Кружковая работа "Речевечок"
материал по развитию речи (старшая группа)
Программа имеет социально - педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребёнка: его связной речи, фонематического слуха, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevechok.docx | 161.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом И.о. директора
протокол № 1 от 31.08.2023 г МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
_______________ Н.С. Свириденко
Приказ № 342 -од от 31.08.2023 г
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
«РЕЧЕВЕЧЕК»
Старшая группа «Фантазеры»
Программа рассчитана на детей 5-6 лет
Срок реализации программы 1 год
Воспитатели: Аскарова Д.А.
Кожеурова Ю.Ю.
Пыть-Ях, 2023
Содержание:
I Целевой раздел | ||
1.1 | Пояснительная записка………………………………………… | |
1.2 | Цель и задачи реализации программы……………………… | |
1.3 | Принципы и подходы к реализации программы……………… |
|
1.4 | Этапы реализации программы | |
1.5 | Организационные и методические особенности программы…… | |
1.6 | Возрастные особенности детей…………… | |
1.7 | Целевые ориентиры…………………………… | |
II Содержательный раздел | ||
2.1 | Содержание образовательной деятельности…………………… |
|
2.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Основные формы организации с детьми…………………………. | |
2.3 | Педагогические условия реализации программы………… | |
2.4 | Перспективно-тематическое планирование…………… | |
2.5 | Педагогическая диагностика освоения программы……… | |
2.6 | Взаимодействие с семьями воспитанников…………… | |
2.7 | Способы и направления поддержки детской инициативы…… | |
III. Организационный раздел | ||
3.1 | Материально-техническое обеспечение программы……… | |
3.2 | Методическое обеспечение программы………… | |
3.3 | Коррекционная направленность деятельности……… | |
3.4 | Организация развивающей предметно – пространственной среды.. | |
Заключение………………… | ||
Литература……………………………… |
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Федеральный уровень
При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ».
- Постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательная программа ДО.
Локальные акты
- Устав МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
- Программа развития МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
Программа имеет социально - педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребёнка: его связной речи, фонематического слуха, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. В исследованиях Г.И.Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.).
Так же в основу программы положены методическое пособие «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е., «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме», методическое пособие для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей 5-6 лет» Т.И.Гризик.
Деятельность кружка осуществляется в форме НОД на основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Нищевой Н.В. НОД проводится 1 раз в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по развитию связной речи определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность.
Актуальностью данной программы является развитие базисной характеристики личности дошкольника, в частности: коммуникативной функции речи, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой, им трудно выразить свои мысли и чувства словами.
При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения.
Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач.
В основе программы лежит комплексный подход, позволяющий решить ряд взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого 5развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и эффективно достигать главной цели - развития связной речи детей
1.2. Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель программы: Формирование связной речи, развитие активной диалогической и монологической речи.
Задачи программы:
1. Формирование связной речи
2. Формирование речевых навыков, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи.
3. Развитие познавательной речевой активности детей, позволяющей расширять кругозор и дающую возможность глубже постигать правила грамматики, явления окружающей действительности, их связи и зависимости.
4. Формирование фонематических процессов (слуха, восприятия)
5. Развитие выразительность речи, умение говорить с разной силой звучания, в разном темпе, изменяя высоту голоса и ритм речи.
6. Обогащение и активизация словаря.
1.3. Принципы и походы к реализации программы
Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитее связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
В основе занятий кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:
- учет возрастных особенностей старших дошкольников;
- принцип комплексного подхода;
- принцип сочетания различных форм организации деятельности.
- игровой принцип;
- принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
1.4 Этапы реализации программы
1.5. Организационно - методическое обеспечение программы кружка
Возраст: 5-6 лет
Содержание обучения. На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:
- Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
- Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
- Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
- Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
- Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов. Творческий рассказ дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
1.6. Возрастные особенности детей
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 5 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 6 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 6 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.
Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем. Если в 5 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 6 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всѐ еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще 5допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.
Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи
взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут
сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем
старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Для исправления этих недостатков необходимо:
- развивать связную речь детей;
- научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и
рассказы;
- познакомить с простыми приемами запоминания;
- развивать логическое мышление;
- уметь формулировать свою мысль;
- уметь понимать речь окружающих.
