«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Истомина Маргарита Александровна

 

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.

Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать), поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.

Задачи сенсорного воспитания 

Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.

Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Школа «КвантУм» дошкольное отделение детский сад №61

«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Подготовил воспитатель:

Истомина М.А.

с. Ершово, 2023г.

Материалы и оборудование для развития

формы и величины.

Цель: формировать умения различать и правильно называть форму предметов, определять их величину, развивать мелкую моторику.

Задачи: закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть и соотносить  предметы по форме и по величине, развивать внимание, ловкость рук, глазомер.

«Разноцветные шары»

На картинке изображены контуры разных по цвету шаров круглые и овальные, разложить круги и овалы, вырезанные из цветной бумаги, в соответствии с формой и цветом контура.

«Крышки»

Расставить крышки разного размера на разноцветные круги, подобрав нужные по диаметру; разложить по возрастанию (убыванию).

«Три медведя», «Матрешки»

Расставить по росту с описанием: большой, средний, маленький

Материалы и оборудование для развития

восприятия цвета.

Цель: формировать сенсорные эталоны цвета, учить узнавать, называть и соотносить основные цвета, их оттенки, развивать мелкую моторику.

«Ягоды поспели»

Посмотри, как созревала ягодка малинка: сначала она была почти белая, потом слегка порозовела, и так постепенно поспевала от светло-розовой до малиновой. Все этапы созревания малины показаны точно по порядку сверху вниз. Этапы созревания сливы перепутаны. Восстанови верный порядок, сравнивая с малиной. Какой слива была сначала? Какой оттенок она приобрела, когда слегка поспела? Где созревшая слива? Сравни цвета спелой малины и сливы. Какой из них холодный, а какой теплый?

«Разноцветные скрепки, бусины», «Разноцветная мозаика»

Собрать цепь по заданной схеме, соблюдая определенную цветовую гамму.

Материалы и оборудование для развития

ощущений.

Цель: развивать у детей тактильное восприятие, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику, обогащать словарный запас детей.

«Забавные шары»

В воздушные шары насыпьте такие наполнители, как гречка, горох, фасоль, пшено, мука. Каждого вида нужно сделать по 2 образца. Ребенок должен ощупывать и угадывать наполнитель, а также находить пару для каждого шарика-мешочка.

«Таиственный мешочек»

1.В мешочке разные предметы, например овощи, на ощупь определить, что это за предмет.

2. В мешочек кладем  два шара разного цвета, достаем один шарик, что осталось в мешке? Усложняем задачу, кладем три шарика в мешочек, достаем один, что осталось? И т. д.

«Таинственные мешочки»

В разные мешочки кладутся предметы из разных материалов (шерсть, дерево, стекло, железо, пластик, металл, перо, пух, кожа, резина, перо и т.д.). На ощупь определить из какого материала сделан предмет.

Материалы и оборудование для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения.

Цель: снять эмоциональное напряжение, укреплять психологическое здоровье, повысить работоспособность, позитивное настроение, избавить от негативных эмоций, формировать положительные отношения между детьми.

Материалы и оборудование для активизации

когнитивных процессов (мышления, внимания,

восприятия, памяти)

Цель: развивать  мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимание, зрительное восприятие, воображение.

«Счетные палочки»

Проявить смекалку и собрать определенную фигуру или передвинуть палочки, чтобы фигура поменялась на другую (составить два одинаковых треугольника из пяти палочек, составить четыре одинаковых треугольника из девяти палочек, составить дом, передвинуть палочки, чтобы дом смотрел в другую сторону и т. д.).

 «Посолим помидоры, сварим компот»

На картон, вырезанный в форме банок, различных по размеру, выкладывается заданное число помидоров или фруктов, разных по цвету (в трехлитровую банку пять желтых и три красных помидора, в двухлитровую четыре зеленых яблока и две желтые груши). Можно усложнить задачу: в одну банку положить семь яблок, а в другую груши, которых на три меньше, чем яблок.  

«Игры с прищепками»

На картоне вразброс нарисованы круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета и размера. Пристегнуть на край картона прищепки соответствующего цвета и количества (пять зеленых треугольников – пять зеленых прищепок и т.д.).

