Сказкотерапия
рабочая программа по развитию речи
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы « В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.
Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Сказкотерапия»
Срок реализации программы (2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка.
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Евгений Шварц
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы « В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.
Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.
Цели и задачи кружка:
Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;
Задачи :
Для детей:
- познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
- снизить уровень тревожности и агрессивности;
- развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!
Следует отметить особенности выбора сказки: используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Репка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»; «Гуси – лебеди»; «Хаврошечка» и т.д.
- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:
- наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары);
- практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
- консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);
Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:
- диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
- взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
- насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;
Основные этапы применения сказкотерапии.
- Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.
Для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.
Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки;
- обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка.
Совместная деятельность детей и воспитателя:
1.Чтение сказок, фольклора;
2.Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
3.Игры- драматизации по сказкам;
4. Конкурс чтецов отрывков из произведений;
5.Игры на звукоподражание;
6.Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку.»;
7. Оформление детских работ по сказкам.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;
2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей:
1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;
2. Заучивание отрывков из сказок;
3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению
игрушек, поделок, рисунков по сказкам;
4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций;
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «По дорогам русских сказок»;
2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»;
3.Подведение итогов кружковой деятельности.
Календарно- тематический план кружковой работы
недели | Тема занятия | Игровые упражнения | Программные задачи | ||
Сентябрь | |||||
1
| Знакомство с русской народной сказкой. Русская народная сказка «Репка» | Игра «Гори-гори ясно» Игровое упражнение «Угадай, из какой я сказки?» | Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству Учить детей фантазировать, самостоятельно придумывать образы сказочных героев, описывать их внешний вид. Развивать словарный запас. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок» | Игры на звукоподражание. («доскажи словечко» и др.) Игра «Живые слова» | Познакомить детей с музыкальной сказкой. Распределять роли между собой. Разучить с детьми песенку к музыкальному вступлению. Познакомить детей со сказкой, учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей. | ||
Октябрь | |||||
1 | Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» | Дидактическая игра «Вершки и корешки». Игра «Закончи фразу» | Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Литературная викторина. | Игра «Зайцы и лиса» Игра "Чьи слова?" | Развивать у детей образное мышление, фантазию. Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам. | ||
Ноябрь | |||||
1 | Чтение русской народной сказки Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди». | Игра «Прилетели птицы» Игра «Гуси-лебеди» Игра - ассоциация «Страх» | Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета. Развивать монологическую и диалогическую речь. | ||
2 | Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди» Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек» | Игра «Удивительные превращения» Игра «Назови сказку по главному герою» | Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому. | ||
Декабрь | |||||
1 | Чтение русской народной сказки «Морозко» | Игра «Работа с чувствами» Игра «Ящик-загадка» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц» | Игра: «Красная Шапочка» Игра: «Волк и козлята» | Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия. | ||
Январь | |||||
1 | Чтение русского фольклора Чтение русской народной сказки «Снегурочка». | Игра –драматизация по сказке «Снегурочка». | Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей. Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки.. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Словесная игра «Кто где живет» Игра «Необыкновенные путешествия» | Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память. Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя. | ||
Февраль | |||||
1 | Чтение сказки «Каша из топора». | Игра «Волшебные предметы» Игра «Найди ошибку» | Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора Развить творческое воображение и фантазию. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | «Волшебные предметы» Игра « Найди!» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно. | ||
Март | |||||
1 | Сказки, придуманные детьми Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Игра: «Дополни имя» Игра «Отгадай загадку» | Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию. Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа. | ||
2 | Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка». | Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка». Игра «Волшебные слова» | Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма. Формировать умение быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы. | ||
Апрель | |||||
1 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка». | Игра «Разрезные картинки» «Отгадай сказку» | Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Развивать творческие способности у детей. | ||
2 | Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка» Рисование «Моя любимая сказка». | Игра «Волшебные предметы» Игра «Закончи» Выставка детских рисунков. | Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать творческое воображение у детей. | ||
Май | |||||
1 | Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник» | Игра «Угадай, из какой я сказки?» Игра «Закончи фразу» | Воспитывать в детях добру, трудолюбие, терпение и умению ценить советы старших. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. | ||
2 | Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация поделок к любимым сказкам). Развлечение «Что за прелесть эти сказки!». | Игра «Волшебные предметы» «Волшебные предметы» | Развитие совместного творчества родителей и детей. Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей. |
Список используемой литературы
1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.
2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.
5. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,
2005. – 84 с.
6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.
7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48
8. nukadeti.ru›skazki/russkie_narodnye
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...