1.7. Целевые ориентиры
Целевые ориентиры (планируемые результаты)
Ожидаемые результаты, способы диагностики, формы итогового контроля
К концу года дети могут:
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Грамотно, стройно излагать свои мысли, согласуя слова в предложении.
5. Образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками; использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
6. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
7. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
8. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
9. Называть двух—трех авторов и двух—трех иллюстраторов детских книг.
10.Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Формирование словаря
Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительные с суффиксами единичности, существительные, образованные от глаголов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Расширение представлений детей о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Прилагательные с уменьшительными суффиксами, относительные и притяжательные прилагательные, прилагательные, обозначающие моральные качества о людей.
Способствовать практическому овладению детьми всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счёт имён числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Формирование грамматической стороны речи
Совершенствование умения употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Сравнительная степень имён прилагательных.
Возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине, распространения простых предложений однородными членами. Составление и использование в речи сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Анализ предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Продолжение работы над развитием просодической стороны речи, тембровой окраской голоса, совершенствование умения изменять высоту тона. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Согласные и гласные звуки, их отличительных признаки. Игры и упражнения на различение гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твёрдости- мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие связной речи
Стимулирование развития не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствование навыка ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображённому или последующих за изображённым событием.
Знакомство с художественной литературой
Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Беседы, с целью оценивания прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги. Прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку. Выразительная декламация стихов. Жанр литературного произведения. Пересказ по плану.
Развитие творческих способностей в инсценировках, играх- драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы.
Основные формы работы. Занятия построены по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, и др. Система работы предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях кружка, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка. (в содержательный раздел- Описание вариативных форм, способов….)
Основой комплексно-тематического (перспективного) и календарного планирования кружковой работы в старшей группе в соответствии с требованиями Программы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог
управляет речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Языковые средства отбираются с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. При этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие
Критерии результативности обучения:
- дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
- используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Прогнозируемый результат:
- Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в
соответствии с лексическими темами;
- Правильное употребление грамматических категорий;
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и
упражнения на бездефектном речевом материале;
- Формирование связной речи;
- Умение использовать коммуникативные навыки общения со
сверстниками и взрослыми.
- Организация и условия реализации программы
Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно - развивающего
процесса по формированию коммуникативных навыков у детей старшего
возраста на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
2.3.Педагогические условия реализации программы
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.
Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Тим – Том»
- «Слоговое лото»
- «Дополни слог, слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Слоговой аукцион»
- «Найди слово в слове»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Бывает – не бывает»
- «Хорошо – плохо»
- «Скажи кто, что это?»
- «Скажи кто так?»
- «Что к чему?»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Что общего?»
- «Назови одним словом»
- «Волшебный мешочек»
- «Крылатое слово»
- «Один – много»
- «Пишущая машинка»
- «Звуковая цепочка»
- «Чего не стало»
- «Раздели по группам»
- «Рифмы»
- «Чей голосок?»
- «Подбери пару»
- «Кто что подарил?»
- «Наоборот»
- «Сигнальщики»
- «Рассыпанное слово»
- «Узнай по описанию»
- «Подбери слово»
- «Синий – зелёный»
- «Расшифруй слово»
- «Повтори, не ошибись!»
- «Кто где живёт»
- «Заколдованные слова»
- «Найди букву»
- «Кто как двигается?»
- «Назови ласково»
- «Измени слово»
- «1-3-5»
- «Придумай слово»
- «Доскажи словечко»
- «Звук заблудился»
- «Закончи слово, предложение»
- «Анаграммы»
- «Времена года»
- «Дни недели»
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Поощрение самостоятельной речевой деятельности детей
- Поддерживают в стремлении находить различные способы решения проблем с помощью самостоятельных действий.
- Уважительно относится к детским высказываниям (вопросам, суждениям, умозаключениям, гипотезам).
Взрослые поощряют познавательную инициативу ребенка
- поощряют инициативу ребенка в познании (проявление интерес к новым предметам, стремление обследовать предметы, высказывание гипотез, вопросы и др.).
- Поощряют интерес к художественной литературе и символическим языкам (энциклопедии, графические схемы, письмо и пр.).
Взрослые поддерживают развитие творческих способностей в речевой деятельности
- Поощряют поиск вариантов решения проблемных ситуаций, придумывание необычных идей.