 «Умные мухоморы»

Двусторонние шляпки для мухоморов из картона и фломастеров. На одной стороне – изображение точек 1-10, на другой – арифметические примеры, без ответов. Ножки мухомора из картона с изображением цифр 1-10. Изготовление круглых двусторонних(красный, белый цвет) фишек, перекрывающих точки на шляпах мухоморов.

№1 Дидактическая игра «Подбери ножку к шляпке мухомора».

 Цель: Стимулировать развитие мышления детей через активизацию счётной деятельности.

Ход игры: Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т.е. подобрать ножку к шляпке гриба. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

№2 Дидактическая игра «Реши задачку».

 Цель: способствовать развитию у детей аналитико-синтезирующей мыслительной деятельности путём решения арифметических задач.

Ход игры: Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т.е. подобрать ножку к шляпке гриба. Для этого надо решить элементарные арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.

№3 Дидактическая игра «Равно — неравно».

Цель: Развивать мышление детей путём установления равенств и неравенств.

Ход игры: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

Игра«Муха»
Квадрат бумаги с клетками 4Х4, поставить крышку в любой квадрат  (ориентировка на листе): от середины или любой клетки по указанию: вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.
Либо как вариант: по принципу графического диктанта, передвигать крышку по клеткам от заданной клетки: 1 клетка вниз, 2 вправо, 1 вверх и т.д. (в бланке клеток может быть больше)

 «Вышиваем числа»

Шнуровкой «написать» числа от 1 до 10, пристегнуть прищепки или положить столько звездочек, сколько означает число.

«Сколько в домике живет?»

В домиках из мягкого пазла посчитать фигурки и накрыть домик крышей, с соответствующей цифрой.

Материалы и оборудование для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

«Сенсорный куб»

Описание и характеристика:

Пособие представляет собой куб из пяти граней-решеток для раковины, соединенных при помощи шнурков, все грани имеют задания, носящие игровой и обучающий характер.

Подобных игр много, но этот вариант хорош тем, что здесь дети могут играть группой, то есть развивать диалогическую речь, коммуникативные способности: приучаются играть рядом, не мешая друг другу, при этом общаясь, наблюдая за действиями товарищей и подражая им.

Пособие  многофункциональное, предусматривающее различные дидактические игры и упражнения. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Куб также может быть демонстрационным.

Цель: развитие сенсорного восприятия, совершенствование мелкой моторики рук.

С помощью сенсорного куба ребенок может реально ощутить такие абстрактные понятия как «размер»«цвет»«форма»«величина», даже «вес» - проанализировать и сравнить их.

Развивается логика, внимание, мелкая моторика, идет закрепление сенсорного опыта.

Происходит развитие тактильных ощущений, внимания, памяти, закрепления понятий: «длинный – короткий»«длиннее-короче»«узкий - широкий»- методом сравнения, приложения и наложения.

Совершенствуется слуховое восприятие. Развивается фонематический слух.

Игры для развития логического воображения; для умения анализировать, работать по схеме, для развития внимания, памяти, мышления.

Все игры способствуют развитию тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта». Идет формирование волевых умений: не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата

Художественно-эстетическое развитие: развиваются творческая активность и воображение, зрительное и цветовое восприятие, закрепление понятий «вверх-вниз»«право-лево», ориентировка на поверхности и многое другое.

В данное время дети активное осваивают новые игры, которые позволят и дальше совершенствовать развитие их сенсомоторных качеств и умения работать по схеме.

      Физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, движения становятся координированными, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности детей.

Познавательное развитие: Сенсорный куб играет существенную роль в развитии восприятия, память, внимание; совершенствуется пространственное ориентирование.

Речевое развитие: обогащается активный и пассивный словарь; совершенствуется диалогическая речь.

Социально-коммуникативное развитие: Дети растут активными, любознательными, приобретают опыт. Им приятно осознавать, что они уже многое могут делать сами, что у них многое получается и это осознание живет у них внутри.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

«Дидактическая игра в развитии сенсорных способностей младшего дошкольного возраста» воспитатель Плотникова М.М.

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...

Дидактические игры в развитии сенсорных способностей детей младшего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области...