Упражнения с потешками для развития мелкой моторики
консультация по развитию речи
Упражнения с потешками для развития мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_docx.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются неточные, нескоординированные движения пальцев. Поэтому обязательно играя с ребенком, делайте пальчиковую гимнастику.
Даже самое банальное поглаживание детской ручки уже дает свои результаты, это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка. Пальчиковые игры совершенствуют ловкость и точность движений, развивают внимание и память. Но самое главное они дарят ребенку ваше тепло и заботу. Ведь когда вы занимаетесь пальчиковой гимнастикой, вы находитесь рядом с ребенком, дарите ему частичку себя. Если вы будете заниматься пальчиковой гимнастикой с ребенком регулярно, то вскоре его пальчики будут более ловкими и подвижными, а движения станут – точными и слаженными.
Заниматься пальчиковой гимнастикой или массажем можно с первого месяца жизни малыша. Однако эта гимнастика включает в себя два основных элемента – это поглаживание и разминание. Поглаживание – это легкое поглаживание ладошки с двух сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью. Здесь можно немного разнообразить репертуар, например, производить поглаживание мягкой кисточкой, щеткой, пуховкой или обыкновенным пером. Разминание – вращательными движениями большого пальца массируете пальчики малыша от кончиков к запястью. Но любой пальчиковый массаж необходимо заканчивать легким поглаживанием.
Малышам старше года можно предложить ряд упражнений. Только учитывайте то, что упражнения или игры выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце – двумя руками вместе. Взрослый читает стишок и показывает движения, а потом под этот же стишок помогает ребенку сделать все правильно. Далее переходите к другой руке. Старайтесь говорить спокойно, доброжелательно и точно, не сердитесь на ребенка, если у него не все получается сразу, он и так очень старается.
Любой детский стих можно изобразить при помощи пальцев. Для этого подключайте свое воображение.
СОРОКА-БЕЛОБОКА
(взрослый играет с ребенком)
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка),
этому дала, (загибает безымянный пальчик),
этому дала, (загибает средний пальчик),
этому дала, (загибает указательный пальчик),
а этому не дала: (шевелит большой пальчик):
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)
ШАЛУН
Наша Маша варила кашу, кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала: он много шалил, свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
БЕЛКА
Сидит белка на тележке, продает она орешки,
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка,
этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка,
этот пальчик - я. Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
ЭТОТ ПАЛЬЧИК
(дети играют сами)
Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика.
Этот пальчик ДЕДУШКА. (загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА. (загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я. (загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт: развивается моторика руки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память – нужно же запомнить. кто есть кто и кто за кем; развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам.
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать, этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.
.. Встали пальчики, ура! Нам гулять идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
ПАЛЬЧИКИ
(дети играют сами)
Этот пальчик хочет спать.
(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул (загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит (загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет, утро ясное придет,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ
Hу-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить. Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить. А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ
В гости к пальчику большому (выставляем большие пальцы вверх)
Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, безымянный и последний
(поочередно называемые пальцы соединяем с большим).
Сам мизинчик – малышок, (вверх выставляем мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак)
Постучался на порог (мизинцы вверх, кулачками стучим друг о друга).
Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя
(ритмичное сжатие пальцев на обеих руках образовав замок).
ИГРИВЫЕ РЫБКИ
Рыбки весело резвятся (двумя руками изображаем волны) в чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (кулачки обоих рук сжать, разжать), то зароются в песке. (опустить руки вниз и потрясти ими).
НАШИ ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).
Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак).
Эти два – всему указки (показать два указательных пальца),
Все покажут без подсказки (соединить их с большими пальцами).
Пальцы – два середнячка (показать два средних пальца),
Два здоровых бодрячка (соединить их с большими пальцами).
Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы (показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).
Два мизинца – коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых (показать два больших пальца, остальные сжать в кулак).
ОЙ, КАКОЙ ЗАМОЧЕК
На двери висит замок (пальцы сомкнуты в замок). Кто его открыть бы смог?
Потянули … (не расцепляя пальцев, тянем руки в разные стороны)
Покрутили … (не расцепляя пальцев, крутим руками, по принципу «от себя – к себе»)
Постучали … (не расцепляя пальцев, постучали основанием ладони друг по другу)
И открыли! (пальцы расцепить, руки развести в сторону и потрясти ладонями немного).
МЫ ВЕСЕЛЫЕ ДРУЗЬЯ
Дружат добрые зверята (соединить пальцы рук в замок),
Дружат малые зайчата (выпрямляем мизинцы и похлопываем ими друг по другу),
Дружат славные бобры (выпрямляем безымянные пальцы и похлопываем ими друг по другу),
Дружат в небе комары (выпрямляем средние пальцы и похлопываем ими друг по другу),
Дружат милые ежата (выпрямляем указательные пальцы и похлопываем ими друг по другу),
Дружат даже медвежата (выпрямляем большие пальцы и похлопываем ими друг по другу)!
Вот как разыгрались (хлопаем в ладоши),
По лесу разбежались (развести руки в разные стороны и потрясти всеми пальчиками).
НА ПРОГУЛКЕ
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы в кулачках и поочередно разгибаем их)
Вышли пальчики гулять (развести руки в сторону и потрясти пальцами).
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибаем пальцы по очереди в кулачки) в домик спрятались опять.
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
(взрослый играет с ребенком)
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел, (разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел, (разгибает безымянный пальчик)
этот резал, (разгибает средний пальчик)
этот ел, (разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел! (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
ДЕТКИ
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише, не шумите! Наших деток не будите!
Птички станут щебетать, будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
ПО ГРИБЫ
Раз, два, три, четыре, пять, мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины, листики дуба мы соберём,
В группу скорее их отнесём.
МЫ ИГРАЛИ
Мы играли, мы играли, (четыре ритмичных хлопка ладошками)
Наши пальчики устали (сжимаем и разжимаем кулачки).
Мы немножко отдохнем (трясем ручками в воздухе)
И опять играть начнем (хлопаем в ладоши).
ЛОШАДКИ
По дорожке белой, гладкой (руками проводим по столу или другой поверхности, показывая дорожку)
Скачут пальцы, как лошадки (постучать кончиками пальцев по поверхности)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок (постепенно убыстряя и замедляя постукивание пальцами).
ПАСТУШОК
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла, пастушку я отдала. (хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок, ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит, на теляток глядит.
А домой не идёт, молочка не несёт.
Надо кашу варить, деток (можно произносить имя вашего малыша) кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
КТО ПРИЕХАЛ?
(дети играют сами)
Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Академии...
Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (рекомендации для родителей)
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений...
Консультация для родителей "Стихи и потешки для развития мелкой моторики"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Игры и потешки для развития мелкой моторики"
quot;Пальчиковые игры"...
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...