- Поощряют словотворчество, придумывание альтернативных окончаний историй, сказок.
Взрослые поощряют детей в обращении к разнообразным источникам информации
- Предоставляют возможность обмениваться информацией.
- Поощряют детей использовать и называть источники информации, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям.
- Обеспечивают возможности для обогащения словаря (знакомят с названиями предметов и явлений, действиями, свойствами и качествами, назначением, помогают освоить слова обозначающие видовые и родовые обобщения, уточняют смысловые оттенки слов, переносных значений и т.д.).
- Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи (освоение морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний, овладение способами словообразования).
- Развивают связную речь детей (совершенствуют диалогическую, монологическую, полилогическую речь).
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы (читают детям книги, организуют прослушивание пластинок, беседуют о прочитанном, поддерживают попытки самостоятельного чтения).
- Развивают речевое творчество (изменение и придумывание слов, составление загадок, сочинение сказок и т.д.).
Достижению целей речевого развития детей способствуют следующие виды деятельности:
- познавательно - исследовательская деятельность
- сенсорное воспитание
- предметное и социальное окружение
- ознакомление с окружающим миром и самим собой (рукотворный мир, мир людей и человеческих отношений)
- ознакомление с природой
- развитие экологических представлений
- развитие элементарных математических представлений
- развитие элементарного логического мышления
- конструктивная деятельность
- конструирование (пластмассовые конструкторы, механические конструкторы, программируемые конструкторы, конструирование из бумаги)
- художественное конструирование
- ручной труд
- деятельность направленная на восприятие художественной литературы и фольклора
- ознакомление с художественной литературой и развитие речи
- чтение художественной литературы
- коммуникативная деятельность
- введение в звуковую действительность
- обучение грамоте
- элементарная трудовая деятельность
- поручения, дежурства
- игровая деятельность
- игры с правилами (подвижные, сюжетные, ролевые, режиссерские, игра - драматизация)
2.4.Перспективно-тематическое планирование
На занятии | Развернутое содержание работы | |
Сентябрь | ||
Золотая осень. До свидания, лето! Здравствуй, детский сад! | I-II недели | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим окружением ребенка: предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Рассматривание игрушек, называние их формы, цвета, строения. Знакомство детей друг с другом в ходе игр. Формирование дружеских, доброжелательных отношений. |
- Осень – как время года (неживая природа, животный и растительный мир, признаки осени). - Дары осени (овощи и фрукты). - Труд людей осенью. Наш город осенью. - Хлеб всему голова. | III - IV недели | Расширять представления детей об осени ( сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести дневник наблюдения за погодой. Продолжать знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году. Формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска. |
Октябрь | ||
Маленькие исследователи | I - II недели | Развивать умение различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить). Знакомство детей с различными свойствами воды на примере простейших опытов с водой и другими предметами. Познакомить детей со значением воздуха для живых организмов, понятием «ветер» и его значением для растений. |
Моя семья, моя страна, моя планета. - Моя семья, моя страна. | III - неделя | Рассказы детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Дать представление о себе как о человеке. Закреплять знания своего имени, имён членов своей семьи. |
Дорога и дети. | IV - неделя | Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. |
Ноябрь | ||
Мы живем в Сибири. - Наш северный край (природа и люди) | I-II недели | Расширение и уточнение представлений детей о природе северного края. Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелетных птицах. Продолжение знакомства с дикими животными нашего края. Расширение знаний о млекопитающих, пресноводных и пресмыкающихся, характерных для данной местности. Знакомство с многообразием родной природы. Рассказы детям об охране растений и животных родного края. |
- Родной город. - Труд нефтяников. | III - IV недели | Расширение представлений детей о родном городе. Продолжение знакомства с достопримечательностями родного города, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своего края, города. Продолжение знакомства детей с профессиями связанными со спецификой родного города |
Декабрь | ||
Зима - Зима как время года (неживая природа, опыты, животный и растительный мир). | I-II недели | Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта. Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Формирование первичного исследовательского интереса через экспериментирование с водой и льдом. Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктики. Формирование представлений об особенностях зимы в разных полушариях Земли. |
Новый год стучится в двери. | III - IV недели | Расширять представления детей об общенародном празднике Новый год. Знакомство с историей возникновения праздника, учить бережно, относиться к праздничным народным традициям и обычаям. Формирование эмоционального положительного отношения к предстоящему празднику, желание активно участвовать его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжение знакомства с традициями празднования Нового года в различных странах. |
Январь | ||
В гостях у сказки. - Каникулы. «В мире много сказок». | I-II недели | Развитие интереса к познавательным интересным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Совершенствование умения самостоятельно выбирать сказку для простановки. Приобщение к традиционной художественной культуре. |
С чего начинается родина? - Наш дом - Россия. | III - IV недели | Формирование первичных ценностей. Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Углубление и уточнение представлений о Родине – России. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России. Расширение представлений о Москве – главном городе, столице России. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. |
Февраль | ||
В мире людей - Я – в будущем (профессии) | I- неделя | Закрепить знания о разных профессиях, формировать представления о важности и значимости всех профессий, воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам, Развивать интерес к литературным произведениям о профессиях, создавать предпосылки для возникновения и развития игровой деятельности, воспитывать уважение к чужому труду. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. |
Транспорт, ОБЖ. | II – Ш неделя | Формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности. Уточнение знаний детей о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Расширение знаний детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт». |
День защитника Отечества | IV неделя | Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды ,деды, отцы. Воспитание в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота ,морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков стремления быть смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины. |
Март | ||
Мир вокруг меня. - Мамы всякие важны (моя бабушка, мама, сестра, 8 марта) - Бытовые приборы. | I-II недели | Воспитание чувства любви и уважение к женщинам, желание помогать им, заботиться о них. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познательно– исследовательской, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям. Расширение гендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами. Расширение представлений детей об использовании бытовых приборов; закрепить знание о бытовых приборах. Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми предметами. |
Театр | III - неделя | Развитие самостоятельности детей в организации театрализованных игр. Воспитание любви к театру. Воспитание навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству через просмотр театральных постановок ,видеоматериалов. Рассказы детям о театре, театральных профессиях. |
Неделя детской книги | IV - неделя | Формирование интереса к художественной и познавательной литературе. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Продолжение знакомства с иллюстрациями известных художников. |
Апрель | ||
Весна - ЗОЖ ( 31 марта - 7 апреля) - Космос | I- неделя | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формирование представлений о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни. |
II - неделя | Рассказы детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. | |
Весна пришла | III - IV недели | Формирование у детей обобщенных представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. Мероприятия в рамках экологического марафона. |
Май | ||
Лето - День Победы! - Пусть всегда будет солнце! | I-II недели | Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Рассказы о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой отечественной Войны. |
Пожарная безопасность | III - неделя | Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности. |
Скоро – лето! | III - IV недели | Формирование у детей обобщенные представлений о лете как времени года. Знакомство с летними видами спорта. |
2.5.Педагогическая диагностика освоения программы
С целью определения успешности усвоения данной образовательной программы в начале и в конце года проводится педагогическая диагностика. Для этого мы используем следующие методы:
- педагогическое наблюдение;
-анализ выполнения тестовых заданий.
Детям предлагается набор игровых упражнений, для определения уровня подготовки, результаты фиксируются в таблице. В зависимости от степени самостоятельности выполнения ребёнком заданий определены три уровня их оценки: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень («В»)- ребёнок выполняет задания самостоятельно.
Средний уровень («С»)- ребёнок выполняет задание с помощью педагога. Низкий уровень («Н»)- ребёнок не может справиться с заданием даже с помощью взрослого.
Критерии, по которым оценивается работа детей:
- решение поставленной задачи в полном объёме;
- хорошее владение приёмами работы данной возрастной группы;
- настойчивость и старательность в работе.
Диагностический контроль проводится для выявления результативности образовательного процесса. Для этого используются следующие формы:
- итоговое занятие с фиксированием результатов включённого педагогического наблюдения;
- беседы с детьми;
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
- ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;
- проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»;
- проведение практикумов «Как хорошо уметь читать», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;
- консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;
- проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;
- разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;
- анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.
2.7.Способы и направления поддержки детской инициативы
Принципиальная структура возрастно-ориентированной модели поддержки детской инициативы и формирования культурных практик согласно описанию В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева представлена в виде структуры содержания процесса и деятельности в каждой конкретной образовательной ситуации.
