Альбом по развитию речи "Что я знаю и умею"
методическая разработка по развитию речи
Описание образовательной деятельности с дидактическим пособием
Цель данного пособия: преодоление речевого негативизма и развитие общения у ребенка, обогащение активного словаря. Развитие понимания речи и уточнение значения слов, работа над грамматическим строем и формирование связной речи.
Данное пособие представляет собой альбом, в котором дидактические и речевые игры расположены на девяти страницах.
Возраст участников: от 2 до 4 лет.
Количество участников: от 1 до подгруппы детей.
Пособие может быть использовано в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого).
Место проведения: возможно, использовать в группе, на игровых участках и на улице.
Продолжительность образовательной деятельности с использованием пособия: временное использование от 5 до 15 минут при организованной образовательной деятельности.
Использование игрового пособия побуждает детей к речевой активности, творческой импровизации, оригинальному использованию уже полученного ранее социального опыта. Пособие органично на организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с пособием детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на картинках-карточках вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность. В совместной деятельности воспитатель может использовать данное пособие в любом режимном моменте и на этапе адаптации детей.
Авторское многофункциональное пособие направлено на развитие динамики становления речеязыкового механизма ребенка. Создаёт оптимальные условия для обогащения и накопления речевого опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Авторское пособие может также выступать в качестве «помогатора» родителям при организации игровой деятельности в условиях семейного образования. Какие дидактические игры мы можем найти на страницах альбома:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_po_razvitiyu_rechi.docx | 904.76 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«ЧТО Я ЗНАЮ И УМЕЮ»
Дидактическое пособие для детей
младшего дошкольного возраста (2 – 4 г.):
Альбом по развитию речи «Что я знаю и умею».
Составила: Тузеева Елена Геннадьевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» пос.Трудовой НМР РТ
I квалификационная категория
№ | Критерии | Описание |
1 | Название дидактического пособия | Альбом по речевому развитию « Что я знаю и умею» |
2 | Автор | Тузеева Елена Геннадьевна |
3 | Цель использования дидактического пособия | 1.Преодоление речевого негативизма и развитие общения у ребенка, обогащение активного словаря. 2.Развитие понимания речи и уточнение значения слов, работа над грамматическим строем и формирование связной речи. |
4 | Методическая ценность | Стимуляция лепета, лепетных слов у детей раннего возраста, развитие активного словаря и речи, общения, вызов положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи, импрессивного и экспрессивного словаря |
5 | Возможности использования | При организации образовательной, совместной, самостоятельной детской деятельности. Также пособие может использоваться при проведении мастер-классов для родителей, при совместных играх с родителями в условиях семейного воспитания |
6 | Область применения | Речевое развитие |
Описание образовательной деятельности с дидактическим пособием
Цель данного пособия: преодоление речевого негативизма и развитие общения у ребенка, обогащение активного словаря. Развитие понимания речи и уточнение значения слов, работа над грамматическим строем и формирование связной речи.
Данное пособие представляет собой альбом, в котором дидактические и речевые игры расположены на девяти страницах.
Возраст участников: от 2 до 4 лет.
Количество участников: от 1 до подгруппы детей.
Пособие может быть использовано в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого).
Место проведения: возможно, использовать в группе, на игровых участках и на улице.
Продолжительность образовательной деятельности с использованием пособия: временное использование от 5 до 15 минут при организованной образовательной деятельности.
Использование игрового пособия побуждает детей к речевой активности, творческой импровизации, оригинальному использованию уже полученного ранее социального опыта. Пособие органично на организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с пособием детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на картинках-карточках вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность. В совместной деятельности воспитатель может использовать данное пособие в любом режимном моменте и на этапе адаптации детей.
Авторское многофункциональное пособие направлено на развитие динамики становления речеязыкового механизма ребенка. Создаёт оптимальные условия для обогащения и накопления речевого опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Авторское пособие может также выступать в качестве «помогатора» родителям при организации игровой деятельности в условиях семейного образования. Какие дидактические игры мы можем найти на страницах альбома:
«Скажи предложение»
Цель: развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.
