Конспект НОД "Уроки Айболита и Мойдодыра для ребят дошколят"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макрушина  Татьяна Васильевна

Конспект занятия по книге О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект №1 май

Тема: «Уроки Айболита и Мойдодыра для ребят- дошколят»

Программные задачи:

  • Поддерживать инициативность и самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
  • Учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;
  • Обогатить положительными эмоциями опыт общения детей в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомой сказки;
  • Показать, что выполнение правил личной гигиены, правильного питания, занятия спортом укрепляют организм человека;
  • Продолжать развивать воображение, фантазию, интерес к совместной творческой речевой деятельности;
  • Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
  • Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, т.е. уметь договариваться, выслушивать товарищей и взрослых;
  • Учить доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

  • Беседы по теме «Кто я? Какой я» (Человек; от чего зависит здоровье человека.);
  • Чтение произведений К.И. Чуковского «Айболит» и «Мойдодыр»;
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского;
  • Разучивание стихов: «Стихи о гигиене для детей» Л. Авдеевой, «Доктор» Э. Мошковской.

- Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть или пореже?..

Отвечает доктор:

- ЕЖЕ!

Отвечает доктор гневно:

- ЕЖЕ!

ЕЖЕ –

ЕЖЕДНЕВНО!

Материалы и оборудование: мяч, альбомные листы с изображённым на них «цветком здоровья» (пять лепестков), цветные карандаши или фломастеры; набор сюжетных картинок с изображениями выполнения правил личной гигиены; загадки из книги: Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа/под ред. И.В. Козиной. – М.: Центр педагогического образования, 2014.

Ход ситуации

Педагог приглашает детей удобно расположиться на ковре и начинает с ними беседу.

Воспитатель.  Ребята, сегодня Доктор Айболит и Мойдодыр приготовили для вас много разных заданий. А вы знаете, кто такой Мойдодыр?

Дети. Умывальников начальник и мочалок командир.

Воспитатель. А что вы знаете о Докторе Аболите?

Дети. Доктор Айболит лечил детей.

Воспитатель. Мойдодыр и Доктор Айболит узнали, что в одном детском саду заболели дети, и отправились к ним на помощь. Они помогли им. А теперь они хотят знать, все ли дети в нашем детском саду соблюдают правила личной гигиены, правила питания, занимаются спортом и внимательно ли слушают, что им говорят доктора. Мойдодыр и Айболит передали мне эти задания чтобы быть уверенными в том что вы все знаете и с вами не случится никакая беда как с детьми из другого детского сада. Кто из вас догадался о чём и о ком мы будем сегодня говорить?

Дети. Мы будем говорить  о том, как не болеть, беречь своё здоровье, правильно питаться, заниматься физкультурой и слушать советы доктора.

Воспитатель. Предлагаю вам не лениться, а хорошенько потрудиться. Мойдодыр и Айболит приготовили для вас задания, а также игры и загадки. Ребята, вы готовы к выполнению этих заданий?

Дети. Да, готовы!

Воспитатель. Слушайте, ребятки, новые загадки. Всегда во рту, а не проглотишь.

Дети. Язык.

Воспитатель. У пяти братьев – одна работа.

Дети. Пальцы.

Воспитатель.

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают.

Дети. Волосы.

Воспитатель. Один говорит, двое глядят, двое слушают.

Дети. Язык, глаза, уши.

Воспитатель.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Дети. Расчёска.

Воспитатель. Всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут.

Дети. Ноги.

Воспитатель. Не часы, а тикает.

Дети. Сердце.

Воспитатель.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

Дети. Губы, зубы.

Воспитатель.

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.

Дети. Кран.

Воспитатель.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Дети. Мыло.

Воспитатель.

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

Дети. Мочалка.

Воспитатель.

Плещет тёплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате?

Дети. Ванна.

Воспитатель.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

Дети. Полотенце.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем и ещё лучше узнаем своё тело.

Воспитатель произносит текст стихотворения В. Орлова «Человек и ты, и я…», а дети показывают части тела.

Части тела изучаем,

Части тела называем.

Человек и ты, и я,

Щёчки, ротик, голова.

Глазки, бровки, ушки,

Волосики на макушке.

Веки и реснички,

Девчоночьи косички.

Шея – голову держать.

Носик нужен, чтоб дышать.

Два плеча и две руки

Пусть пока не велики.

