Конспект занятия по развитию речи "Синквейн"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Е.С Смирнова

Конспект занятия по развитию речи "Синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvvitiyu_rechi.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Познавательное развитие:

- закреплять умение обобщать и систематизировать представления о времени года – зима.

Речевое развитие:

- продолжать обучать детей составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.

- продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.

- совершенствовать умение составлять рассказы о зимних явлениях.

Физическое развитие:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместного дела, довариваться, помогать друг другу.

Художественно-эстетическое развитие:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, обращать внимание детей на изменчивость оттенков холодного цвета от времени года (включение холодных оттенков цвета).

Оборудование:

- интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Материал:

Модель зимы (прямоугольник из бумаги, разделённый на три части) по количеству детей, набор восковых карандашей по количеству детей, иллюстрации к синквейну (снег, снежинка, лёд, гололёд, сосулька, сугроб, зима, метель, снегопад, мороз), презентация «Зимние месяцы», музыкальная физкультминутка «Мы на лыжах в лес идём», аудиозапись композитора П.И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

(Дети сидят за столом. На слайде иллюстрация зимней природы. Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).

В.: Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом

Всё покрыла серебром!

Д.: Зима.

В.: в каких тонах можно изобразить зиму?

Д.: Голубым, фиолетовым, серым и т.д.

В.: Отгадайте, что у вас на столах?

Д.: На столах лежит модель

В.: Какая модель?

Д.: Модель зимы.

В.: Что представляет собой данная модель?

Д.: Белый прямоугольник, разделённый на три части.

В.: Для чего разделён?

Модель, разделённая на три части так как зимой три месяца.

(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).

В.: Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

Д.: Декабрь

(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в декабре. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в декабре, дополняя рассказ друг друга.

Декабрь – это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь – это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё, декабрь, это последний месяц года.

После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Декабрь), после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)

В.: Какую часть модели вы заштриховали?

Д.: Первую, так как декабрь первый месяц зимы.

В.: Каким цветом изобразила Ксюша модель, почему?

Ксюша: Я заштриховала голубым цветом, потому что в декабре выпадает снег.

В.: Олеся, у тебя какой цвет, почему?

Олеся: Я заштриховала синим, потому что декабрь самый тёмный месяц.

(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).

В.: Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду, упадёт

Не вода, а уже лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернул солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

Д.: Январь.

(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в январе. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в январе, дополняя рассказ друг друга.

Январь – это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью луна. В такую погоду щёки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щиплет. Это мороз. За это его и прозвали Мороз красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.

После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Январь), после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)

В.: Какую часть модели вы заштриховали?

Д.: Вторую, так как январь второй месяц зимы.

В.: Егор, каким цветом ты заштриховал часть модели, почему?

Егор: Тёмно-синим, потому что в январе самые сильные морозы.

В.: Полина, каким цветом ты заштриховала часть модели, почему?

Полина: Я заштриховала голубым, потому что в январе чистое голубое небо.

(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).

В.: Снег мешками валит с неба,

С дом сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревья налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Д.: Это месяц февраль.

(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в феврале. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в январе, дополняя рассказ друг друга.

Февраль – последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А ещё в феврале дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, кидают.

После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Февраль), после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)

В.: Какую часть модели вы заштриховали?

Д.: Последнюю часть модели, так как февраль третий месяц зимы.

В.: Каким цветом изобразил его Федя, почему?

Федя.: Я заштриховал фиолетовым цветом, т.к. в феврале метели и вьюги.

В.: Каким цветом заштриховала Оля, почему?

Оля: Я заштриховала серым, потому что в феврале снег покрывается настом и темнеет.

Физкультминутка

Мы на лыжах в лес идём, (Дети машут руками, словно лыжными

Мы взбираемся на холм. палками)

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, (Прыжки)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

(Далее проводится игра синквейн по теме «Зима».

У каждой пары своя иллюстрация, это и послужит словом-предметом в игре, в помощь выводится на интерактивную доску схема составления синквейна.)

Схема синквейна:

Первая строка- одно слово существительное или местоимение, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдёт речь.

Вторая строка – два слова, чаще имена прилагательные или причастия, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления.

Третья строка – три слова – глаголы, описывающие характерные действия этого предмета.

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка – одно слово – имя существительное, связанное с первым словом синквейна, характеризующее суть предмета, обобщение.

(Даётся несколько минут для обдумывания)

В.: Полина и Егор, слушаем ваш синквейн.

Снег

Пушистый, мягкий

Заметает, падает, кружит

Зимой падает пушистый снег

Вода

В.: Антон и Вероника, слушаем ваш синквейн.

Зима

Волшебная, морозная

Студит, холодит, замерзает

Ребята любят снежную зиму

Чародейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...