Игры-потешки для развития мелкой моторики
методическая разработка (младшая группа) на тему

Одина Галина Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-poteshki_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

Игры-потешки для малышей

 «Бабушка в очках»

Бабушка очки надела

Изобразить колечко большим и указательным пальцами

И внучонка разглядела.

Приложить «колечки» к глазам

«Кому что делать»

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.

Проговаривая строчку, слегка крутить пальчик ребёнка в одну сторону. Потом повторить и крутить в другую сторону.

«Забывчивый зайка»

Зайка книгу нашел,

Ладони прижаты друг к другу, изображая закрытую книгу

И открыл, и прочел,

«Открыть» книгу

А закрыл, все забыл.

«Закрыть» книгу

И снова открыл,
И все повторил,

«Открыть» книгу

А закрыл, опять забыл.

«Закрыть» книгу

«Грабли»

Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

Ладонь вниз, пальцы согнуты, «гребут»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков

«Бегающий человечек»

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

Указательный и средний пальцы «бегают» по столу.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

Ути-ути, полетели

Ребёнок машет руками

На головушку сели.

Руки на голову

Поклевали, поклевали

«Клевать» голову пальчиками

И домой улетели.

Руки с головы «слетают»

«Ладушки»

– Ладушки-ладушки,
– Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Простоквашку.

Хлопать в ладоши на ударных слогах

Кашка сладенька,

>Гладить животик рукой

Бабушка добренька.

Погладить себя по голове

Попили-поели

Снова погладить живот

И домой улетели.

Махать руками как крыльями

«Совушка-сова»

Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит.

Обнять лицо руками и плавно поворачивать его из стороны в сторону

Да вдруг как полетит!

Махать руками как крыльями

«Колпачок на колпачок»

Колпачок – на колпачок.
Колпачок – на колпачок.
Колпачок – на колпачок.

Пальцы собрать вместе, изобразив «горсть», перевернуть ладони вниз и «надевать» колпачки друг на друга

Бух – упали на бочок!

Уронить руки ладонями вверх

«Опята и ребята»

На пеньке –

Локти стоят на столе, ладони – горизонтально поверхности стола, собранные прямые пальцы обеих рук соприкасаются. Получается «пенёк»

Пять опят.

На одной руке растопырить пальцы

У пенька –

Снова сделать «пенёк»

Пять ребят.

Растопырить пальцы на другой руке

«Сорока-белобока»

Ты, сорока-белобока,

Помахать руками как крыльями

Научи меня летать,

Поднять руки вверх

Ни высоко, ни далёко –

Развести руки в стороны на ширине плеч

Только море увидать.

Приставить ладонь «козырьком» ко лбу

«Мальчик с пальчик»

– Мальчик с пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Загибать или перебирать, слегка потряхивая, пальцы ребёнка по одному на каждую строчку

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона кашу варила,
Деток кормила.

В такт водить указательным пальцем по раскрытой ладони

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

Загибать по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого

<А этому не дала:

Слегка потрясти мизинец

– Ты дров не рубил,
Воду не носил,
Кашу не варил –
Нет тебе каши!

Слегка постукивать указательным пальцем по мизинцу, «наказывая» его

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

Как сожму я кулачок,

Сжать руку в кулак

Да поставлю на бочок.

Поставить кулак на колено большим пальцем вверх

Разожму ладошку,

Распрямить пальцы

Положу на ножку.

Вернуть ладонь на колено

«Тук-тук»

– Тук-тук-тук!

Три раза ударить кулаками друг о друга

– Да-да-да!

Три раза хлопнуть в ладоши

– Можно к вам?

Ещё три удара кулаками

– Рад всегда!

Ещё три хлопка

«Бараны»

Так бодались два барана

Кулаки «бодают» друг друга

На мосточке утром рано.

Хлопать на ударные слоги

Уступить не захотели –

«Бодаться»

Вместе в речку полетели.

«Уронить» ладони на колени

«Дятел»

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук.

Все пальцы одной руки собрать («дятел») и стучать ими о раскрытую ладонь, стоящую вертикально («дерево»)

Целый день в лесу стоит:
Стук-стук-стук.

Поменять руки и стучать

«Засыпалочка»

На подушку головой –

Лечь

Глажу, глажу лобик свой.

Погладить лоб

Глазки закрываю,

Ладонями закрыть глаза

Быстро засыпаю.

Положить руки под щёку и закрыть глаза

«Указочка»

Ротик мой умеет кушать,

Показать на губы

Нос – дышать, а уши – слушать.

