«Животный мир басен И.А. Крылова»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Котлярова Татьяна Петровна

Дети 4-5 года жизни ещё не способны в полной мере обдумать содержание своей речи и сформулировать мысль. Их речь не достаточно связная из-за неумения структурировать повествование и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Она ограничена короткими предложениями, и события путаются по времени. В этот период взросления требуется постоянная практика общения и изложения событий в виде пересказа услышанного и увиденного. Важную роль в развитии ребёнка имеет развитие правильного произношения звуков, обогащение словарного запаса и стимулирование речевой активности. С помощью знакомства с литературными героями и их действиями дети познают окружающий мир и расширяют кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zhivotnyy_mir.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 24

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект открытого комбинированного занятия

с детьми средней группы

«Животный мир басен И.А. Крылова»

Воспитатель

Котлярова Т. П.

Санкт-Петербург

2024


Актуальность:

Дети 4-5 года жизни ещё не способны в полной мере обдумать содержание своей речи и сформулировать мысль. Их речь не достаточно связная из-за неумения структурировать повествование и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Она ограничена короткими предложениями, и события путаются по времени. В этот период взросления требуется постоянная практика общения и изложения событий в виде пересказа услышанного и увиденного. Важную роль в развитии ребёнка имеет развитие правильного произношения звуков, обогащение словарного запаса и стимулирование речевой активности. С помощью знакомства с литературными героями и их действиями дети познают окружающий мир и расширяют кругозор.

Занятие основано на ранее изученном материале по основным образовательным программам ДОУ: ФЭМП И.А. Поморёвой и В.А. Позиной; Ознакомление с природой в детском саду О.А. Соломенниковой; Развитие речи в детском саду В.В. Гербовой и дополнительных занятиях, приуроченных к 225-летию со дня рождения И.А Крылова.

Цель:

Повысить уровень развития речи и математической грамотности через знакомство с окружающим миром на основе литературного содержания басен.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать речь накоплением новых слов для содержательного общения,

Закреплять умения произношения звуков «Ж» и «З»,

Закреплять знания об образе жизни насекомых в природе,

Продолжать изучение порядкового счёта в пределах пяти.

Развивающие

Развивать умение высказывать свою мысль,

Развивать фонематический слух,

Способствовать развитию интереса к литературным произведениям.

Воспитательные:

Воспитывать внимание, усидчивость, заботу о природе.

Методические приёмы:

Наглядный,

Словесный,

Игровой,

Здоровьесберегающий.

Примерное время: 20 минут

Материалы и оборудование:

Разрезные картинки с изображением героев басен,

Портрет И.А. Крылова,

Настольная игра Мемо-мир насекомых,

Подарочная коробка,

Изделие из проволоки «Стрекоза»,

Изображение букв «Ж» и «З»,

Смайлики (весёлые и грустные) для рефлексии.

Предварительная работа:

  1. Оформление тематического уголка «Животный мир басен И.А. Крылова»
  2. Чтение и обсуждение басен,
  3. Повторение темы «Жизнь насекомых»,
  4. Изучение иллюстративного материала,
  5. Проведение настольных, подвижных и малоподвижных развивающих игр.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вокруг нас живут много разных птиц, зверей и насекомых и сегодня мы будем превращаться в них, чтобы лучше их узнать и подружиться с ними. Согласны? Тогда мы начнём нашу сегодняшнюю игру с весёлого хоровода. Вставайте в круг.

Подвижная игра «Шаги по дороге»

По дороге я шагаю – топ-топ, топ-топ,

дети идут друг за другом по кругу

Всё вокруг я замечаю – оп-оп, оп-оп,

поворачивают голову в право/в лево

Вот лягушка поскакала – ква-ква, ква-ква,

прыгают вприсядку

Утка крылья распускала – кря-кря, кря-кря

взмахивают руками и подпрыгивают

Солнышко траву согрело,

Умывайся, не ленись

подносят руки к лицу

И берись за дело смело,

Но сначала улыбнись.

Поворачиваются лицом в круг и улыбаются

Воспитатель: вот так, с улыбкой, мы рассаживаемся на свои места за стол.

Дети рассаживаются за стол

Основная часть

Воспитатель:

Сегодня мы с вами вспомним басни И.А. Крылова. Мы уже знаем, что каждая из басен имеет глубокий смысл и учит нас посмотреть на действия её героев, которые часто совершают необдуманные действия и получают не лучшей результат. Давайте в начале занятия соберём картинки и вспомним, какие басни мы уже знаем.

Распределить детей на три группы

Дети рассаживаются за три стола и собирают картинки с иллюстрацией басен «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лиса», «Свинья под дубом».

Воспитатель: молодцы. А сейчас давайте вспомним героев этих басен. Что делали наши знакомые из басни «Лебедь, рак и щука».

Дети отвечают

Воспитатель: басня нас учит тому, что все действия нужно выполнять дружно и согласовано, а иначе не будет хорошего результата. Сейчас мы поиграем в игру «Летает/не летает», но сначала послушайте её правила: я буду называть предмет или животное, птицу или насекомое, а вы будете хлопать в ладоши 1 раз только если летает.

Малоподвижная игра: «Летает/не летает»

Дети выполняют действия

Воспитатель: молодцы, с заданием справились отлично. Расскажите, почему наши герои не смогли сдвинуть воз с места?

Дети отвечают на вопрос своими словами.

Воспитатель: мы вспомнили, что все живые существа имеют свой образ жизни и свою среду обитания, по этому, лебедь, рак и щука договориться для выполнения общего дела не смогли. А теперь расскажите, что натворила свинья из басни «Свинья под дубом»?