Ход игры: воспитатель предлагает детям набор картинок, их которых необходимо составить простое предложение. Например: мама – моет – апельсин и т.д.
«Один – много»
Цель: умение употреблять существительное в единственном и множественном числе.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Задача детей назвать, что на картинке. Например: У меня один кубик и много кубиков.
2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Например: пчела – пчелы, кубик – кубики.
"Какой? Какая? Какое?"
Цель: закрепление умения детей образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.
Ход игры: в центре - картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (сок – какой? Сок яблочный, томатный, апельсиновый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
«Скажи наоборот»
Цель: развитие умения подбирать слова противоположные по смыслу; активизировать в речи, усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель показывает, называет картинку, а дети по очереди называют слово противоположное по значению: холодный - горячий и т.д.
«Что перепутал художник?»
Цель: умение находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки - нелепицы, попросить ребёнка перечислить неправильные места и почему данное изображение ошибочное.
«Четвёртый лишний»
Цель: умение устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя.
«Что к чему?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи, логического мышления, формирование способности различать и группировать предметы по определённым признакам.
Ход игры: детям предлагается подобрать картинки по определенным признакам.
"Что где находится?"
Цель: развитие умения детей правильно употреблять в речи пространственные предлоги (за, около, из, перед, в, на, над, закрепление умения отвечать на вопросы воспитателя полными распространенными предложениями, развитие внимания, мышления, усидчивости.
Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Пальчиковые игры
Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Чистоговорки
Цель чистоговорок — это выработка автоматизированного правильного четкого произношения, развитие речи дошкольника и дифференциация всех звуков, которые активно помогут развить речь ребенка в игровой форме. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом.
Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.
Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.
Бормоталки и Подражалки
Бормоталки и подражалки учат ребёнка произносить сложные звуки, помогают чувствовать ритм, прорабатывают артикуляцию для красивой и правильной речи.
Бормоталки и подражалки желательно повторять 2–3 раза в течение дня по 3–4 минуты.
Когда ребёнок усвоит правильное произношение бормоталок, можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения;
- выделять закрепляемый слог ударением, например: «бу-бу-бу — сидит филин на дубу»;
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком.
При произношении обращайте внимание на незнакомые ребёнку слова и старайтесь объяснить их смысл. Предложите малышу придумать свою бормоталку — так он будет
совершенствовать творческое мышление и воображение.
Не забудьте напомнить ребёнку, что начало бормоталки является её окончанием.
Загадки
Цель: расширение и обогащение знаний детей об окружающих предметах, развитие логического мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ.
Ход игры: Дети сидят на скамейке, на стульчиках. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тренинг "Я знаю, я умею, я могу"
Психологическое мероприятие в форме игровго тренинга для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект викторины «Знай и умей»
Воспитывать желание заботиться о птицахвоспитывать желание заботиться о птицах...
Проект Я знаю, я умею ( познавательное и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста)
Развитие познавательных способностей у детей является актуальной проблемой современного дошкольного воспитания . В настоящее время необходимо подобрать эффективные приёмы развития интеллектуальн...
Рабочая программа "Все знаю и умею"
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэто...
Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...
Итоговое родительское собрание в форме КВЕСТ «Что я знаю и умею»
Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventure game)Цель:эмоциональное сближение родителей и детей.Задача: усиление роли семьи в воспитательном процессе, улучшение отноше...
Говорим правильно «Альбом по развитию речи для самых маленьких» комплексная система по развитию речи у детей от 1,5 до 3 лет. С.В.Батяева и Е.В.Савостьянова.
Пособие позволит сформировать у ребенка правильную речь. Последовательно выполняя упражнения, вы поможете малышу перейти от понимания речи к произнесению сначала отдельных звуков и слов, а затем целых...
- Мне нравится (1)