Карты Проппа, как средство развития связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Что же может быть важнее хорошо развитой речи? Проблема развития речи особенно важна сегодня. Без правильной связной речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Дошкольники питают особый интерес к волшебным сказкам. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.propp_.docx117.13 КБ
Файл karty.docx248.12 КБ
Файл nashi_karty.docx981.85 КБ
Файл karty_proppa.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

«Карты Проппа, как средство развития связной речи дошкольников»

Винокурова С.В., воспитатель,

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

Детский сад № 24

городского округа – город Камышин

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский 

Что же может быть важнее хорошо развитой речи? Проблема развития речи особенно важна сегодня. Без правильной связной речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Дошкольники питают особый интерес к волшебным сказкам. Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Исходя из этого, для работы по развитию связной речи детей  решила применить методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа.

Цель:

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  2. Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.  
  3. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
  4.  Способствовать повышению поисковой активности.              
  5. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.                                                                                            

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, выделил в них набор сказочных ситуаций, или функций (в литературоведении функция — это действие персонажа). В. Пропп утверждал: «Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку».

Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна. Но не каждая сказка содержит все эти элементы, Последовательность их может варьироваться, возможны перескоки, добавления, объединения. Сказка может начинаться не с первой функции, а например, с пятой или десятой. Всё это не нарушает ход самой сказки.

Карты Проппа  начали использовать еще в средней группе детского сада. Карты для детей этого возраста сделали их яркими и красочными. При чтении сказки выкладывала подходящие картинки в ряд. Ребята проявляли большой интерес к карточкам, рассматривали, играли и обсуждали их. Карты вводились постепенно, от сказки к сказке, и легко запоминались детьми. Учили пересказывать отрывки по схемам из 3 – 5 картам. В старшей группе стали применять схематические карты, опираясь на 27 функций. При помощи карт Проппа пересказ сказки давался ребятам намного легче . В подготовительной группе сада, использовали карты Проппа не только для пересказа сказок. Ребята в этом возрасте пробовали сами сочинять сказки. Придумывали начало и конец, выбирали главного героя, антигероя, давали им характеристику, строили свой, интересныйсюжет.

 Значение «карт Проппа»

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство («давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве, в три девятом государств», «За горами, за лесами, за широкими морями»).
2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклон», «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить», «уехали родители», «заболела бабушка»).
3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, или с благословения родителей разыскивают сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, либо превращается в козлика).
6. Появление друга – помощника (серый волк, кот в сапогах, конёк – горбунок, фея).
7. Способ достижения цели (полет на ковре - самолете, использование шапки - невидимки и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Победа (разрушение злых чар, уничтожение Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование или погоня (Какая сказка, как и детектив, не обходится без погони? Героев   преследуют   гуси - лебеди, Змей Горыныч, Баба - Яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее  симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью  волшебных средств, преодолевает огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. (Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба - Яга дает девушке задание выполнить домашнюю  работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень, царь велит принести перо).
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться,  появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба - Яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, клубочек, полотенце, перышко, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер или испечь хлеб; построить дворец или летучий корабль за одну ночь; принести то, не знаю что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием - погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше и моложе).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета).
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол-царства в придачу).
28. Мораль (вывод, который можно сделать из случившейся истории).

Использование «карт Проппа» покажу на примере сказки «Красная Шапочка», Шарля Перро

hello_html_75d6aa23.png

Карта - Жили - были

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

hello_html_380053e0.png

Карта - Герой покидает дом

                         

 Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

hello_html_m5a1d33a9.png

Карта – Запрет

   «Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай»,– наказывала ей мама. «Ни с кем, не разговаривай по дороге, это очень опасно».

hello_html_m2d3bb261.png

Карта - Нарушение запрета

       Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю  деревни.

hello_html_m578626ab.png

Карта - Враг начинает действовать

    Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

hello_html_13f4acb1.png

Карта - Появляется Ложный Герой

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

hello_html_10b552c.png

                  Карта - Разоблачение Ложного Героя

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы» — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

      Карта - Появление друга – помощника

Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

hello_html_346215e7.png

Карта - Враг оказывается поверженным

Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка.

hello_html_5d5ef056.png

Карта - Счастливый конец

А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка - обе целые и невредимые. 

hello_html_1ed6f78b.png

Карта – Мораль

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

Таким образом, я надеюсь, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании, сочинении сказок. Карты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.



Предварительный просмотр:

Карты Проппа           

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

  Карты Проппа       

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа                     

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа  

Карты Проппа

Карты Проппа

Карты Проппа



Предварительный просмотр:

КАРТЫ ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВИЧА ПРОППА,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Винокурова С.В., воспитатель,

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

Детский сад № 24

городского округа – город Камышин

https://web.iburg.ru/uploads/object/7759532/73699ce476691e13325c729b4d1ac703.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2016/09/07/3846.jpg

http://www.avg-ekb.ru/gallery/product/1548/tn_1136_1.jpg

https://anticollectorburo.ru/wp-content/uploads/2015/10/1-1.jpg

1.Жили - были

2.Особое обстоятельство

3. Запрет

4.Нарушение запрета

http://png.clipart.me/istock/previews/1381/13814852-men-exit-from-the-door.jpg

https://avatanplus.com/files/resources/mid/573328dfcc3071549fd7aa5c.png

http://www.clipartsuggest.com/images/186/displaying-20-images-for-clipart-man-walking-up-stairs-JvgQjz-clipart.jpg

https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/thumb_COLOURBOX3969247.jpg

5.Герой

покидает дом

6.Появление друга - помощника

7.Способ достижения цели

8. Враг начинает действовать

http://ufaopt.ru/uploads/1181804.jpg

http://www.videowave.it/images/categorie_servizi/animation_big.png

https://remontuzel.ru/wp-content/uploads/2012/02/efa0bf0a571c-300x279.png

9.Победа

10. Погоня

11.Спасение от преследования

12.Даритель испытывает героя

http://npgt.ru/images/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/2016/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%20%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%A1%D0%9D%D0%9E!/1.jpg

https://www.litmir.me/BookBinary/568783/1488889893/i_001.jpg/0

http://file1.edudip.com/my/event_images/82/e6/Big_51222.jpg

13. Герой выдерживает испытание

14. Получение волшебного средства

15.Отлучка

дарителя

16. Герой вступает в битвы с врагом

http://diysolarpanelsv.com/images/arzthelferin-clipart-43.jpg

http://tsborki.by/wp-content/uploads/2016/09/klientov_po_ruchnym_instrumentam.jpg

http://www.structurecompliance.com/shop/images/th2_p.39.1-site_safety_plan.jpg

17. Враг оказывается поверженным

18. Метят героя

19.Герою дают сложное задание

20.Герой выполняет задание

https://previews.123rf.com/images/frenta/frenta0911/frenta091100137/5965017-Knight-puppet-in-an-armour-with-a-board-Over-white-Stock-Photo.jpg

http://st.depositphotos.com/1552219/1336/i/950/depositphotos_13365445-stock-photo-thinking.jpg

21.Герою дают новый облик

22.Герой возвращается домой

23. Героя не узнают дома

24. Появляется ложный герой

https://yt3.ggpht.com/-DupBocJmTY0/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/oyXb1DYl4gc/s900-c-k-no-mo-rj-c0xffffff/photo.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/thumbnails/images/OldImages/2017/karty-proppa20-fit-228x159.jpg

25. Разоблачение ложного героя

26. Узнавание героя

27. Счастливый конец

28. Мораль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Карты Владимира Яковлевича Проппа, как средство развития связной речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 городского округа – город Камышин Воспитатели: Н.А .Изотова С.В. Винокурова 2018 год

Слайд 2

Актуальность Что же может быть важнее хорошо развитой речи? Проблема развития речи особенно важна сегодня. Без правильной связной речи нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Слайд 3

Цель: Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием карт Проппа. Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение. - Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи. - Способствовать повышению поисковой активности. - Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

Слайд 7

Значение карт В.Я. Проппа

Слайд 8

«Красная Шапочка» Шарль Перро

Слайд 9

«Сказка про Утенка Пик»

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Слайд 12

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. Г.Х.Андрсен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты В.Я.Проппа как средство развития связной речи старших дошкольников

Карты Проппа позволяют стимулировать развитие внимания,памяти,восприятия,творческого вооброжения и активизируют связную речь. Карты Проппа, как конструктор, из  деталей которого  можно сложи...

Презентация проекта «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

«Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»Воспитатель, учитель дефектолог : Поздеева Ю.А.    Развитие связной речи детей является одним из напр...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....