Методическая разработка по познавательному развитию «Знаменитые земляки» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Федотова Галина Николаевна

познакомить и рассказать о людях, которые славят наш посёлок Умёт, вызвать интерес и любовь к малой Родине, уважение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx221.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Методическая разработка

по познавательному развитию

«Знаменитые земляки»

для детей старшего дошкольного возраста

https://memory-map.1sept.ru/memorials/00/11/25/1/l/25304.jpeg

                                                Воспитатель: Федотова Г. Н.

                                                   

        Цель: познакомить и рассказать о людях, которые славят наш посёлок Умёт, вызвать интерес и любовь к малой Родине, уважение к людям.

       Задачи:

       Обучающие задачи:

-продолжать знакомство воспитанников с Умётом, его достопримечательностями;

- воспитывать интерес к ознакомлению и изучению прошлого и настоящего народов, проживающих на территории Умётского района;

- расширять представления дошкольников о знаменитых земляках – героях ВОВ;

- обогащать словарный запас детей;

- расширять кругозор детей.

       Развивающие задачи :

-развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками;

- развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую и монологическую речь через ознакомление с творчеством художников, писателей, композиторов.

       Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство патриотизма;

-воспитывать интерес и любовь к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к умётскому  народу;

-воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов, художников и композиторов;

-формировать чувство гордости за знаменитых земляков.

       Методы и приемы:

словесные: введение в игровую ситуацию; использование художественного слова (чтение стихотворений); беседа, рассказ.

наглядные: рассматривание портретов писателей, художников, композиторов, героев военных действий Умётского района.

       Оборудование:

магнитная доска с портретами писателей, героев ВОВ Умётского района ; куклы в национальных костюмах; фотографии и иллюстрации достопримечательностей Умёта, аудиозапись песни А. Аверкина на слова П. Черняева «Земля моя любимая»

       Предварительная работа:

- беседа об известных людях Умётского района;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- знакомство с земляками, павшими в годы Великой Отечественной войны.

Вводная часть: 

- приветствие;

- ситуативный разговор.

Основная часть: 

- игры  “Угадай национальный костюм”, ”Найди вторую половинку”;

- беседа о  наших земляках.

Заключительная часть - подведение итогов.

(Звучит песня А. Аверкина на слова П. Черняева «Земля моя любимая», дети входят в группу и встают полукругом)

       Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите. Рада видеть вас. Каждый день, общаясь с вами, я вижу, как вы растете, становитесь старше. Уже много знаете об окружающем нас мире, о стране, в которой живете. А страна у нас удивительная. Скажите, как она называется?

       Дети: Россия.

       Воспитатель: Много стран на планете Земля, везде живут люди. Но для нас Россия – необыкновенная, единственная, почему?

       Дети: Потому что она наша Родина.

       Воспитатель: Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Что мы называем малой Родиной?

        Дети: Это место, где родился человек, где все ему знакомо и дорого. Это наша республика, город, улица, дом.

       Воспитатель: Как называется наша малая Родина?

       Дети: Посёлок Умёт.

        Воспитатель: Дети. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по музею нашего посёлка. К сожалению, путешествовать мы будем, не выходя из детского сада. Вот что мы сделаем. Встанем вкруг и произнесем волшебные слова: Вокруг себя ты повернись и в музее очутись!

        Памятка «Правила поведения в общественных местах»

        Воспитатель: Мы находимся в музее для дошкольников. Вас приветствует экскурсовод Ольга Николаевна. Прежде чем начать экскурсию, мы вспомним правила поведения в общественных местах. Как себя нужно вести в театре, музее, на выставке?

        Дети: (по очереди) :

- нельзя громко разговаривать, перебивать взрослых;

- нельзя мусорить, бегать;

- вопросы можно задавать с разрешения взрослых.

        Воспитатель: Надеюсь, что именно так вы будете себя вести на экскурсии.

        Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что все, кто родился и живет в одном городе, в одной посёлке, называются земляками. Мы с вами земляки.

       Д/и «Угадай национальный костюм»

       Воспитатель: Начинаем нашу экскурсию по музею. Скажите, люди каких национальностей живут в нашем районе?

       Дети: Русские, украинцы, белорусы и др. (Воспитатель с детьми рассматривают трех кукол в национальных костюмах).

       Воспитатель: Да, наша страна многонациональна. У каждого народа есть своя культура, свой национальный костюм. Обратите внимание на костюмы трех кукол. Какие народы они представляют?

       Дети: Русские, украинцы, белорусы.

       Воспитатель: Что характерно для каждого костюма?

       Дети: У каждого костюма своя национальная вышивка, определенные цвета и орнамент.

        Воспитатель: Мы рассмотрели экспонаты с национальной одеждой.

        Воспитатель: Ребята, а как называется музей, где собраны предметы национальной одежды, старинные вещи?

        Дети: Краеведческий музей.

        Воспитатель: У нас в посёлке один  музей. Посмотрите на иллюстрации. Я думаю, что вы узнали многие достопримечательности Умёта. Найдите иллюстрацию с изображением Краеведческого музея. (Ребенок показывает)

       Воспитатель: Что вы еще узнали? Где были с родителями? (Дети показывают и называют достопримечательности Умёта)

       Воспитатель: В центре посёлка находится Краеведческий музей.

В музее есть зал, где представлены картина русского художника В.Васнецова "Богатыри" (Дети рассматривают картины художника). Посмотрите, какими он изобразил русских богатырей.

-какая у них одежда?

-какие лица?

-как они проводят время? (Дети отвечают на вопросы)

       Воспитатель: Наш Умёт –удивительный край. Он расположен в центральной части русской равнины (Карта Умёта). Слово «умёт» в свое время означало «одинокий хутор», который мог служить местом для остановки обозов, проходивших с солью и рыбой из городов Поволжья к Москве. «Умёт», по мнению В. Даля - хутор, заимка в степи.

       Умётский район образовался как самостоятельный только в 1936 году. До этого он входил в Кирсановский уезд. Районный центр был расположен в селе Градский Умёт. Градский Умёт – старинное село на реке Вяжля. Известно, что в 1774 году крестьяне села переходили на сторону пугачёвцев.  Официально Градский Умёт стал селом в 1806 году, когда была построена церковь. До 1961 года село Градский Умёт было административным центром района. Происхождение названия связано с русским архаическим словом «умёт». Слово «градский» подразумевало принадлежность к какому-то городу, видимо, к Тамбову. Есть и другая версия: определение «градский», возможно, связано с тем, что здесь находился один из укрепленных пунктов для защиты от нападения татар. Когда-то слово «город» имело именно это значение – укрепленный пункт.

       До революции земля, где расположен райцентр, принадлежала помещику Ветчинину. Пристанционный поселок был основан в 1913 году как станция на железной дороге Москва-Астрахань, построенной в 1870 году. Тогда здесь было всего четыре здания: дома дорожного мастера, весовщика, буфетчика и кладовая помещика Ветчинина, который жил в селе Град-Умет, возникшем в начале XVIII века. Расти поселок стал после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Застроилась улица Кооперативная. В 1922 году появились дома по другую сторону железной дороги – улицы Садовая и Железнодорожная. В 1920 году построено здание Госбанка. Позднее открылась начальная школа, впоследствии переведена за железную дорогу. Первым предприятием на станции Умет был хлебоприемный пункт, построенный в 1929г. В 1937 году в Умёте рядом с железной дорогой построили свеклопункт. Ежегодно из колхозов и совхозов сюда доставлялось до 50 тысяч тонн сахарной свеклы. Отсюда она отправлялась на сахарный завод. В 1968 году Умёт преобразован в посёлок городского типа. В Умёте есть элеватор, хлебозавод, фермерские хозяйства, предприятия по обслуживанию сельского хозяйства.

       Достопримечательности Умёта: памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны; вечный огонь; Церковь Казанской иконы Божией матери; Памятник В. И. Ленину.

        Воспитатель читает  стихотворение Валентины Тимакиной

           Малой родине моей

Здравствуй, родина малая!
Как я радуюсь встрече!
Без тебя так скучала я,
Мы не виделись вечность.
Бор сосновый смолистый
На припеке томится.
Шепот трав, трепет листьев,
Подмаренник душистый.
Сень дубравы тенистой,
Березняк на пригорье,
Берега речки быстрой
В разноцветном уборе.
Я волнуюсь от встречи
С дорогим мне поместьем,
Где в округе весь вечер
Соловей пел нам песни.
Хоть и стали мы старше,
Нас судьба разбросала.

Приезжайте почаще
К милой родине малой.

        Воспитатель: Все радует наш взгляд в родном посёлке: храм, стадион, музей, жилые дома, детские сады. Ребята, я приготовила иллюстрации для показа, но с ними что-то случилось. Их стало так много…

       Д/игра «Найди вторую половинку»

        Воспитатель: Ребята, помогите нам собрать картинки. (Дети собирают пазлы с изображением Умёта)

       Уникальных памятников и достопримечательностей в райцентре нет. Посёлок вполне современный, компактный и очень удобный для жизни. Прямые улицы, где на двух главных расположены все нужные и важные организации: администрация, больница, поликлиника, пенсионный фонд, полиция, торговые точки, дом культуры и другие учреждения. Здесь же, в центре посёлка, - уютный сквер с аллеями и детской площадкой. А также мемориальный комплекс внушительных размеров, которым жители Умёта очень гордятся. Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открыли в 2012 году.

       Памятник Неизвестному солдату

       Воспитатель: 9 мая 1972 года в р.п. Умёт был установлен памятник погибшим воинам- умётцам. Каждый год 9 мая люди приходят к памятнику почтить память павших воинов. Возлагают венки, склоняют головы, объявляют минуту молчания. В память о погибших, в знак уважения и признательности, почетное право возложить венок предоставляется лучшим ученикам школы.