Пальчики, ладошки,

Чтоб считали крошки.

Впереди живот и грудь,

Да, пупочек не забудь.

Дальше прямо до земли

Растут длинных две ноги.

Две коленки, две ступни,

Очень нам нужны они.

Когда бежим мы без оглядки,

Мелькают сзади наши пятки.

А если пальцы посчитать,

На каждой ножке их по пять!

Позвоночник на спине,

Прямым чтоб быть тебе и мне.

Воспитатель. Доктор Айболит приготовил для вас вопросы.

Дети встают в круг, у одного ребёнка мяч, воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает и передаёт мяч другому, и так до последнего ребёнка.

Воспитатель. Чем мы смотрим?

Дети. Глазами.

Воспитатель. Чем мы слушаем?

Дети. Ушами.

Воспитатель. Чем мы хлопаем?

Дети. Руками.

Воспитатель. Чем едим?

Дети. Ртом.

Воспитатель. Чем мы дышим?

Дети. Носом.

Воспитатель. Чем мы думаем?

Дети. Головой?

Воспитатель. Чем мы топаем?

Дети. Ногами.

Воспитатель. Чем мы жуём?

Дети. Зубами.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем, немного отдохнём и подвигаемся.

Игра «Волк во рву». Поперёк группы двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см от другой обозначен ров. В нём находится водящий – волк. Остальные дети – козы. Они живут в домиках (обручи) на противоположной стороне групповой комнаты. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из «дома» в «поле» и перепрыгивают по дороге через «ров». «Волк» бегает по «рву», стараясь осалить прыгающих «коз». Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой! «Козы» бегут домой, перепрыгивая через «ров». После 2-3 перебежек выбирается другой водящий.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, почему люди болеют?

Дети. Они заражаются микробами.

Воспитатель. Кто такие микробы?

Дети высказываются; педагог задаёт им вопросы, если есть необходимость что-то уточнить. Взрослый поощряет желание детей во время высказываний использовать элементы объяснительной речи.

После того как все дети выскажутся, взрослый, как бы подводя итог, читает отрывок из стихотворения Н. Ходжемировой.

Микроб – это очень опасный злодей,

 Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшный болезней причина – микроб,

 А разглядишь его лишь в микроскоп.

Воспитатель. Как можно воевать с микробами?

Дети. Надо соблюдать чистоту дома.

Воспитатель. Скажите, микробы живут только дома?

Дети. Они живут на улице, везде.

Воспитатель. Что мы можем делать, чтобы преградить путь микробам?

Дети. Быть чистыми, опрятными, не мусорить и наводить чистоту вокруг.

Воспитатель. Правильно, важно соблюдать гигиену. Мы знаем стихотворение о гигиене Л. Авлеевой. Давайте его расскажем руками.

Во дворе играл в песок,

Рядом ямку рыл щенок.

Дома нужно очень быстро

Вымыть ручки чисто-чисто.

Дети сначала имитируют игру в песочнице, т.е. присев на корточки, делают вид, что насыпают совком песок в ведёрко, потом как будто роют ямку, а затем моют руки.

Хороша морковка с грядки –

И сочна, и ароматна!

Вымой прежде корнеплод,

Чем его отправить в рот.

Дети делают вид, что рвут морковку с грядки, любуются ею, а потом «моют морковку» под краном с водой.

Он малюткой-невидимкой

Ждёт на ягодах в корзинке:

Вдруг малыш в один присест

Горсть немытых ягод съест?

Дети сначала руками показывают, какой микроб маленький, как он затаился на ягодке. Затем делают из своей кисти горсть и направляют её в рот – как будто съели вкусную ягоду, от удовольствия гладят свои животики.

Лето – время закаляться,

Загорать, в реке купаться,

Но в веселье развлечений

Не забудь о гигиене!

Дети сначала делают вид, что выливают на себя ведро холодной воды, потом как будто плывут в воде. На слова последней строчки дети сжимают пальцы правой руки в кулак, поднимая вверх указательный пальчик.

Воспитатель. Ребята, продолжаем отвечать на вопросы Айболита и Мойдодыра.

Дети рассаживаются за столы, им раздают кружки зелёного и красного цветов по количеству задаваемых вопросов. Выслушав вопрос, дети выкладывают в ряд перед собой по одному кружку на каждый вопрос, решая самостоятельно, какого он будет цвета. Красный кружок обозначает неправильный ответ, зелёный – правильный. В конце задания педагог выясняет, какой ответ правильный, а какой неправильный, дети проверяют  себя, ориентируясь на цвет своего кружка.

