Конспект НОД по Речевому развитию "По сказочным тропинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соколова Татьяна Федоровна

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" с использованием инновационных технологий: сиквейн, сторителлинг в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЛУЧИК» ГОРОДА АЛУШТЫ

КОНСПЕКТ НОД ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СИКВЕЙН, СТОРИТЕЛЛИНГ

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ «СВЕТЛЯЧОК»

Тема: «По сказочным тропинкам»

Дата проведения: 18.11.2022 год

                                                                     Подготовила: Соколова Т.Ф., воспитатель

                                          Алушта, 2022 год

Тема: «По сказочным тропинкам»

Цель: формировать умения составлять рассказы описания по технологии сиквейн, формировать умение в составлении рассказов по замыслу с использованием технологий сторителлинг;  создать условия для формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками посредством сказок.

Задачи: 

Образовательные:

• Учить узнавать сказку по героям и иллюстрациям;

• Создавать условия для активной познавательной деятельности детей;

• прививать интерес к народному творчеству, к сказкам;

Развивающие:

• Создавать условия для развития речевой и познавательной активности детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

• Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

• Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к русским народным сказкам;

• Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;

• Воспитывать культуру поведения, умение слышать другого;

• Способствовать сближению и организованности работы в группе, осваивать умение работать в команде.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, клубок, мешочек со сказочными героями, печь, дерево с яблоками, пазлы 3 по сказке «Гуси- лебеди», 12 кубиков сторителлинг, сиквейн по сказке «Гуси-лебеди», книга муляж с конфетами.

Ход НОД

Организационный момент

Дети входят в групповое помещение под музыку

 -Здравствуйте, ребята.  Сегодня мы с вами будем читать русские народные сказки, посмотрите на экран, какая у нас есть красивая книга, давайте откроем и посмотрим, какие в ней есть сказки (на экране появляется изображение книги, книга открывается, а там пустые страницы)

Проблемная ситуация «Баба Яга украла сказки»

Что случилось? Страницы в книге пустые, куда делись все сказки? Куда же они исчезли? - Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

(Дети высказывают свои предположения) (звучит смех Бабы Яги)

«Здравствуйте, мальчишки и девчонки!  Это я,  Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать все страницы вашей книги по Стране сказок! Если хотите найти их, срочно отправляйтесь в Страну сказок, но  помните: каждая найденная страница поможет вам отыскать следующую страницу».

Не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить.  Хотите найти  страницы книги? (Ответы детей)

- Ребята, в какой стране Баба-яга попросила разбросать Могучего Ветра страницы из книги? Что  нам нужно сделать, чтобы найти страницы книги? О чём нас предупредила Баба-Яга в письме? Что мы должны запомнить? Как же нам попасть в Страну сказок? (Предположения детей).

-Правильно, ребята, волшебный клубочек. Вот у меня есть клубочек, только он еще не имеет волшебной силы. Чтобы  он помог нам найти  дорогу в Страну сказок, нужно наделить его волшебной силой. Скажите, пожалуйста,  почему русские народные сказки называются народными и относятся к устному народному творчеству? (русские народные сказки сочинил русский народ. Издавна люди рассказывали сказки друг другу, то есть передавали из уст в уста)

Давайте встанем в кружок и будем передавать друг другу клубочек, называя русские народные сказки, так  мы дадим волшебную силу нашему клубку.

Д/и «Назови сказку»

Цель:  закрепить знания названий сказок.

(Дети передают друг другу клубок, и называют русские народные сказки: «Жар-Птица», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Снегурочка», «Два Мороза», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Василиса Премудрая» и т. п.)

-Молодцы, ребята, наш клубочек стал волшебным. Произнесем волшебные слова и отправимся в путь. 

Игровая ситуация «Путешествие в страну Сказок»

На интерактивной доске – изображение дороги.

Нам клубочек помоги,

В Страну сказок приведи.

Воспитатель пускает катиться клубок в определенном направлении. Дети идут за клубком под музыку. На интерактивной доске – изображение Страны Сказок.

-Вот мы и оказались в стране Сказок, ребята, на пути у нас камень, это точно послание для нас, давайте прочитаем.

(Воспитатель читает послание: «Пойдешь направо - будет счастье, налево- тропка во дворец, в холмах отыщешь ты сокровища, а мудрецы дадут совет, пойдешь ты прямо по пути подсказку сможешь ты найти у мечтателя – мальца, который щуку принял за мудреца». 

- Ребята куда же нам дальше идти? Что за странная загадка? О каком герое идет речь? На чем лежал Емеля? Скорее к печи найдем задания.

На печи лежит мешочек с героями из сказок.

- Давайте встанем с вами вкруг и каждый достанет своего героя и ответит на вопрос «какой он?», опишем героев, которые там находятся.

Д/и «Какой?»

Цель улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

(Дети поочередно достают сказочного героя и дают ему характеристику)

-Молодцы, вы справились с заданием, посмотрите все на экран, появилась первая страница в книге, на которой написана какая сказка? (ответы детей) Да, это сказка «По щучьему веленью».

А в конце есть подсказка, куда нам дальше с вами идти.

(Воспитатель читает послание:

«Путь вы дальше продолжайте, к лесу смело вы шагайте, побыстрее все пойдем, в лесу яблоньку найдем»).

Помоги нам волшебным клубочек яблоньку найти.