Образовательные ориентиры Программы:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
- развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
- развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам необходимо:
- проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
- создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
- обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила; учить проявлять уважение друг к другу;
- обсуждать с детьми важные жизненные вопросы; стимулировать проявление позиции ребенка;
- обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям; обсуждать, как это влияет на поведение;
- обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
- В ДОО созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Адекватная организация образовательной среды ДОО стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
- Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами).
3.1.Материально-технические обеспечение программы
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.
3.2. Методическое обеспечение программы
Дидактический материал
1. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками.
2. Художественная литература . Сказки, рассказы, поэзия, проза.
3.Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Короткие слова» и т.д.)
4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.
6. Сюжетные картины, для составления описательного рассказа.
7. Лото, домино, игры - ходилки по изучаемым темам.
8. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам.
9. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
10. Наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
11. Настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», «Назови одним словом»).
12. СД с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений)
Методический инструментарий
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3Коррекционная направленность деятельности
Основные направления кружковой работы
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даѐт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. Кружок создан для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений. Основными направления в работе являются:
1. Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания
ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на
звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование
кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития
общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической
координации движений: четких и точных движений, выполняемых в
определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к
формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования
грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные
упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для
детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем
происходит знакомство с предметами и явлениями.
4. Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия
для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со
взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм
связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации
действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или
словосочетание).
3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация образовательной предметно-пространственной среды в возрастных группах дошкольной образовательной организации строится исходя из положений, определяющих всестороннее развитие ребенка:
- Среда в дошкольной организации гетерогенна, состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка.
- Среда позволяет детям переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
- Среда гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Предметно-развивающая среда адекватна реализуемой в ДОО Программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка.
Таким образом, основная образовательная программа ДОО строится на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка выстроено в учреждении как оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые обеспечивают комплекс возможностей для личностного саморазвития
Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию речи.
№ | Месяц | Название темы | Программные задачи |
1 | сентябрь | Составление рассказа по картинке «Как мы провели лето» | Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени; упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени. Развивать связную речь. |
2 | сентябрь | «Осеннее приключение» | Учить детей составлять простые и сложные предложения. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов с противоположным значением. Развивать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки с – з. Развивать диалогическую и монологическую речь. |
3 | сентябрь | «Посылка из Простоквашино» | Учить детей рассматривать предметы, сравнивать их, группировать, классифицировать. Упражнять в умении грамматически строить предложения. Развивать внимание, логическое мышление. |
4 | сентябрь | «Уж небо осенью дышало» | Учить детей запоминать стихотворное произведение. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. |
5 | Октябрь | Составление рассказа «Моя дружная семья» | Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение заботы о членах семьи; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной. |
6 | октябрь | Чтение и пересказ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл. |
7 | октябрь | «Уж небо осенью дышало» | Учить детей запоминать стихотворное произведение. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства. |
8 | октябрь | «Наша улица» | Активизировать речь воспитанников, через развитие умения организовывать свои действия и действия других. |
9 | ноябрь | Составление рассказа по сюжетным картинкам «В осеннем лесу» | Учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить образовывать прилагательные к заданному существительному. Учить составлять рассказ по картине, используя опорные картинки - символы, находить различия и сравнивать два пейзажа. Обогащать активный словарь детей. |
10 | ноябрь | «Как животные готовятся к зиме» | продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ; развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью», памяти, воображения, мышления; Развивать активный словарь детей: логово, дупло, линька. |
11 | ноябрь | «Мой город» | Учить составлять творческий рассказ о родном городе с опорой на мнемотаблицу, закрепить знания детей о родном городе. |
12 | ноябрь | Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье»» | Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Развивать умение четко произносить звуки, используя звукоподражание. Развивать умение передавать интонацией голоса и характеры персонажей. |
