Формирование лексико-грамматической категории речи, средствами дидактических игр у дошкольников с ОНР
статья по развитию речи

Павлова Алина Валерьевна
Формирование лексико-грамматической категории речи, средствами дидактических игр у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1669290199092-1.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматической категорий речи средствами дидактических игр у дошкольников с общим недоразвитием речи.

        Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

      Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Г.А. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Развитие грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для тех, кто имеет её нарушения, поскольку в повседневной жизни они постоянно находятся и ориентируются в мире людей, вещей, предметов. Процесс развития грамматического строя речи у детей с ОНР осложняется специфическим характером их речевого недостатка, вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы сданной категорией дошкольников.

        Своевременная формирование лексико-грамматических конструкций у детей является важнейшим условием их полноценного речевого и общего психического развития  поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, а также в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения и формировании социальных связей.

        На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом оно выступает средством познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий.
        Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.
        Дидактическая игра –как игровой метод обучения дошкольников.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста.        Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. А сами правила грамматики довольно сложно воспринимаются детьми дошкольного возраста. В этом и состоит сложность обучения, которое еще осложняется и тем, что мы, взрослые, допускаем грамматические ошибки в своей речи и неосознанно формируем неправильную речь своих детей. Отсюда следует, что важнейшей заботой взрослого при общении с ребенком должна быть забота о том, чтобы дети слышали грамотную речь и как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка.
        Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

-игровые правила ;
-игровые действия;
-окончание игры, подведение итогов.
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи можно разделить на 
три основные группы:

1. Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру  игры"Ателье", "Кафетерий"и др.);
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете");
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: 
хотеть, звонить, бежать и др.(игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).
2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы:
- Образование названий детенышей животных.
- Образование названий профессий.
- Образование названий посуды.
- Образование однокоренных слов.
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов: 
заяц - заинька, зайчонок;
- приставок: 
шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: 
настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?; и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…".

Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей.

                                      Копилка игр по формированию лексики

Карточка №1
Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
а) «Лишнее» слово среди имен существительных; б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных; в) «Лишнее» слово среди глаголов.
Карточка №2
Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Карточка № 3
Послушайте слова.
Какие из них обозначают овощи?
Послушайте слова
Назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.
Послушайте слова.
Какие из  них обозначают транспорт?
Карточка №4
Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).
Гвоздь — молоток, шуруп...
Резина — шина, сталь...
Птица — гнездо, человек...
Пальто — пуговица, ботинок...
Утро — ночь, зима...
Слова  для  справок:  отвертка,  обложка,  шар,  семя,  медленнее,  наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
Карточка № 5
Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1. для прикрепления бумаги к доске;
2. можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3. сдать в металлолом;
4. провести маленький круг (окружность);
5. положить на стол и т. д.
Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ...
Выбери правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
Карточка № 6
Игра «Назови части».
Возможны два варианта:
а) по картинке;
б) по представлению.
Карточка № 7
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в  которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Карточка № 8
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.
Карточка № 9
Выбрать из трех слова два слова – «неприятеля».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Карточка № 10
Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».
Слон большой, а комар ...
         Знания о проявлениях нарушений речи позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию.

Таким образом, проблема проявления нарушений коммуникативной функции речи у детей является актуальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством дидактических игр

На современном этапе наблюдается увеличение детей, поступающих в школу с речевыми нарушениями. А это препятствует формированию полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. Поэто...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: «Новый год»

Данные игры способствуют совершенствованию грамматического строя речи, пополнению словарного запаса детей, развитию связной речи, расширяют кругозор, помогают в решении вопросов умственного развития д...

«Дидактические игры как средство формирования лексико – грамматического строя речи у дошкольников». Семинар – практикум для воспитателей.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«Дидактическая игра как средство при формировании лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленны...