Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Берегите птиц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жабина Елена Викторовна

- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_beregite_ptits.docx223.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Берегите птиц»

C:\Users\Zver\Desktop\8939314c-65ab-5061-9910-c1a93ca4c4e0.png

Выполнили: воспитатель

Жабина Е.В.

Котовск 2023

Тема: «Берегите птиц»

Цель: Продолжать формировать основы экологической культуры .

Программное содержание:

- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;

- расширять представления о зимующих птицах;

- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г.Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина), рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.

Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, Д/И, беседа, психогимнастика, объяснение воспитателя, физкультминутки.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Голоса птиц», ноутбук, карточки для ДИ «Живая пирамида», Лабиринт «Чей клюв»

ХОД ООД

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Каждый новый день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!»

Давайте и мы поприветствуем наше солнце, небо и землю.

 Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, синий ручеёк,

Здравствуй, матушка земля

Очень любим мы тебя.

    Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте. «У этого художника нет - и не может быть счастливого соперника во все времена на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели. Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт». Как вы думаете ,дети, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)

- Да, природа создает, дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров –птицы.

Воспитатель:

- Миллионы лет назад появились первые пернатые.

Как вы думаете, дети , почему их так называют?

- А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, и услышал удивительные звуки.

Что же доносилось с неба?

- Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная ,неповторимая, живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь . (музыка смолкает)

Воспитатель:

- А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев.

Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)

(унылым, безрадостным)

Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы?

Птицы – наши друзья, они уничтожают вредных насекомых, которые уничтожают листья на деревьях, траву, кору деревьев. Грызунов, которые портят корни растений.

Жучки и червячки, букашки и паучки на все растения нападут, обглодают ветки, почки, даже малые листочки! И не будет у нас ни деревьев и трав, ни цветов и плодов, ни зелёных лесов, вот что будет дети, если не будет птиц на нашей планете!

Воспитатель:

Мы с вами уже говорили о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Воспитатель:

Мы их кормим в это время года

Они нас летом отблагодарят

Вредителей садов и огородов,

Всех червяков и гусениц съедят.

- Ребята, скажите мне , чем питаются птицы?

Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.

Пшено и просо предпочитает воробей.

Ягоды рябины – снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое (несоленое) сало- синицы, дятлы.

Сырое мясо- синицы, вороны, дятлы, сороки.

Воспитатель.  Я хочу загадать вам загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

-Догадались? Конечно это - лес.На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

- Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

-Дети: Тепло, свет.

Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

- Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать,ответив на следующие вопросы:

- Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

Воспитатель: А если убрать растения?

Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Воспитатель: Хотим мы этого?

Дети: Нет.

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что МЫШКИ любят колоски. Сколько колосков мышка съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с колосками длиннее, чем полоска с мышками, и мышей меньше, чем колосков. Ну, а мышей не прочь отведать на обед сова. Сова большая, сильная. Чтобы ей быть такой сильной, нужно съесть много мышей. Поэтому мышей в лесу должно быть больше, чем сов, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: одна сова съедает много мышей, а одна мышь – много колосков. Таким образом, чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей больше, чем сов.

Воспитатель просит выложить вторую пирамиду и высказать свои мысли по поводу второй пирамиды.

 Игра «Живая пирамида»-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.Воспитатель раздает картинки, дети выстраивают «живые пирамиды».

I ряд

РАСТЕНИЯ

II ряд

ЖИВОТНЫЕ

травоядные

III ряд

ЖИВОТНЫЕ

мелкие хищники

колосья

мыши

сова

Лист, деревья

гусеница

синица

Шишки, сосна

Личинка жука

дятел

Обсуждается с детьми, поему они построили именно такую пирамиду.-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.                                                                                                  Воспитатель. - А еще птицы подсказывают людям, какую надо ожидать погоду: Ребята какие приметы вы знаете: Низко летают ласточки – (к дождю)Летают ласточки высоко – (к солнечной погоде)Ворона сидит на ерхушки дерева – (к морозу)Кукушки стали куковать – (морозам больше не бывать) Дидактическая игра «Чей клюв, лабиринт ?» -А закончи сегодняшнюю беседу прослушиванием стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослого и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием технологии моделирования, познавательно-исследовательских технологий)

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект совместной деятельностивзрослого и детей старшего дошкольного возрастана тему...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц»  Приоритетная образовательная о...

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Конспект  комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»воспитатель Сурякова Светлана.Цели: формировать экологическую культуру у детей; пр...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Зимующие птицы»Цель:обобщение знаний о зимующих пти...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы».

Конспект разработан для старшего дошкольного возраста -  представлены игры и упражнения по развитию речи и пополнению словаря детей на тему "Перелетные птицы"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Зимующие птицы"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Зимующие птицы"...