Конспект занятия по речевому развитию на тему "Составление небольших творческих рассказов"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Романюк О.В.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе составление не больших творческих рассказов.
Тема: обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».
Программное содержание:
Цель: формировать коммуникативно-речевые умения.
Образовательные:
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
Развивающие:
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;
-обогащать речь прилагательными;
-совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательные:
-Воспитывать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.
Словарная работа:
Активный словарь – зимующие птицы, вьется, бушует, воет, метет
пассивный словарь-
Материал к занятию: одежда повара, кухонные предметы, кукла би-ба-бо, ширма.
Методы и приёмы:
Наглядный – картина «Зимние развлечения»
Словесный.- беседа, рассказывание, речевые игры, поощрение, воображаемая ситуация, вопросы.
Игровой: физминутка, игровая ситуация. д/игра «Подбери слова»
- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
Ход НОД.
1.Организационно-побудительный этап.
Отгадайте загадку:
«По лесам и по полям
Я спешила в гости к вам.
По горам и по тропинкам,
Уложила я тропинки,
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
Кто же я?»
Д.: Зимушка – зима.
Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:
- Какое сейчас время года? ( Зима. )
- Назовите зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).
- Что происходит в природе зимой?
Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.
- Да, у нас в Когалыме зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно холодные. Снег бывает частый и морозы крепкие. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Какое из частей суток самое холодное и посему?
- А что надевают люди зимой? ( Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).
- Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно).
- С чем это связано? (Мало корма, холодно).
- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)
- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
- Молодцы!
2. Основная часть.
- Ребята, предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте.
Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…
Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .
Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .
Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….
Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….
- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.
Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)
- Как можно назвать картину?
– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).
- Какая погода стояла в тот зимний день?
- Как вы определили, что день теплый и солнечный?
Рассказ воспитателя:
«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»
(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)
- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?
Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?
(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).
- Ребята, какой снеговик получился?
(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).
Физкминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую).
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков).
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой).
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь).
Вот такой (показывают величину кома меньше).
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком).
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху),
Шагает наш снеговичок,
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом).
- Что делает мама ребенка?
(Мама везет маленького ребенка на санках).
- А кто рядом бежит?
( Рядом бежит собака).
- Куда собрались старшие дети?
(Они собрались кататься на лыжах).
- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?
(С красной грудкой – снегири).
- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.
Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:
1. Катание с горки.
2. У снеговика.
3. Около кормушки для птиц.
Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.
Образец:
«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.
Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды рябины, брусники принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».
Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:
Пришел Яшка —
Белая рубашка,
Где он пробегает —
Ковром устилает.
(Снег).
Итог.
- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Конспект занятия по речевому развитию "Ознакомление с родным городом".Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)
Составление рассказана тему «Петербургская семья» (старшая группа с элементами ОНР)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Обучение детей составлению творческих рассказов по картине. Тема: «Кошка с котятами»
расширение навыков детей среднего дошкольного возраста, составление творческих рассказов по сюжетной картине....
НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" Тема: "Весна"Составление творческого рассказа (старшей группе)
Интеграция с другими областями. Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Программное содержание.1. Формировать умение составлять небольшие рассказа творче...
Конспект занятия НОД по речевому развитию на тему « Составление творческих рассказов « Вот какая мама»» для детей подготовительной группы.
Занятие Составление творческого рассказа...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе составление рассказа по картине
Конспект занятия...
Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы Тема: "Рассказ по картине « Ежи»"
Цель: Составление описательного рассказа по картине « Ежи» с детьми подготовительной группы.Детская цель: Открыть коробочку с сюрпризом.Задачи:Воспитательные:- воспитывать культуру об...