«Использование графических моделей в познавательно-речевом развитии дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Косова Ольга Николаевна

Методические рекомендации призваны расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx161.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Использование графических моделей в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Актуальность разработки методических рекомендаций определяется их направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в целом и в дошкольном образовании в частности.

Методические рекомендации призваны расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Содержание методических рекомендаций включает в себя:

- Описание метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Этапы овладения действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

- Методические советы по организации образовательной деятельности детей.

Практическая значимость предлагаемых методических рекомендаций для педагогов связана с включением в их содержание конкретных примеров работы с использованием метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать графическое моделирование.

Приемы графического моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод графического моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия научиться работать с ними.

В работе графическое моделирование позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Такую практичную и удобную модель для решения логических задач предлагает выдающийся ученый Леонард Эйлер.

Круги Эйлера - это графическая модель, с помощью которой можно наглядно  отобразить  отношения  между  понятиями  или  множествами объектов. А народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с  успехом  используется  в  детских  садах.

Используя  круги  Эйлера,  ребенок  овладевает следующими элементами логических действий:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез - составление целого из частей;

- выбор критериев для сравнения, классификации объектов;

- выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

Метод графического моделирования с помощью кругов Эйлера чаще всего используется для познавательного развития дошкольников.

Начиная с 4-5 лет детям доступно решение простейших задач с кругами Эйлера, сначала с разъяснениями взрослых, а потом и самостоятельно. С детьми этого возраста уместны простые игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.

Овладение действием графического моделирования с помощью кругов Эйлера на занятиях по формированию элементарных математических представлений лучше  начать  со  сравнения предметов, у которых присутствует один  общий признак    (например, форма, цвет, размер, толщина),    позже  можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей  ребенка.

Для начала вы объясняете детям пространственные понятия «внутри круга» и «вне круга». Важно научить ребенка использовать частицу НЕ для обозначения признака предметов вне круга.

         Воспитатель кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча и рассказывает, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Цель работы с одним кругом - учить классифицировать предметы по одному признаку, понимать и применять логическую операцию отрицания НЕ, не называя её.

         У каждого ребенка в руке один предмет. Дети по очереди располагают предметы в соответствии с заданием воспитателя. Расположите внутри обруча – все игрушки, а вне обруча – все остальные предметы. Затем проводится беседа по следующим вопросам:

 Какие предметы лежат внутри обруча? (игрушки)

       Какие предметы оказались вне обруча?

Неправильно, если дети начинают перечислять все предметы вне обруча.

     - Выразите свойство всех фигур, лежащих вне круга, одним словом.  (Не игрушки) 

Важно то, что внутри обруча лежат игрушки, и никаких других предметов там нет.

Затем мы приступаем к распределению предметов на два круга.

С дошкольниками можно использовать несколько моделей кругов:

 а) Непересекающиеся круги;

 б) Пересекающиеся круги;

 в) Один круг вложен в другой.

Цель работы над задачами с двумя кругами - развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции.

Сначала мы объясняем понятия «внутри круга» и  «вне круга», используя два признака и модель с непересекающимися кругами.

Дети выполняют следующие простые задания:

- Положите внутри красного круга треугольные фигуры. 

- Положите внутри синего круга красные фигуры. 

После того как все фигуры размещены, воспитатель задает два новых вопроса:

- Какие геометрические фигуры лежат внутри красного круга? (Внутри круга лежат треугольные фигуры). 

- Какие геометрические фигуры лежат внутри синего круга? (Внутри круга лежат красные фигуры). 

Ответ на эти вопросы содержится в самом условии только что решенной задачи и формулируется обычно без особого труда. Правильного ответа на следующий вопрос приходится ждать дольше.

- Какие геометрические фигуры лежат вне круга? (Вне круга лежат НЕ треугольные,  НЕ красные фигуры). 

Наша цель в данном случае - охарактеризовать свойство фигур, лежащих вне круга, через свойство фигур внутри кругов.

Теперь дети будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный) с пересекающимися областями.

Перед решением задач необходимо выполнить ряд упражнений. Лучше всего такие упражнения проводить на групповых занятиях с использованием обручей.

- Обведите границу области внутри синего, но вне красного круга. 

- Обведите границу области внутри красного, но вне синего круга. 

