось (воспитатель уходит с детьми в приемную, по телевизору демонстрируется космос…. Космические звуки привлекают внимание детей.) На экране появляется инопланетяне. 

Воспитатель: -Посмотрите ребята, к нам приземляется Пришелец из космоса.

Пришелец - Здравствуйте, Земляне! Вас приветствует Пришелец из далекой планеты, а для простоты зовите меня Поли.

Нам очень нравится исследовать космическое пространство.   Однажды мы направили свои космические телескопы и открыли вашу планету ЗЕМЛЯ.

Мы увидели, как живут земляне: интересно, весело и дружно и решили прилететь к вам - поселиться на вашей планете. Мы хотим узнать, что интересного есть на вашей планете. А самое главное, что такое семья? Помогите нам.  

Воспитатель: Ребята, поможем нашему Пришельцу? Расскажем о том, что такое семья? И как дружно мы в семье живем. 

Воспитатель: А начнем с пальчиковой игры «Дружная семья»? (Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет заложит хорошую базу для красивой и грамотной речи. Подготовит руку ребенка к письму, разовьет усидчивость и интерес к получению новых знаний.)

      Пальчиковая игра «Дружная семья».

Сначала самомассаж пальчиков. 1,2,3,4,5-начинам мы играть.

Дети поочередно загибают пальцы в кулачок:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,        

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Пришелец: Совсем непонятно, семья –пальчики???

Воспитатель: Нет, конечно! Ребята, давайте расскажем гостю о наших семьях.

Милана 1

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда.

Это моя дружная… семья.

За столом нас очень много:

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка –

Это вся моя… семья.

 Воспитатель: - ДА! Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Как должны относится люди друг к другу в семье? (дружить, любить, ухаживать, защищать).

Воспитатель: - Какие вы, ребята, молодцы: всё знаете про свою семью и

родственников. Расскажите нашему гостю о своей семье.

Маша 2:

Бабушка и дедушка,

Мамочка и папочка,

Братик старший у меня,

И два младших.

Собачка Арми.

И ещё, конечно, я.

Очень дружная семья!

Пришелец: - а кто такая мамочка?

Захар 3:

Мама покупает мне игрушки,

Сказку мне читает перед сном,

С мамой мы как лучшие подружки,

И друг с другом делимся добром.

Пришелец: - а кто папа?

Даниил 4:

У меня есть папа!

Спросите, какой он?

Самый СИЛЬНЫЙ папа,

самый ХРАБРЫЙ воин!

Добрый. Умный самый.

Как не похвалиться.

Папой только с мамой

можно поделиться.

Пришелец: - а бабушка?

Демид 5:

Моя бабуля лучше всех -

Печет и стряпает вкусняшки.

Она рассказывает сказки,

И для меня все позволяшки.

Пришелец: - а дедушка?

Лиза 6:

Мой дедуля самый лучший,

Даже мне готовит суши.

Папе с мамой помогает,

Бабушку оберегает.

Пришелец: - а сестра?

Лена:

Сестра родная как подруга,

Игрушки делим пополам.

Аня:

Конфеты дарим друг для друга,        

Совсем не скучно нам.

Пришелец: - а братик?

Вероника 8:

Братишка добрый, умный, чуткий,

Всегда поможет и поймет,

Его игрушками играю,

Когда в школу он уйдет.

Воспитатель: - Вот дорогой пришелец, теперь ты знаешь, что такое семья и кто в нее входит.

Пришелец: - Да, теперь я имею представление, семья- это очень интересно.

- Ребята, а вы знаете какой транспорт для полета в космос используют на нашей планете?

Воспитатель и дети: Да, знаем. Ракету.

Воспитатель: А давайте немного подвигаемся и покажем наши ракеты.

Физкультминутка: Я, ракета!  

Пришелец: Ух, какие вы молодцы!

Воспитатель: Да, мы знаем на каком транспорте ты к нам прилетел Поли, а вот ты догадался, что у всех наших детей семьи разные.

Пришелец: Логично, только чем они отличаются друг от друга?

Воспитатель: Ребята, а вы как вы думаете?

Ответы детей….. (семьи все разные – бывают большие и маленькие. В семье бывает один ребенок, два и больше, их называют многодетными. Люди из разных семей

отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах).

Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена все народы составляли пословицы и поговорки о семье.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о семье?

Дети: «Вся семья вместе и душа на месте».

«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют».

«Нет такого дружка, как родная матушка».

«Семья ладом полна».

«В семье согласно, так и дело прекрасно»

«Добрая семья прибавляет ума».

Воспитатель: Еще, главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои.

Пришелец: А что такое традиция?

Воспитатель: Традиция– это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек). 

Например, традиция встречать Новый год всей семьёй,

летом вместе ездить на море,

отмечать всей семьей дни рождения, праздники и многое другое.

Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях.

 У кого из вас есть такие альбомы? Ответы детей.

 А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое) дерево.

Ребята,  давайте составим  Древо жизни семьи!

Воспитатель: - Ребята, а как называется фотография, где изображена семья?

(ответы детей (семейная).

Воспитатель: Дорогой гость, дома ребята подготовили рисунки своей семьи, и мы сегодня организуем выставку. Ребята, а как назовем нашу выставку? (Ответы детей.)

Ребята, скажите в вашей семье какая традиция соблюдается?

Ответы детей.

Воспитатель: Дорогой пришелец, тебе понравились наши рассказы о семье и семейных традициях?

Пришелец: Да, очень! Я тоже хочу, чтобы у меня была семья

Подведение итогов:

Воспитатель: -Итак, ребята, еще раз напомним нашему гостю, что самое главное в жизни для каждого из нас, это…..?

Правильно, семья!

- А какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

- И помните, ребята, что «Хорошая семья – традициями крепка».

 А теперь попрощаемся с нашим гостем и пусть он расскажет на своей планете о семье и о ее традициях. И подарим ему нашу групповую фотографию на память. 

До свидания, пришелец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

Конспект по развитию речи в средней группе «ТРАДИЦИИ НАРОДА»

Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордос...

Конспект занятия Тема: Моя семья и «Семейные традиции». 2019г.

Задачи: Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развит...

Конспект НОД по развитию речи « Семья и семейные традиции»

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семья  – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей и в нашем селе тоже ...

Конспект НОД по теме "Семья и семейные традиции"

Конспект НОД в средней группе по теме "Семья и семейные традиции"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе на тему: «Семья и семейные традиции»

Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательност...

Конспект занятия по развитию речи: «Семья и семейные традиции»

Конспект занятия по развитию речи: «Семья и семейные традиции»Возрастная группа: Старшая группа Образовательная область: «Развитие речи»Интеграция образовательных областей: &la...