Игры-потешки для развития мелкой моторики
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
Игры-потешки для малышей
«Бабушка в очках»
Бабушка очки надела | Изобразить колечко большим и указательным пальцами |
И внучонка разглядела. | Приложить «колечки» к глазам |
«Кому что делать»
Ивану Большаку – дрова рубить. | Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону. |
«Забывчивый зайка»
Зайка книгу нашел, | Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу |
И открыл, и прочел, | «Открыть» книгу |
А закрыл, все забыл. | «Закрыть» книгу |
И снова открыл, | «Открыть» книгу |
А закрыл, опять забыл. | «Закрыть» книгу |
«Грабли»
Листья падают в саду, | Ладонь вниз, пальцы согнуты, «гребут» |
«Цепочка»
>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.
Пальчики перебираем | Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков |
«Бегающий человечек»
Жил на свете человек, | Указательный и средний пальцы «бегают» по столу. |
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.
«Ути-ути»
Ути-ути, полетели | Ребёнок машет руками |
На головушку сели. | Руки на голову |
Поклевали, поклевали | «Клевать» голову пальчиками |
И домой улетели. | Руки с головы «слетают» |
«Ладушки»
– Ладушки-ладушки, | Хлопать в ладоши на ударных слогах |
Кашка сладенька, | >Гладить животик рукой |
Бабушка добренька. | Погладить себя по голове |
Попили-поели | Снова погладить живот |
И домой улетели. | Махать руками как крыльями |
«Совушка-сова»
Совушка-сова, | Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону |
Да вдруг как полетит! | Махать руками как крыльями |
«Колпачок на колпачок»
Колпачок – на колпачок. | Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга |
Бух – упали на бочок! | Уронить руки ладонями вверх |
«Опята и ребята»
На пеньке – | Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк» |
Пять опят. | На одной руке растопырить пальцы |
У пенька – | Снова сделать «пенёк» |
Пять ребят. | Растопырить пальцы на другой руке |
«Сорока-белобока»
Ты, сорока-белобока, | Помахать руками как крыльями |
Научи меня летать, | Поднять руки вверх |
Ни высоко, ни далёко – | Развести руки в стороны на ширине плеч |
Только море увидать. | Приставить ладонь «козырьком» ко лбу |
«Мальчик с пальчик»
– Мальчик с пальчик, где ты был? | Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку |
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона кашу варила, | В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони |
Этому дала, | Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого |
<А этому не дала: | Слегка потрясти мизинец |
– Ты дров не рубил, | Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его |
«Кулачок»
Руки лежат на коленях ладонями вниз.
Как сожму я кулачок, | Сжать руку в кулак |
Да поставлю на бочок. | Поставить кулак на колено большим пальцем вверх |
Разожму ладошку, | Распрямить пальцы |
Положу на ножку. | Вернуть ладонь на колено |
«Тук-тук»
– Тук-тук-тук! | Три раза ударить кулаками друг о друга |
– Да-да-да! | Три раза хлопнуть в ладоши |
– Можно к вам? | Ещё три удара кулаками |
– Рад всегда! | Ещё три хлопка |
«Бараны»
Так бодались два барана | Кулаки «бодают» друг друга |
На мосточке утром рано. | Хлопать на ударные слоги |
Уступить не захотели – | «Бодаться» |
Вместе в речку полетели. | «Уронить» ладони на колени |
«Дятел»
Дятел дерево долбит: | Все пальцы одной руки собрать («дятел») и стучать ими о раскрытую ладонь, стоящую вертикально («дерево») |
Целый день в лесу стоит: | Поменять руки и стучать |
«Засыпалочка»
На подушку головой – | Лечь |
Глажу, глажу лобик свой. | Погладить лоб |
Глазки закрываю, | Ладонями закрыть глаза |
Быстро засыпаю. | Положить руки под щёку и закрыть глаза |
«Указочка»
Ротик мой умеет кушать, | Показать на губы |
Нос – дышать, а уши – слушать. | Показать на нос и уши |
Могут глазоньки моргать, | Поморгать |
Ручки – всё хватать, хватать. | Изображать хватание |
«Пальчики»
Мы с (имя ребёнка) играем, | Массировать подушечки пальцев большим и указательным пальцами другой руки. Одна строчка – один пальчик. Начинать с большого. |
Игры-потешки для детей от 2-х лет
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или столе |
Червячки пошли гулять. | Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы) |
Вдруг ворона подбегает, | «Идти» по столу указательным и средним пальцами. |
Головой она кивает, | Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз. |
аркает:»Вот и обед!» | Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх |
Глядь — а червячков уж нет! | Сжав кулачки, прижать их к груди |
«Котята»
У кошечки нашей есть десять котят, | Пальцы обеих рук попарно прижать друг к другу, ладони сомкнуть |
Сейчас все котята по парам стоят: | Покачивать руками, не разъединяя их |
Два толстых, два ловких, два длинных, | Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с большого |
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев, | Ритмично сжимать и разжимать кулачки |
Раз, два, три, четыре, пять! | Поочередно загибать пальчики на обеих руках |
«Собака»
Четыре четырки, | Левую ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх, чуть согнув. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить. Мизинец попеременно опускать и поднимать. |
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан | Указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу. |
«Мышонок»
Сел мышонок на маслёнок, | Ладонь одной руки накрывает кулак другой |
А маслёнок – липкий гриб. | «Ножкой» получившегося гриба вращать вокруг своей оси |
Посидел на нём мышонок | Поелозить ладонью по кулаку |
И прилип, прилип, прилип. | Плотно обхватив ладонью кулак, пытаться «оторвать» её |
«Гуси-гуси»
– Гуси-гуси! | Прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси |
– Га-га-га! | Большой палец опускается-поднимается относительно остальных |
– Есть хотите? | Снова вращение рукой |
– Да-да-да! | «Говорить» при помощи большого пальца |
«Кулачки»
Раз – кулак. | Одна ладонь прямая, прикладываем к ней кулак |
Два – кулак. | Поменять руки |
Ты умеешь | Поменять руки |
Быстро так? | Поменять руки |
Песенки-потешки
«Купила бабушка…»
Купила бабушка себе курочку. | Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе уточку. | Показать руками, как плавает уточка Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе индюшонка. Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. | На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево Показать руками, как плавает уточка Показать руками, как клюёт курочка |
Купила бабушка себе кисоньку. | Показать, как умывается кошка (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе собачонку. | Показать рукой собачьи уши (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе коровёнку. | Показать пальцами рога коровы (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе поросёнка. | Показать рукой пятачок поросенка (Перечислить все предыдущие покупки) |
Купила бабушка себе телевизор. | Развести руками широко в стороны
Изобразить руками синхронный перевод (Перечислить все предыдущие покупки) |
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, | Скрестить руки и пальцами «бегать» по рукам |
Дождик с неба вдруг полил, | Свободно опустить кисти и «стряхивать» воду с пальцев |
Паучков на землю смыл. (2 раза) | Хлопнуть ладонями по столу иликоленям |
Солнце стало пригревать – | Ладони боковыми сторонами прижать друг к другу, пальцы растопырить. Качать руками из стороны в сторону |
Паучок ползет опять, (2 раза) | «Ползти» по рукам |
А за ним ползут все детки, | «Паучки» ползают по голове |
«Ветер»
Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).
Ветер дует, задувает, | Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти |
А под пальмой краб сидит | Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями» |
Чайка над водой летает | Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими |
И за рыбками ныряет, (2 раза) | Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения |
Под водой на глубине | Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть» |
Под водой на глубине | Перевернуть ладони и повторить движения |
«Часы»
Сесть на пол.
Мышь полезла в первый раз | «Бегать» пальчиками от пола до макушки. |
Вдруг часы сказали: «Бом!» | Один раз хлопнуть над головой |
Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
Мышь полезла второй раз | Снова «бегать» пальчиками |
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» | Два раза хлопнуть над головой |
Мышь скатилась кувырком. | Руки падают на пол |
Мышь полезла в третий раз… |
«У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) | Хлопать по всему телу ладонями |
На лбу, ушах, на шее, на локтях, | Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела |
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) | Щипать себя, как бы собирая складки |
На лбу, ушах… (и т.д.) | |
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) | Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку |
На лбу, ушах… (и т.д.) | |
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) | Провести рёбрами ладоней по телу |
На лбу, ушах… (и т.д.) |
«Поросята»
По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.
<Этот толстый поросёнок | Мизинцы |
>Этот толстый поросёнок | Безымянные |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, | Сделать «фонарики» |
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, | Сжимать и разжимать кулачки< |
Этот толстый поросёнок | Средние пальцы |
Этот толстый поросёнок | Указательные пальцы |
Ля-ля-ля-ля … | |
Этот толстый поросёнок – | >Большие пальцы |
Захотел спать в серединке | Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь |
Ля-ля-ля-ля … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Игры потешки для развития мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики через потешки...
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук
Игры-потешки для развития мелкой моторики рук...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...