Тема: «Загадки составляем, речь развиваем»
материал по развитию речи (старшая группа)

Зимогляд Надежда Александровна

Продолжать знакомить родителей с методикой ТРИЗ – игр, направленных на развитие связной речи по технологии «Составление загадок»

 Предоставить родителям возможность попрактиковаться в составлении  загадок

 Стимулировать родителей к использованию игр по технологии  «Составление загадок» для развития связной речи детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx137.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

Тема: «Загадки составляем, речь развиваем»

Цель: расширение знаний родителей об особенностях обучения детей развитию связной речи по технологии «Составление загадок»

Задачи:

1.Продолжать знакомить родителей с методикой ТРИЗ – игр, направленных на развитие связной речи по технологии «Составление загадок»

2. Предоставить родителям возможность попрактиковаться в составлении  загадок

3. Стимулировать родителей к использованию игр по технологии  «Составление загадок» для развития связной речи детей в домашних условиях.

Подготовительная работа:

1.Консультация для родителей «ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки?»

2.Оформление почтового ящика для сбора предметных картинок.

3.Индивидуальное общение с родителями на тему «Составление загадок»

1. Ход мероприятия:

Вступительное слово

На нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей, т.к. по этой теме  у всех вас очень много вопросов. Чтобы  речь наших детей была правильной, с достаточно чистым произношением. В наши дни этому уделяется особое значение, так, как требования к развитию детей с каждым годом растут. Выпускник детского сада  многое знает и умеет, но без правильно сформированной речи ребёнку будет трудно социализироваться в школе. Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно. И сделать это могут не только педагоги и специалисты детского сада, имеющие специальное образование, но и будет здорово, если и родители не останутся в стороне.

В нашем детском саду как на НОД так и в свободной деятельности очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ – технологией: «Составление сравнений», «Составление загадок», «Составление метафор, «Составление лимерик».

С технологией «Составление сравнений» вы уже знакомились в прошедшем году. Было проведено ряд мероприятий по данной технологии.

А с технологией «Составление загадок» я сейчас вас познакомлю.

2. Технология  обучения детей составлению загадок.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому – ни будь из детей, предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными такой работы являются игровые формы. Например: в виде игры в «магазин», когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец»  должен отгадать его. Или  в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. Более сложной будет игра «Почтальон принёс посылку», в которой каждый ребёнок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет показывают лишь после отгадки.

3.Методика составления загадок по технологии «ТРИЗ»

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой – либо объект.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

zag01

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

zag02

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

zag03

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

4.Практическая часть.

По окончании  работы проводиться выразительное чтение загадок каждой компании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...

Консультация для родителей на тему: «Сказки читаем — речь развиваем!»

Народная сказка - одна из произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем возрасте....

индивидуальный план развития воспитателя по обучению татарскому языку по теме "Сказки играем ,речь развиваем"

Сказки помогают развивать речь,дети играя по ролям быстро запоминают слова им интересно играть,в связи с этим выбрана тема по самообразованию....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»

Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.Предоставить практические ре...

Консультация логопеда по теме"Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация логопеда по теме"Пальчиками играем - речь развиваем"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Учимся играя-речь развиваем!»

Образовательная область речевое развитие.Цель: Составление рассказа по картинкам на тему «Зима»Задачи:Обучающие:1.     Систематизировать знания детей о зиме и...