- Обведите границу области внутри синего и внутри красного кругов. 

- Обведите границу области вне синего и вне красного кругов. 

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.

После задачи с расположением фигур дети отвечают на четыре вопроса:

Какие фигуры лежат: 

- внутри обоих кругов; 

- внутри синего, но вне красного круга; 

- внутри красного, но вне синего круга; 

- вне обоих кругов? 

Фигуры надо называть, опираясь на два свойства - цвет и форму.

Наряду с логическими задачами можно ставить и задачи подсчета фигур.

Сколько фигур лежит: 

- внутри обоих кругов; 

- внутри синего, но вне красного круга; 

- внутри красного, но вне синего круга; 

- вне обоих кругов? 

Можно усложнить вопрос, добавив к подсчету фигур их признак:

Сколько зеленых фигур лежит вне обоих кругов? 

И, наконец, модель, когда один круг находится внутри другого. На этом этапе дети работают с двумя кругами или обручами разных цветов (синий, красный) и размеров (большой, маленький), когда можно положить маленький круг в большой.  

В один из кругов дети кладут картинки с неживыми предметами, в пересечении кругов находятся карточки с транспортом. Обращаю внимание детей на то, что транспорт не может быть живым, он всегда будет находиться в круге с неживыми предметами. Поэтому вместо пересечения двух кругов, можно положить маленький круг в большой.

Выполняя упражнение, дети задумываются: если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги.

Формирование  умения  понимать  отношения между числами в пределах 5 с помощью кругов  Эйлера лучше начинать рассматривать со  средней  группы,  постепенно  усложняя  их  в  старшей  и подготовительной группе.

Для  наиболее  способных  детей  существуют  сложные  задачи.

Метод графического моделирования можно использовать и в речевом развитии дошкольников.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Такими средствами являются графические модели с использованием кругов Эйлера.

Элементами описательного рассказа являются качественные характеристики объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию;

• величина;

• цвет;

• форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит)

• за что нравится (не нравится)

Сначала ребенок составляет модель описания предметов по плану. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются в обручи.

 Затем в пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Теперь можно составлять описательный рассказ по данной схеме, определяя сначала сходство, а затем различия предметов.

Например, сравнительное описание собаки и кошки.

         Для начала мы выделяем одинаковые признаки: «Кошка и собака – это домашние животные. О них заботится человек. Он их кормит, ухаживает за ними. Тело кошки и собаки покрыто шерстью. У этих животных есть голова, туловище, уши, хвост, лапы». Затем выделяем различия: «Кошка бело-черного цвета, а собака – рыжего. Кошка мяукает, а собака – лает. Кошка любит пить молоко, есть рыбу, а собака грызть кости. У кошки – котята, а у собаки – щенки. Собака охраняет дом, а кошка ловит мышей».

Метод графического моделирования с помощью кругов Эйлера можно использовать при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Детям предлагается набор карточек для решения задач. Например:

1. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой). Дети определяют предметы, подходящие под описания кругов. Важно обратить внимание ребенка на те, качества, которые присущи объекту всегда.

2. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги). Дети определяют предметы, подходящие под описания кругов.

3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все красные предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком). Сначала дети определяют предмет, подходящий под описания кругов. Каждой из пересекающихся окружностей присваивается какое-либо качество. Затем необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение.

Во время следующих занятий детям можно предлагать и более сложные задачи, когда в пересечении двух кругов может оказаться не одна, а несколько карточек.

        Итак, в данной методической разработке были рассмотрены основные действия, которые можно производить с множествами, изучены возможности их применения для решения задач, получены методические советы по организации образовательной деятельности детей.

      Метод графического моделирования в работе с детьми способствует развитию умения анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умения сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать. 

Это означает, что мы вооружаем детей необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта в познавательно-речевом развитии дошкольника

В ФГТ заложено кардинальное изменение подхода к педагогической реальности: от занятий к образовательной деятельности.Ребёнок - дошкольник усваивает только значимую для себя информацию.Сформулированы о...

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лек...

Сборник упражнений по использованию графических моделей (пиктограмм) в работе с дошкольниками

Материал бедет полезен воспитателям для корекционной раюботы с детьми...

Использование графических моделей в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Актуальность разработки методических рекомендаций определяется их направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в це...