13 | декабрь | Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима» | Закреплять связный, последовательный пересказ, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з, з’]. |
14 | декабрь | Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме» | Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима. |
15 | декабрь | Рассказывание по картинке «Зимние забавы» | Способствовать умению придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звук |
16 | декабрь | «Письмо для Дедушки Мороза» | Продолжать формировать грамматический строй речи, побуждать использовать в речи сложные предложения. |
17 | январь | Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» | Продолжать учить детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения с помощью вопросов, пересказа по опорным картинкам, по ролям, от имени героев сказки. Развивать у детей слуховую и зрительную память, творческое воображение, умение передавать характер персонажей сказки через собственное движение, голос. |
18 | январь | «Моя любимая сказка» | Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу. |
19 | январь | Составление творческих рассказов «Придумай сказку» | Учить детей составлять творческий рассказ по плану или инструкции воспитателя; развивать творчество, воображение, мышление, умение слушать друг друга; закреплять умения в составлении сказки. |
20 | февраль | «Все профессии важны, все профессии нужны» | Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему. Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений. Учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. |
21 | февраль | «Окружающий нас транспорт». | Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), используя игровые упражнения. Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок, “четвёртый лишний”, “летим, плывём, едем”, “кто чем управляет?”, “нелепицы”). |
22 | февраль | «Защитники нашей Родины» | Учить составлять рассказ о защитниках Родины. Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества. Развивать связную речь детей. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования. |
23 | февраль | Чтение рассказа «Сыновья» | Учить детей пересказывать литературное произведение, отвечать на вопросы по тексту. Развивать умение объяснять смысл пословиц. Воспитывать любовь к матери. |
24 | март | «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» | Учить составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения. |
25 | март | «Знакомство детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик» | Развивать связную речь детей. Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь. Учить детей составлять творческие рассказы. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Развивать внимание и память. |
26 | март | «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег…» с использованием мнемотаблицы | Формирование умения запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемотаблицу. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его, читать выразительно. |
27 | март | «Составление описательного рассказа по предметным картинкам» | Учить составлять совместно с воспитателем короткий описательный рассказ по предметным картинкам; упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе. |
28 | апрель | «Кто больше заметит небылиц» | Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление. |
29 | апрель | «Обучение детей пересказу сказки «Заюшкина избушка» с помощью наглядного моделирования с опорой на мнемотаблицу» | Формировать навыки связного, последовательного пересказа сказки с опорой на мнемотаблицу. Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, путём ответа на вопросы. Развивать словесно- логическое мышление, речь, умение рассуждать, навыки самостоятельного пересказа. |
30 | апрель | Составление рассказа по сюжетным картинкам «Весна-красна» | Развивать связную речь, умение правильно пользоваться грамматическими конструкциями. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь. Развивать умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами что, когда, какая, потому что. Развивать слуховое внимание. |
31 | апрель | Пересказ русской народной сказки «Хаврошечка» | Учить пересказывать содержание сказки.Продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас |
32 | май | «Смешные истории» | Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, развивать умение анализировать, сочинять, рассказывать; развитие творческого воображения |
33 | май | «Весенняя поляна» | Продолжать составлять сложноподчиненные предложения; совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных Развивать связную речь; развивать интерес к игровым импровизациям. |
34 | май | Составление рассказа с опорой на картину. «Скоро лето» | Учить детей составлять рассказ с опорой на картину. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; расширять словарный запас детей по данной лексической теме, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении глаголов настоящего времени единственного и множественного числа. |
Заключение
В итоге работы по развитию речи дети должны научиться:
- Понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеть навыками пересказа и составления описательных рассказов по картине, о предмете или объекте.
- Владеть навыками диалогической речи.
- Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительного и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д.
- Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовые окончания слов должны проговариваться чётко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно.
- Использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий: существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и числительных.
Список литературы
1. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
2. О.С.Ушакова «Знакомим с литературой»
3. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
4. М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в старшей группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
5. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи и творчества дошкольников»
6. Т. А. Ткаченко Формирование лексико-грамматических представлений.
7. Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи: альбом. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
8. Т.С. Гомзяк Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и подготовительной к школе логогруппе
Список детей посещающих кружок:
1 подгруппа.
Аджиев Б. Глыбин В.
Азимов М. Жалилова Э.
АкаевШ. Зяблов Д.
Базитов С. Костеев Д.
Барсуков Я. Михерская В.
Беднушкина С. Хидиров А.
2 подгруппа.
Пояркин Д. Трегубенко Д.
Рустамова К. Цяпа А.
Рыбачок А. Чехович В.
Симачкова Д. Чехович Д.
Султангирова С. Яхин Д.
Аслонова Ш. Булынин С.
Куприяова Р.
График работы кружка:
Понедельник – 1 подгруппа
15:50-16:10
Четверг – 2 подгруппа
15:50-16:10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...