Конспект занятия по развитию речи (ОНР) в подготовительной группе на тему: «Как наши предки выращивали хлеб»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прокудина Татьяна Яковлевна

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 356 «Жар-птица» города Новосибирска »

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«Как наши предки выращивали хлеб»

Воспитатель: Прокудина Татьяна Яковлевна

г. Новосибирск 2024г.

Задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите с мамами ходить по магазинам?

- А какой магазин вам нравится больше всего?

- Почему нравится?

- А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

- Хотите?

- Сможете?

2. Актуализация знаний

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

-Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На экране появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

- Как называется этот магазин?

- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

- Верно.

- А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)

- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

- Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

- Хотите помочь Незнайке?

- Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

- Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.

- Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?

- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

- Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)

4. Открытие нового знания

- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

- Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?

- Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

- Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

- Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

- Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

- Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

- Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

- Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

- Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

- А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

- Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:

-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

- А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

- запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут

Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.

- Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

- Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)

- Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

- Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы. Тема: Домашние животные. Образовательные задачи:• Учить детей составлять описательные рассказы;• Закреплять знания р...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: «Мир профессий»

Конспект занятия по развитию речидля детей подготовительной группына тему: «Мир профессий»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"

Занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы по теме "Игрушки"....

Конспект занятие по развитию речи для детей подготовительной группы на тему: "Осень"

Программное содержание:Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал (мнемотаблицы)Учить подбирать синонимы – признаки предмета; образовывать прилагательныеЗакрепить знания детей об ос...

Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группе на тему: «Части тела человека»

Ребята, вы смотрели мультфильм «Умка»? Маленький медвежонок спрашивает у медведицы мамы; «А кто такие люди?» Медведица отвечает: «Это такие медведи, которые ходят на задн...