Дидактические игры в развитии сенсорных способностей детей младшего возраста
статья
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_razvitii_sensornyh_sposobnostey_detey_mladshego_vozrasta.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мильденберг Марина Викторовна
Воспитатели
МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок»
Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка
Дидактические игры в развитии сенсорных способностей детей младшего возраста
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и др.Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающим. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность - это дидактические игры. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, на чёткие элементарные представления связи и отношениях вещей, их взаимодействие с окружающей средой. Поэтому дидактические игры незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что дидактические игры, направленные на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Моя задача заключается в том, чтобы с помощью дидактической игры обратить внимание детей на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.
Учитывая, что дидактическая игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность.
играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
Исходя из актуальности, целью является создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
При организации процесса я руководствовалась следующими задачами:
- создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира;
- стимулирование развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
- развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
- знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Руководствуясь основными задачами, работу я разделила в 2 этапа
1. Этап :
-Изучение литературы
-Создание условий для эффективного использования дидактических игр
-Подбор дидактических игр и материала
2. Этап:
-Оформление уголка для родителей
-Проведение дидактических игр и занятий
- Создание нетрадиционных игр и пособий
-Исследовательская деятельность детей
На первом этапе я начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу.
Создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки и дидактические игры:
-разрезные картинки, кубики с картинками; -парные картинки; -трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши; -несколько видов мозаики; -разнообразные некомплектные конструкторы; -игрушки с разным принципом звукоизвлечения ( пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); - банки разного размера; -шнуровки, застегивающиеся коврики; -машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель; -игрушечные животные; -тканевые мячики; -книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов и т.д.
Я использовала многофункциональные дидактические пособия для детей младшего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок) ; создала дидактическую игру с прищепками; оформила уголок сенсорики.
Второй этап. В своей работе использую нетрадиционные игры, как покупные, так и изготовленные своими руками и родителями.
Для детей младшей группы предметы для игр я подбирала так чтобы они резко отличались друг от друга , были ярко выражены цвет, величина, материал из которого они сделаны. Каждая дидактическая игра давала упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
При использовании дидактических игр в обучении я руководствуюсь основными принципами, приемами и методами педагогики.
Дидактические игры являются для детей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки.
Приведу примеры обучающих игр: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»); уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»); формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки); развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению во время НОД по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. При руководстве дидактическими играми воспитатель должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
В непосредственной образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи я ставлю перед детьми в игровой форме, связываю с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Я выбираю такой дидактический материал, который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста я объясняю правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение моих глаз, мимику, улыбку. При объяснении правил игры я обращаю свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказываю об игре. Например, играя в чудесный мешочек, я спрошу: «Сашенька что ты будешь делать, когда подойдёшь к чудесному мешочку?» или «Леночка, после того как ты опустишь руку в мешочек, что сделаешь?» и т.д.Чтобы игра проходила успешнее, готовлю детей к игре: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображениями на картинках. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками. Стараюсь делать каждый день их маленьким праздником.
«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».
Своей темой я заинтересовала родителей, для того чтобы привлечь их, я подобрала консультационный материал, провела индивидуальные практикумы и беседы, привлекла родителей к изготовлению дидактических игр своими руками. Результаты этой работы мы проанализировали на совместном собрании с родителями и решили, что создание нетрадиционных игр и пособий внесли большой вклад в сенсорное развитие детей.
Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников
Дидактические игры повышают уровень сенсорного развития детей.
Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста.
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
- умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны .
Результаты моей работы показали, что дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыта ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей. Учитывая это, были решены основные задачи и достигнута общая цель.
Вывод: Роль дидактических игр в сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Способствует формированию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сенсорного развития через игру....
методическая разработка "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения....
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...
Картотека Игры на развитие сенсорных способностей детей младшего возраста.
Цель данных игр: развитие сенсорных способностей детей (представлений о цвете, форме, величине)....
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...
«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста"
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочне...