"Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дубинина Лариса Павловна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по сравнению картин И.И.Левитана "Золотая осень" и Е.Е.Волкова "Октябрь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень в произведениях поэтов, художников и композиторов»

Цель: Познакомить детей с изображением осени в произведениях художников, поэтов, композиторов.

Задачи:

  1. Образовательные: через эмоциональное восприятие произведений искусства обобщить знания детей об осени и ее признаках; совершенствовать умение понимать настроение художественного произведения, передавать его в рисунках.
  2. Развивающая: развивать образную речь, словарный запас детей, фантазию и воображение, образное мышление.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Материал:

Картины: И. И. Левитан «Золотая осень»; Е. Е. Волков «Октябрь», аудиозаписи: Чайковский П.И. «Октябрь. Осенняя песня» ,  Вивальди А. «Осень» из цикла «Времена года»; тонированные листы, акварель, кисти, коктейльные трубочки, салфетки.

Ход деятельности.

Сегодня так светло кругом,

Такое тихое молчанье,

Что можно в этой тишине

Услышать листика шуршанье. (И. Бунин)

Ребята, о каком времени года говорят эти поэтические строки? (Об осени)

-Все считают, что осень – грустная пора, но ведь, она приносит с собой не только хмурое небо и холодный дождик. Сколько красоты и радости мы можем встретить в осенних садах, скверах и лесах.

-Мы с вами будем сегодня говорить об осени. А вы знаете приметы осени? Сейчас проверим:

Игра: «Да или нет»

Осенью растут цветы? (нет)

А давайте уточним, какой осенью

не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)

Осенью растут грибы? (да)

Тучки солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Туманы осенью плывут? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Достаем ли сапоги? (да)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать? (да)

-Осенняя погода очень переменчива, как наше настроение. Поэты, художники, композиторы передают эту смену осеннего настроения в своих стихах, в красках, в музыке. Послушайте как А. С. Пушкин писал об осени (читает ребенок):

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

-Для каждого месяца осень-художница нашла свои краски. Давайте посмотрим, какой многоцветной бывает осень. Дети рассматривают картину «Золотая осень» И. И. Левитана

-Как вы думаете, какая осень изображена на картине? (золотая осень)

-Кто нарисовал эту картину?

-Как она называется?

-Какой показал Левитан осень? (Нарядной, яркой, золотой, весёлой).

-Какие цвета использовал художник? (Жёлтые, оранжевые, красные).

-Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Тёплые).

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

-Какое настроение у вас возникает? (радостное, веселое)

-А сейчас с вами мы послушаем музыку композитора Антонио Вивальди, которая так и называется «Осень». Прослушивание отрывка

-Расскажите мне, пожалуйста, какая музыка по характеру сейчас прозвучала.

(Веселая, праздничная, задорная, игривая…)

-На картине И.И.Левитана «Золотая осень», осень яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная. Художник запечатлел прекрасное мгновенье сказочной красоты. Композитор передал ее в музыке, а поэт Тютчев написал такие стихи:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

-Давайте рассмотрим еще одну картину, и вы нам расскажите, какую осень изобразил художник.

Дети рассматривают картину Е. Е. Волкова «Октябрь»

-Картина называется «Октябрь» и написал ее художник Ефим Ефимович Волков. На картине изображена середина осени, когда большая часть природы уже потеряла свой красивый разноцветный наряд. Извилистая речка уводит наш взгляд вдаль, где сквозь осенний туман темнее хвойный лес. Слева на высоком берегу реки, среди невысоких деревьев стоит старый деревянный дом, отражающийся в холодной воде.

На переднем плане изображены стволы берез, которые уже потеряли свой золотой наряд, и только одинокие листочки видны на тонких ветках. Среди берез изображена тропинка, по которой уже давно никто не ходил. Сквозь серое небо пытается пробиться тусклый свет осеннего холодного солнца.

-Какие краски на картине? (холодные, серые сдержанные, неяркие)

-Одинокая фигура с котомкой за плечами создает этому осеннему пейзажу настроение грусти и одиночества.

-Сейчас я предлагаю вам послушать «осеннюю» музыку композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года».

Звучит фрагмент «Осенней песни» П. И. Чайковского

-Какую осень вы представляли себе, слушая эту музыку? (Хмурую, дождливую, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода).

-Почему вы так думаете? (музыка грустная, печальная, тихая, задумчивая).

-Ребята, мы постарались с вами рассказать об осени словами и музыкой. А теперь, давайте попробуем изобразить осень в наших рисунках.

-Какие цвета у поздней осени? (холодные, серые)

Помогут изобразить нам позднюю осень коктейльная трубочка, а такое рисование называется кляксография.

-С помощью трубочек мы будем выдувать ствол и ветки деревьев. Кисточку надо намочить водой, потом в краску, коричневую или черную, важно чтобы краска была жидкая, капаю внизу листа и дую из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Если вы хотите, чтобы веточек было больше, то трубочку надо покачать в сторону, трубочку можно наклонять и переворачивать лист. Капать и раздувать краску до тех пор, пока наши пятна не превратятся в дерево.

-Низ листа смачиваем водой, ствол пока не трогаем. И добавляем краски, которые соответствуют времени года: охра, коричневый, немного зеленого, желтого. Теперь точно также трубочкой начинаем выдувать, покачивая трубочкой, получается трава, кусты.

-Можно нарисовать дождь, для этого надо рисунок перевернуть, ставим синюю кляксу и выдуваем.

-Осталось нарисовать листочки. А помогут нам в этом пальчики.

Дети, проходят к столам и принимаются за выполнение работ. Во время работы звучит музыка П. И. Чайковского и А. Вивальди. После завершения работы дети вместе с воспитателем проходят и рассматривают рисунки.

Рефлексия:

-С какими картинами мы познакомились?

-Одинаково ли художники изобразили осень?

 -Какую технику рисования мы сегодня использовали? Понравилось вам рисовать таким образом?

-Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень в произведениях русских художников.

Презентация поможет познакомить детей с творчеством русских художников, о том, как художники изобразили осень в своих произведениях. Красота природы осенью – неповторима. Многие х...

Музыкальная гостиная "Образ весны в творчестве поэтов, художников и композиторов ".

Знакомим детей с выдающимися произведениями искусства, знаходимся с творчеством П.Чайковского и А.Вивальди, с репродукциями художников И.Левитана и А. Саврасова, как они отражают весну в своих произ...

Презентация "Осень в произведениях русских художников"

quot;Осень в произведениях русских художников"...

"Зима глазами поэтов,художников и композиторов".Комплексное занятие в ДОУ по музыке и изобразительному искусству для детей 6-7 лет в ДОУ.Конспект с презентацией.

laquo;Зима глазами поэтов, художников и композиторов». Конспект по художественно-эстетическому развитию ( музыка и изодеятельность) для детей старшего дошкольного возраста.«Зима гла...