Образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи
Образовательные технологии для развития связанной речи дошкольников развивают у детей наблюдательность, любознательность, способствуют мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvitiya_rechi.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
№1 Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста.
Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
Цыпленок По цвету (признак) Желтый
(значение этого признака) Такой же желтый как солнце
Например: Арбуз По форме (признак) Круглый
(значение этого признака) Такой же круглый как мяч
Задание для педагогов: составить модель сравнения по форме (слово «шар»), по цвету (слово «одуванчик»), по вкусу (слово «яблоко»).
В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На пятом году жизни усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
№2 Технология обучения детей составлению загадок.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
- модель составления загадки про какой-либо объект
РЕПЕЙНИК Объект какой? Что такое же?
Колючий Еж, кактус
Липучий Смола, пластилин
Загадка: Он колючий, как ежик и липучий, как пластилин.
- модель составления загадки на основе «занижения» свойств объектов или их «завышения»
КОНЬКИ что делают? Что является таким же или делает так же?
Блестят звезды
Разрезают ножи
Мчат кони
Загадка: Блестят, но не звезды, Разрезают, но не ножи, Мчат, но не кони.
- модель составления загадки на основе сравнения одного объекта с другим объектом
ЗОНТИК На что предмет похож? Чем отличается?
На гриб несъедобный
На колокольчик укрывает от дождя
Загадка: Как гриб, но несъедобный, Как колокольчик, но укрывает от дождя.
Систематическая работа по развитию у детей умений отгадывать и загадывать загадки способствует формированию у детей навыков доказательной и описательной речи при объяснении и загадывании загадок;
Методические рекомендации:
- Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.
- Запомните, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку: (по высоте, по длине, по толщине, величине, росту и т.д.)
- Нельзя сравнивать разные признаки.
Например: Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер),
Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников...
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в н...
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Выступление для педагогов на педсовете «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»...