Дети отвечают на вопрос своими словами.

Воспитатель: правильно. А что произошло с мартышкой в басне «Мартышка и очки»?

Дети отвечают на вопрос своими словами.

Воспитатель: молодцы. А что случилось с вороной в басне «Ворона и лиса» и почему?

Дети отвечают на вопрос своими словами.

Воспитатель: мы знаем ещё одну басню И.А. Крылова, главными героями которой являются насекомые. Как она называется? Узнаем, собрав картинку

Дети собирают разрезные картинки с иллюстрацией басни «Стрекоза и муравей»

Воспитатель: чему нас учит эта история?

Дети отвечают

Воспитатель: правильно: трудиться и думать прежде, чем совершить свои действия.

Стрекоза и муравей – это насекомые, которых мы видим в природе вокруг нас. А какое ещё насекомое может летать вокруг нас, подскажет загадка:

На пчелу она похожа

И ужалить может тоже. (оса)

Дети отвечают

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Полосатая оса»

Пальчиковая игра «Полосатая оса»

Полосатая оса

делать движения в разные стороны указательным пальцем правой руки

Жалит очень больно,

Может сильно укусить,

Если не довольна.

приставить палец к левой ладони и вращать

Воспитатель: ребята, эту коробку сегодня принёс курьер и сказал, что в ней сидит какое-то большое насекомое. Откроем? показать подарочную коробку, за тем открыть, достать стрекозу и пустить её в полёт

Малоповижная игра «Стрекоза»

Дети образуют круг в центре игровой зоны и по очереди направляют друг другу стрекозу со словами «За-за-за, полетела стрекоза» и «Зу-зу-зу, мы поймали стрекозу»

Воспитатель: какие насекомые ещё бывают в природе, сейчас вспомним.

Раздать детям карточки с изображением насекомых из игры Мемо-мир насекомых.

Дети получат карточки и называют насекомых.

Воспитатель: какие звуки издают жуки и комары, когда летают?

Дети произносят звуки

Воспитатель: Сейчас давайте полетаем и представим себя в роли жуков и комаров. Сначала летят жуки.

Воспитатель организует действия детей 

Группа детей «летает» по свободному пространству помещения со звуком «Ж» и садится на ранее приготовленные для этого стулья

Подвижная игра «Жуки»

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

«летают»

Я на ветке сижу,

садятся на стулья

Букву «Ж» всё твержу.

Я знаю твёрдо букву эту, 

И жужжу зимой и летом.

«летают»

Воспитатель: молодцы, а теперь летите обратно и не забывайте при этом издавать звуки жука.

Дети возвращаются на свои места за столом

Воспитатель: а теперь полетели комары

Подвижная игра «Комары»

Дети «летят» со звуком «З»

Сел комарик на пенёчек»,

садятся на стулья

Свесил ножки на песочек,

«болтают» ногами

Сунул носик под листочек.

закрывают нос руками

Раз, два, три,

Полетели комары. 

«летят» со звуком «З»

Воспитатель: молодцы, а теперь летите обратно и не забывайте при этом издавать звуки комара.

Воспитатель: продолжим вспоминать буквы и звуки «Ж» и «З».

Отгадайте загадки:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук.

Дети отвечают

Положить на стол изображение буквы Ж

Воспитатель: 

На заре звенит звонок,

На двери висит замок,

Есть в вазоне и в козе,

Эта буква – буква …

Дети отвечают

Положить на стол изображение буквы «З»

Воспитатель: сейчас будем играть в игру «Назови слово», то есть считать слова, загибая пальцы

Игра «Назови слово»

Дети называют слова и загибают пальцы по счёту: 5 слов со звуком «З» на левой руке и 5 слов со звуком «Ж» на правой

Воспитатель руководит процессом подсчёта палочек у каждого ребёнка, подводит итоги и вручает наклейки за полученные места

Заключение

Рефлексия

Воспитатель: мы сегодня поиграли в разные игры. Осталось вспомнить в какие, и что вам понравилось больше всего?

Разложить смайлики на другом столе и предложить детям выбрать один для себя самостоятельно

Дети выполняют действия и отвечают 


Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2022.
  2. Крылов И.А. Басни. – М.: Эксмодетство, 2021.
  3. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  4. Никитина А.В. Пальчиковые игры. – СПб.: КАРО, 2022.
  5. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024.
  6. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023.
  7. Поморёва И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-синтез, 2022.
  8. Скороговорки. – М.: ООО «Самовар-книги», 2020.
  9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В мире басен И.А.Крылова" 1 часть

Игра -викторина для учеников 4 класса....

" В мире басен И.А.Крылова" 2 часть

Игра -викторина, можно использовать на итоговом занятии "Басни И.А. Крылова"...

" В мире басен И.А.Крылова" 3 часть

Игра -викторина для 4 класса...

Путешествие в мир басен И.А. Крылова

Прекрасная связная речь, четкая дикция, правильное произношения неразрывно связаны с развитием интеллекта и мышления. Поэтому нам необходимо сначала привить ребенку любовь к чтению, научить обсуждать ...

Взросло- детский проект "Мир басен А.И.Крылова" для детей подготовительной группы

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература....

Авторский проект " В мире басен Ивана Андреевича Крылова"

Сказка-ложь, да в ней намек, басня-сатира, в ней жизни урок"(Кириллова Е.Д.)...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи «Путешествие в мир басен И. А. Крылова»

Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому баснописцу И. А. Крылова и его произведениям....