Показать на нос и уши

Могут глазоньки моргать,

Поморгать

Ручки – всё хватать, хватать.

Изображать хватание

«Пальчики»

Мы с (имя ребёнка) играем,
Пальцы все перебираем.
Этот пальчик – всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех короче,
Этот – стать побольше хочет,
Этот – знает все игрушки,
Этот – ушки на макушке,
Этот – прячется в тенёк,
Этот – маленький сынок.

Массировать подушечки пальцев большим и указательным пальцами другой руки. Одна строчка – один пальчик. Начинать с большого.

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Ладони лежат на коленях или столе

Червячки пошли гулять.

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Вдруг ворона подбегает,

«Идти» по столу указательным и средним пальцами.

Головой она кивает,

Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз.

аркает:»Вот и обед!»

Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Глядь — а червячков уж нет!

Сжав кулачки, прижать их к груди

«Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,

Пальцы обеих рук попарно прижать друг к другу, ладони сомкнуть

Сейчас все котята по парам стоят:

Покачивать руками, не разъединяя их

Два толстых, два ловких, два длинных,
два хитрых,
Два маленьких самых
и самых красивых.

Постукивать соответствующими пальцами друг о друга, начиная с большого

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:

Ритмично сжимать и разжимать кулачки

Раз, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибать пальчики на обеих руках

«Собака»

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.

Левую ладонь поставить на ребро. Большой палец поднять вверх, чуть согнув. Указательный палец согнуть, средний и безымянный соединить. Мизинец попеременно опускать и поднимать.

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!

Указательным и средним пальцами изобразить ушки зайки. Безымянным пальцем и мизинцем стучать по большому пальцу.

«Мышонок»

Сел мышонок на маслёнок,

Ладонь одной руки накрывает кулак другой

А маслёнок – липкий гриб.

«Ножкой» получившегося гриба вращать вокруг своей оси

Посидел на нём мышонок

Поелозить ладонью по кулаку

И прилип, прилип, прилип.

Плотно обхватив ладонью кулак, пытаться «оторвать» её

«Гуси-гуси»

– Гуси-гуси!

Прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси

– Га-га-га!

Большой палец опускается-поднимается относительно остальных

– Есть хотите?

Снова вращение рукой

– Да-да-да!

«Говорить» при помощи большого пальца

«Кулачки»

Раз – кулак.

Одна ладонь прямая, прикладываем к ней кулак

Два – кулак.

Поменять руки

Ты умеешь

Поменять руки

Быстро так?

Поменять руки

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как плавает уточка 

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх, 

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево 

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…

Показать, как умывается кошка 

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…

Показать рукой собачьи уши 

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…

Показать пальцами рога коровы 

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…

Показать рукой пятачок поросенка 

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…

Развести руками широко в стороны 

 

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (2 раза)

Скрестить руки и пальцами «бегать» по рукам

Дождик с неба вдруг полил,

Свободно опустить кисти и «стряхивать» воду с пальцев

Паучков на землю смыл. (2 раза)

Хлопнуть ладонями по столу иликоленям

Солнце стало пригревать –

Ладони боковыми сторонами прижать друг к другу, пальцы растопырить. Качать руками из стороны в сторону

Паучок ползет опять, (2 раза)

«Ползти» по рукам

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (2 раза)

«Паучки» ползают по голове

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)

Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)

Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»

Чайка над водой летает

Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими

И за рыбками ныряет, (2 раза)

Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.

«Бегать» пальчиками от пола до макушки.

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Один раз хлопнуть над головой

Мышь скатилась кувырком.

Руки падают на пол

Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.

Снова «бегать» пальчиками

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

Два раза хлопнуть над головой

Мышь скатилась кувырком.

Руки падают на пол

Мышь полезла в третий раз…

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)

Хлопать по всему телу ладонями

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

Щипать себя, как бы собирая складки

На лбу, ушах… (и т.д.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)

Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах… (и т.д.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза)

Провести рёбрами ладоней по телу

На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,

Мизинцы

>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.

Безымянные

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.

Сделать «фонарики»

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.

Сжимать и разжимать кулачки<

Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,

Средние пальцы

Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.

Указательные пальцы

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.

>Большие пальцы

Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.

Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь

Ля-ля-ля-ля …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Игры потешки для развития мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики через потешки...

Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

Игры-потешки для развития мелкой моторики рук...

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...

Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

Игры-потешки для развития мелкой моторики рук...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...