Воспитатель пускает катиться клубок в определенном направлении. Дети идут за клубком под музыку

-Ребята, могучий ветер так сильно подул, что одна из русских народных сказок разлетелась на маленькие частички. Вам нужно поделиться на команды, собрать картинки из этой сказки, назвать героев сказки и составить предложение по схеме, используя карточки. Для каждой команды на тарелочке фрагменты картинки и схема.

Д/и «Собери картинку»

Цель: формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога)

Дети собирают разрезные картинки – сюжеты из сказки с героями «Гуси-лебеди», составляют предложения по собранной картинке, используя схему сиквейна.

- Какую сказку мы собрали и отгадали?

- Назовите героев сказки?

- Чему нас учит данная сказка?

- Молодцы, ребята, правильно справились с заданием. Сказка, которую мы отгадали, отобразилась в книге, посмотрите (дети обращают внимание на экран) а внизу нас ждет следующая подсказка. Давайте прочитаем послание: 

«Следующее задание вас ждет там, где  стоит домик на опушке». (воспитатель бросает клубок, чтоб он указал путь). Посмотрите наш клубочек прикатился к какой- то избушке. Кто же там живет? На экране появляется избушка Бабы – Яги. Мы сказку отгадаем, когда с Бабой Ягой поиграем.

Физминутка «По следам Бабы Яги»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Дидактическая игра «Как стать хорошей?»

Цель: формировать положительное отношение к русскому народному творчеству, развивать восприятие, воображение, речь.

Назовите сказки,  в которых героем сказки является Баба – Яга? Какой ее изображают в сказках? Почему? Как вы думаете, что может приврать злого героя в доброго?

  • Давайте попробуем улыбнуться друг другу. Назовите  ее ласково, назовите ласково друг друга. Посмотрите наша Баба – Яга немного подобрела.
  • Давайте расскажем ей,  как необходимо поступать, как совершать добрые, благородные поступки. Посмотрите,  как она преобразилась, изменилась.
  • Скажите Бабе – Яге комплименты.

Посмотрите на нашу Бабу – Ягу ее не узнать, как она преобразилась, изменилась, подобрела и повеселела.

И у нас с вами появилась еще одна страница сказки.

Мы справились с заданием, теперь в книгу вернулись все сказки. (Издается звук. Книга: ребята, вы вернули все сказки, но одна страница так и осталась без сказки. Может вы попробуете придумать свою сказку?)

-Ребята, как же быть, попробуем с вами сказку сочинить? Давайте тогда бросим клубок и посмотрим куда он нас приведет. (воспитатель бросает клубок к столу с заданием, дети идут за ним)

- Посмотрите, здесь у нас на столе лежат кубики,  с помощью которых мы попробуем сочинить сказку.

Д/и «Сочини сказку»

Цель: Создавать условия для развития связной речи дошкольников посредством технологии "Сторителлинг" 

(дети сочиняют сказку с помощью кубиков, на странице книги появляется новая сказка)

Книга: - Спасибо, ребята, что отправились в страну Сказок и помогли отыскать все сказки, которая разбросала Баба Яга и даже придумали мне свою, новую. Теперь вы можете отправиться обратно в детский сад, в этом вам поможет также волшебный клубок. До скорых встреч!

- Пришло время возвращаться в детский сад, но прежде, чем мы это сделаем, давайте снова достанем волшебный клубочек и расскажем о том, как мы путешествовали.

Рефлексия «Возвращение в детский сад»

Итог:

Воспитатель берёт в руки клубочек и говорит: «Мне очень понравилось путешествовать с вами вместе, вы старались и выполнили все задания. Передаёт клубочек ребёнку и спрашивает: В какую  страну мы путешествовали? Кому мы помогали? Кто помог Бабе Яге разбросать сказки? Какие сказки мы нашли? Каким способом?

Давайте произнесём волшебные слова, а клубочек нам поможет вернуться в детский сад.

Нам клубочек помоги,

В детский сад нас приведи.

Воспитатель отправляет клубочек в определённом направлении.  Вот мы и оказались в детском саду. Посмотрите, клубочек подкатился к книге, наверное, вас ждёт ещё один сюрприз. Попробуйте открыть её.

Дети открывают книгу,(муляж)  а там -  конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развлечение "По тропинкам сказочного леса"

Представленное и разработанное мной занятие является завершающим по теме "Гласные звуки".На занятии не только закрепляются изученные гласные, но и закрепляется лексико-грамматические категории, обозна...

Конспект непосредственной организованной деятельности «По сказочным тропинкам»

Конспект  предназначен для работы с детьми старшей группы с целью расширить представление детей о богатстве устного народного творчества  – сказках....

Конспект занятия по Речевому развитию " Сказочный денёк"

Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Формировать связную  выразительную речь.  Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам св...

Проект по речевому развитию «По сказочным тропинкам» младшая группа

Проект по речевому развитию«По сказочным тропинкам» младшая группа...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «По сказочным тропинкам» (с элементами сказкотерапии)

Цель занятия: Закрепление знаний с детьми о русских народных сказках, формирование речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством элементов сказкотерапии....

Конспект занятия по речевому развитию "Сказочное путешествие"

Упражнять детей в развитии навыка словообразования, активизировать словарь прилагательных в речи, совершенствовать речевую культуру.Развивать интерес к художественной литературе, игровой деятельности,...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе. «В лес по сказочной тропинке»

Закреплять с детьми характерные признаки весны. Продолжать знакомить детей с литературными произведениями о весне (стихами, загадками)....