Вопросы к детям.

1.  Как часто ты моешь руки:

  • только перед едой и после туалета;
  • около 20 раз в день.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

  • 2 раза (утром и вечером);
  • вообще не чищу;
  • только вечером после купания.

3. Как часто ты делаешь зарядку:

  • каждый  день;
  • когда заставят родители.

4. Как часто ты ешь сласти:

  • по праздникам и воскресеньям;
  • когда захочу.

5. Когда ты ложишься спать:

  • в 21.00;
  • поздно, вместе со взрослыми.

6. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

  • смотрю небольшую по времени детскую передачу;
  • смотрю всё подряд, пока не надоест.

Игра «Что полезно? Что вредно?». Детям на каждый стол раздают точки с изображениями частей тела человека – глаза, уха, кожи, ноги – ступни ног, руки – кисти рук. Они должны подумать и рассказать, для чего эти органы нужны и что нужно делать, чтобы они всегда были здоровые.

Например:

1. Что вредно для глаз? (Читать лёжа в кровати, при плохом свете, в транспорте; смотреть близко телевизор, трогать глаза грязными руками.)

Что полезно для глаз? (Читать сидя за столом, не наклоняясь близко к книге; регулярно умываться, делать гимнастику для глаз и т.д.)

2. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно выполнять правила: не ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать уши от сильного ветра, холода, а также шума, нельзя сильно сморкаться.

3. Чтобы сохранить нашу кожу между пальцами ног, облизывать языком ранки, если появятся; прокалывать и выдавливать прыщи, носить грязное белье, мыться слишком горячей водой и часто париться, долго загорать на солнце;

  • нужно оберегать кожу от попадания микробов, мыться тёплой водой с мылом, обратиться к врачу, если повредили кожу, или промыть и смазать специальными мазями, купаться и загорать, но недолго.

4. Как беречь руки:

  • нужно мыть с мылом, чтобы не попали микробы; тренировать свои руки, и они станут сильными и ловкими; стараться не поранить; правильно подстригать ногти на ногах, прямо, не закругляя и не глубоко; делать упражнения для ног; ходить по песку; плавать; носить упругие стельки.
  • Воспитатель. Молодцы, ребята! Всё сделали правильно. А теперь давайте поиграем.

Игра «На зарядку становись» (сл. И движ. О. Узорова, Е. Нефёдова). Дети стоят на ковре врассыпную. Все вместе проговаривают слова и выполняют движения согласно тексту.

Для начала мы с тобой Вращение головой вправо-влево

Крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, Повороты вправо-влево.

Это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем Приседания.

Мы прекрасно понимаем:

Нужно ноги укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Напоследок потянулись Потягивание – руки вверх и в стороны

Вверх и в стороны прогнулись. Поднимание рук вверх с прогибанием спины.

От разминки раскраснелись,

Отдышались и присели.

Дети выполняют задание. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания. Я думаю, что вы не попадёте в беду, как дети из другого детского сада. Предлагаю вам отправить Айболиту и Мойдодыру в благодарность за такие интересные задания наши цветы здоровья.

Дети складывают свои работы в большой конверт, воспитатель подписывает его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к Дню защиты детей "Мальвина и Буратино в гостях у ребят-дошколят"

В гости к ребятам приходит Буратино, которому ребята рассказывают про праздник День защиты детей. В ходе праздника дети танцуют, поют песни, соревнуются....

«Иванушка в гостях у ребят - дошколят».

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации....

Английский язык для ребят-дошколят"

В материале представлена игровая методика по вопросам раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку....

Военные частушки для ребят -дошколят /авт.Лебедева Г.Р./

Частушки предназначены автором для детей дошкольного возраста, но могут быть  применены  исполнителями любых возрастов. Количество частушек при исполнении может варьироваться от желания испо...

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР ОО" Познавательное развитие"( ФЭМП)Тема:"Незнайка в гостях у ребят- дошколят" в средней группе.

Интересный конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР"Познавательное развитие" ( ФЭМП), в средней группе....

Физкультурный праздник " Доктор Айболит в гостях у ребят - дошколят"

Физкультурный праздник " Доктор Айболит в гостях у ребят - дошколят"...