Конспект занятия по речевому развитию на тему "Составление небольших творческих рассказов"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Романюк Ольга Владимировна

Конспект занятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Романюк О.В.

Конспект НОД по речевому  развитию   в старшей  группе составление не больших творческих рассказов.

Тема: обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Программное содержание: 

Цель: формировать коммуникативно-речевые умения.

Образовательные:

- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Развивающие:

-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

-обогащать речь прилагательными;

-совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные:

 -Воспитывать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.

Словарная работа: 

Активный словарь – зимующие птицы, вьется, бушует, воет, метет

пассивный словарь-

Материал к занятию: одежда повара, кухонные предметы, кукла би-ба-бо, ширма.

Методы и приёмы:

Наглядный – картина «Зимние развлечения»

Словесный.- беседа, рассказывание, речевые игры, поощрение, воображаемая ситуация, вопросы.

Игровой: физминутка, игровая ситуация. д/игра «Подбери слова»

- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

- стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

Ход НОД.

1.Организационно-побудительный этап.

Отгадайте загадку:

«По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?»

Д.: Зимушка – зима.

Рассказ воспитателя о зиме с элементами беседы:

- Какое сейчас время года? ( Зима. )

- Назовите зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль).
- Какой сейчас месяц? (Январь).

- Что происходит в природе зимой?

Д.: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице бывает морозно. Иногда выпадает снег.

- Да, у нас в Когалыме зимы, по сравнению с другими регионами России, довольно холодные. Снег бывает частый и морозы крепкие. По утрам бывает морозно и холодно, а днём становится теплее. Какое из частей суток самое холодное и посему?

-  А что надевают люди зимой? ( Шапку, пальто, куртки, теплые сапоги, иногда шубу, варежки, шарфы).

-  Как живется зверям и птицам зимой? ( Трудно).

- С чем это связано? (Мало корма, холодно).

- Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

- Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

- Молодцы!

2. Основная часть.

- Ребята, предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, и задавать вопрос, а вы слушайте внимательно и отвечайте. 

Мороз, что делает? - трещит, щиплет, кусает, колется…

Метель, что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег, что делает? - идет, летит, падает, кружится… .

Снег какой? - Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий, колючий….

Дети, что делают? - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Зима какая? - Снежная, холодная, суровая, морозная, сказочная….

- Зима – чудесное время года, не правда ли? Когда выпадает снег, дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице весело, красиво, сказочно, интересно. Если зима снежная, то можно кататься на лыжах и коньках, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „написаны картины “? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину.

Демонстрирую картину «Зимние развлечения». (Детей следует разместить ближе к мольберту.)

- Как можно назвать картину?

– Какое время года, и какое время суток запечатлено на картине? (На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах).

- Какая погода стояла в тот зимний день?

- Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Рассказ воспитателя:

«Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

(Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.)

- Давайте рассмотрим, что происходит на горке?

Обращаю внимание ребят на снеговика.
- Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка и мальчик?

(Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко).

- Ребята, какой снеговик получился?

(В ярком шарфике, нос из морковки, очень симпатичный).

Физкминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую). 
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков). 
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам). 
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой). 
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь). 
Вот такой (показывают величину кома меньше). 
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки) .
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком). 
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо).
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху), 
Шагает наш снеговичок,  
Нос морковку задирает (активный вдох через нос),
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом).

- Что делает мама ребенка?

(Мама везет маленького ребенка на санках).

- А кто рядом бежит?

( Рядом бежит собака).

- Куда собрались старшие дети?

(Они собрались кататься на лыжах).

- Посмотрите внимательно, каких птиц видите на картине?

(С красной грудкой – снегири).

- Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом, придумать его концовку.

Подчеркиваю, что необходимо избегать повторов в рассказе последовательным описанием частей картины:

1. Катание с горки.

2. У снеговика.

3. Около кормушки для птиц.

Выслушиваем 2–3 рассказа, оцениваю рассказы. Хвалю ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Обращаю внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

Образец:

«В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Ягоды рябины, брусники принесли и еще какой-то корм в ведерке. „Отведайте, птички, вкусных ягод“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им веточку с ягодами».

 Сегодня мы познакомимся с новой зимней загадкой:

Пришел Яшка —

Белая рубашка,

Где он пробегает —

Ковром устилает.

(Снег).

Итог. 

- Ребята, что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" Тема: "Весна"Составление творческого рассказа (старшей группе)

Интеграция с другими областями. Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Программное содержание.1. Формировать умение составлять небольшие рассказа творче...