Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.
Постановка задач
Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:
Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.
Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.
Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).
Задачи
Для детей:
1. Образовательные:
-вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
-приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах;
-ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель;
-учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; высказывать свое отношение к героям сказки.
2. Развивающие :
-развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
-развивать познавательные способности детей, артистические навыки. Сценическое творчество детей, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица, подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Воспитательные:
-поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
-побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
-формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
Для родителей:
-повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о театрализованных играх, проводимых с детьми в детском саду;
-развивать у родителей интерес к театрализованной деятельности, привлекать к сотрудничеству.
Предполагаемый результат
Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.
Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.
Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.
Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.
Реализация поставленных задач
Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления человека. В развитии способностей детей дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность, театрализованные игры, которые способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Для детей дошкольного возраста применяют следующие формы организации театрализованной деятельности:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей: театрализованные игры; речевые игры; инсценировка потешек, песенок, стихов; игры – драматизации; подвижные речевые игры с персонажами сказок.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни: посещение детьми театрализованных представлений;
3. Взаимодействие с родителями: культурно-досуговая деятельность в виде развлечений, праздников, концертов для родителей.
Для всестороннего развития детей и формирования интереса к театрализованной деятельности в ясельной группе необходимо создать уголок театра, который включал бы в себя:
- книги (детская художественная, познавательная и методическая литература);
- уголок ряженья, короны, кокошники;
- фланелеграф;
- ширмы;
- аудио записи: с голосами животных, музыки, песенок для сопровождения спектаклей;
- музыкальные инструменты: бубны, гармошки, барабаны, трещотки, дудочки, металлофон и др.( для создания шумовых эффектов);
- разнообразные виды театра: пальчиковый, конусный, настольный, кукол би-ба-бо, плоскостной, театр масок, деревянный.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в ясельной группе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Наблюдая за детьми в ясельной группе, я заметила, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.