        Как в капле воды, отражена судьба этого района – края степей и чистых родников – в жизни России. Стоит только заглянуть в глубь старины седой, как всплывут имена предков, прославивших Россию трудовыми, ратными и иными полезными для Отечества делами. Среди них – замечательный русский поэт Евгений Баратынский и другие.

        Несмотря на осень, этот день выдался необыкновенно теплым и солнечным. Жители райцентра и Уметского района, а также многочисленные гости с утра собрались в центе поселка на торжественное открытие памятника землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Звучат гимны России и Тамбовской области. Почетные гости перерезают красную ленточку.

       Взорам собравшихся открылся величественный вид на мемориал.      Солдат-защитник, солдат-освободитель бережно прижимает к себе девочку. А сзади него на монументальной полусфере, которую венчают две стелы с орденами Отечественной войны и Победы, разместились 24 гранитные плиты. На них выбиты фамилии и инициалы умётцев, отдавших свои жизни во имя свободы ныне живущих россиян. На отдельно стоящих стелах – портреты уроженцев Уметского района Героев Советского Союза Михаила Трусова, Филиппа Соннова, Николая Маркина и Андрея Ефимова, а также Героя России Петра Казьмина с кратким описанием их подвигов.    Благодарные умётцы и гости возложили к ним после окончания торжественной части открытия мемориала букеты живых цветов. Почести солдатам войны, не вернувшимся с полей брани, воздают их правнуки – школьники местной средней школы. Они говорят спасибо солдату. Почтили память своих павших товарищей оставшиеся в живых участники Великой Отечественной войны. Дух того далекого времени воссоздали исполнением песен фронтовых лет музыканты Губернаторского оркестра под руководством Вячеслава Голощапова, солисты областной филармонии Алла Знатных, Валентина Кругова. Порадовали зрителей постановкой хореографической композиции «Журавли» местные школьники. Количество фамилий, выбитых на гранитных плитах, со временем может увеличиться, для этого оставлено свободное место. Забегая вперед, скажем, что по окончании торжественной части жители поселка зажгли свечи под списками своих родственников, которые вернулись из небытия домой.

       Имя Григория Ивановича Деева значится почти в начале списка фамилий, увековеченных на первой гранитной плите. Так что она нашла дорогое для себя имя памяти без долгих поисков.

       А вот десятикласснику Уметской средней школы Дмитрию Соннову своего героического прадеда искать совсем не надо. Его портрет, увековеченный в граните, издали виден на стеле, что в считанных шагах от памятника. Молодой красивый офицер улыбается ныне живущим… Диме есть что рассказать своим товарищам по учебе о своем прадеде-герое.              Открытие мемориала для ветерана и инвалида войны Ивана Наливалкина стало памятным вдвойне. Здесь он встретил однополчанина и тезку Ивана Синютина. Впрочем, и руководитель областной ветеранской организации был взволнован не меньше, чем умётец Иван Прокопьевич. Долго не расходились умётцы после торжества со слезами на глазах от мемориала. Им было о чем вспомнить, поразмышлять на ставшем святым для них месте, ведь здесь они словно встретились с погибшими родными!

        Воспитатель: И среди ваших родственников есть, герои, которые, может быть, не так известны, но в вашей семье их помнят и чтят. (Рассказы детей о родных, воевавших в ВОВ).

       Воспитатель: Имена всех, кто защищал нашу Родину, навсегда останутся в памяти народной.

       Воспитатель:

Много лет среди равнины

Мой Умет стоит старинный

Славен город наших дедов

В жизни многое изведал

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

        Воспитатель: Я думаю всем, кто приедет в Умёт, он понравится. Вы так тепло о нем рассказали.

       Воспитатель: А мы возвращаемся в детский сад.

Вокруг себя повернись.

В детском саду очутись

       Воспитатель: Вот мы и в своей группе. Дети, что вы узнали сегодня на занятии? Что вам понравилось? (Ответы детей)

Наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы дружно играли и отвечали на мои вопросы.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....

Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию  «Части тела»  для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по познавательному развитию «Знаменитые земляки» для детей старшего дошкольного возраста

познакомить и рассказать о людях, которые славят наш посёлок Умёт, вызвать интерес и любовь к малой Родине, уважение к людям....

Методическая разработка по познавательному развитию «Знаменитые земляки» для детей старшего дошкольного возраста

познакомить и рассказать о людях, которые славят наш посёлок Умёт, вызвать интерес и любовь к малой Родине, уважение к людям....

Методическая разработка по познавательному развитию «Знаменитые земляки» для детей старшего дошкольного возраста

познакомить и рассказать о людях, которые славят наш посёлок Умёт, вызвать интерес и любовь к малой Родине, уважение к людям....