«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности».
материал по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

   У детей с речевыми расстройствами достаточно низкий уровень самоконтроля за собственной речью. Эти дети с трудом разучивают небольшие стихи, чистоговорки и не следят за собственным произношением.  Они не являются лидерами в группе, не могут организовать даже собственную деятельность.

   Использование разнообразных средств театрализованной деятельности позволяет эмоционально раскрыть детей, снять зажатость, застенчивость, научить быть чувственным, пользоваться речью и развивать художественное воображение. Это возможно только через игру, сочинительство, фантазирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe-razvitie_rechi.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Речь является психическим процессом, который необходим для передачи информации посредствам системы условных знаков. А если проще, речь это средство общения.

У детей с речевыми расстройствами достаточно низкий уровень самоконтроля за собственной речью. Эти дети с трудом разучивают небольшие стихи, чистоговорки и не следят за собственным произношением.  Они не являются лидерами в группе, не могут организовать даже собственную деятельность. Поэтому их надо эмоционально заинтересовать, вызвать положительные эмоции. А так как они эмоционально скованы, то этот интерес не должен быть затухающим, его надо постоянно подпитывать новыми положительными эмоциями.

К сожалению, в современном обществе мы все чаще наблюдаем дефицит общения у детей с родителями. Все меньше времени ребенок находится в окружении своей семьи, как родителей, так и бабушек с дедушками. Современным родителям вечно некогда, они круглосуточно заняты.  Их вечная занятость пускает все на самотек и процесс всестороннего развития ребенка, и речи в том числе. Им более комфортно засыпать ребенка игрушками, посадить перед телевизором или разрешить компьютерные игры. А еще проще дать в руки планшет или телефон, чтобы ребенок не лез, не беспокоил и дал возможность отдохнуть. Происходит простая замена человеческого общения. Дети все реже слушают рассказы или сказки из уст родителей. Все меньше и меньше проводят время вместе в походах, на отдыхе. А это приводит к несформированности всех психических процессов. Как следствие, при поступлении ребенка в школу возникает множество проблем, выявляется низкая готовность к школьному обучению.

Использование разнообразных средств театрализованной деятельности позволяет педагогу эмоционально раскрыть детей, снять зажатость, застенчивость, научить быть чувственным, пользоваться речью и развивать художественное воображение. Это возможно только через игру, сочинительство, фантазирование. Следует знать, что театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских навыков и умений.

Поэтому мною был разработан кружок «Театральные ступеньки».  Перед собой поставила цель – создать условия для успешной коррекции речевых нарушений через использование элементов театрализованной деятельности, развитие эмоциональных проявлений.

Для меня стало важным:

- научить различать и самому правильно пользоваться эмоциональными проявлениями;

- различать разницу между чувствами и поступками;

- открыто проявлять свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

- адекватно реагировать на отрицательные эмоции;

- развивать невербальные средства общения и управлять интонационной стороной речи.

Использовала следующие формы работы:

  • Рассказы о театре, его истории с использованием ИКТ технологий;
  • Беседы-диалоги;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изготовление атрибутов и костюмов к выступлениям;
  • Пополнение настольных, теневых и кукольных театров;
  • Показ родителям и детям младших групп отрепетированных выступлений.

Исходя из разнообразия разных методик изучения эмоционального развития детей в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка, я использовала наблюдение за детьми на занятиях, в играх, свободной деятельности. Кроме этого, детям предлагались 3-и задания по обследованию эмоциональной лексики (автор - Скотникова Е.С., логопед, г. Асбест, Свердловской обл.).

Вся работа была поделена на 3-и блока:

1 блок – развитие культуры речи и артикуляционной моторики, формирование фонематического восприятия и речевого дыхания, совершенствование звукопроизношение.

2 блок – развитие общей и мелкой моторики рук, координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

  1.  блок – развитие сценического мастерства и речевой активности через изучение мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Работу начала со знакомства «Что такое театр?» через беседу-презентацию. Далее узнавали «Для чего нужны эмоции?», рассматривали пиктограммы, основные эмоции и их внешние проявления. Проводила минутки пантомимы, психогимнастические упражнения «Живая скульптура», «Обезьянки» и.  Использовала наглядный материал «Куб эмоций», «Собери лицо», «Опиши настроение» и т.д. Для родителей была поставлена РНС «Теремок», для детей младших групп показали кукольный театр «Колобок».

Кроме этого, проводилась работа с родителями. А это одно из важнейших направлений по взаимодействию в преодолении имеющихся речевых нарушений у детей. Поэтому повышала их компетентность в данном вопросе. Тесное сотрудничество помогло добиться положительного результата.

Родителям были предложены консультации на тему: «Театр своими руками на диване», «Сказки в формировании личности дошкольника», «Рассказываем сказки…». В информационном уголке размещала практические рекомендации по развитию речи и привитию любви к театрализованной деятельности; буклеты и памятки. А также родители участвовали в изготовлении из подручного материала декораций и атрибутов, реставрировали и шили костюмы для инсценировки сказки.

Таким образом, в результате проделанной работы достигли следующих результатов:

  1. Дети научились различать и передавать эмоциональное состояние персонажа; повысился уровень речевых возможностей через обогащение и активизацию словарного запаса; научились пользоваться интонационной выразительность, контролировать эмоциональное состояние и перепады настроения.
  2. У родителей улучшилось взаимопонимание с детьми, появился повод больше времени проводить вместе за одним занятием; они научились контролировать эмоциональные всплески у своих детей.

Список используемой литературы:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1996г.
  2. Кирбшина Е., Мухаматулина А. Семейка гномов. Игры для эмоционального развития – Генезис, 2014г.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду – Сфера, 2004г.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий – Сфера 2018г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошко...