Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Неклюдова Ольга Николаевна

Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_neklyudova_o.n._1_1_1.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ЗКР и подготовке к обучению грамоте с детьми старшей группы в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов ДОО «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте воспитанников ДОУ»

                                              Автор-составитель

                                                              Неклюдова Ольга Николаевна

             воспитатель

Санкт – Петербург

2024 г.

Вступление/преамбула/.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 6 Петродворцового района Санкт – Петербурга.

Группу посещает 24 ребенка, из них 14 девочек и 10 мальчиков.

Конспект занятия построен с учётом принципа интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Занятие проходит в рамках тематической недели «Умный дом» (бытовая техника).

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Методы и приёмы организации занятия разнообразны и подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: проблемные ситуации, игровые моменты, вопросы и ответы (словесный), наглядный, практический, индивидуальная работа.

Планируемый результат: в результате проведённого мероприятия у дошкольников формируется умение различать на слух и в произношении звуки [Н] и [Н’], активизируются представления детей о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, закрепится умение делить слова на слоги (составлять слова из слогов, делить на слоги)

Представленный конспект занятия рекомендуется к проведению для детей воспитателям старшей группы детского сада общеразвивающего вида.

Тема: Звуки [Н] и [Н’], буква Н

Цель: Формирование представлений о звуках [Н] и [Н’], знакомство с буквой Н 

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [Н] и [Н’].
  • Познакомить детей с буквой Н.
  • Формировать представления о гласных и согласных звуках.
  • Закрепить знания детей о понятиях «звук» и «буква».
  • Формировать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
  • Учить детей читать слоги, слова.
  • Поддерживать интерес детей к чтению слогов и слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух: называть слова со звуками [Н] и [Н’].

Воспитательные:

  • Стимулировать желание детей помогать нуждающемуся.
  • Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, счетные палочки, предметные картинки со звуками [Н] и [Н’] в начале названий картинок, шарики синие и зеленые, коробки с изображением фиксиков Папуса и Нолика, магнитные буквы, буквы Н,У, А на каждого ребенка, коробочки с цифрами 1, 2, 3, картинки для деления слов на слоги.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия:

1.Водная часть

Воспитатель: Ребята, вчера к нам в гости приходили Фиксики.  Кто помнит?  Зачем?

Дети: они рассказывали о бытовой технике.

Сегодня они прислали нам видео сообщение: «Ребята, на кухне произошла неприятность — овощечистка сломалась.  Мы не можем её починить пока не прочитаем инструкцию. Но из инструкции пропала буква. Найдите её и верните нам, иначе весь детский сад останется без обеда".

Воспитатель: Ребята, что же делать?   Поможем Фиксикам?

Дети: да.

2. Основная часть.  

2.1. Выделение первого звука в слове.

Воспитатель: У Фиксиков пропала буква. Скажите, пожалуйста, что такое буква (ответы детей)

Буква – это знак, который обозначает звук.  Мы с вами знакомы и с другими знаками. Например, цифра 2 обозначает число 2. А буква обозначает звук.

Поэтому давайте сначала найдём звуки, которые обозначает потерянная буква.

Воспитатель: Я знаю, что вы любите разгадывать загадки, слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!

Воспитатель:

Дом уснул, игрушки спят

Только фонари горят.

Отгадаешь ты точь-в-точь

Это наступила…?!

Дети: ночь! (Воспитатель выставляет картинку- отгадку)

Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.

Два конца, два кольца,

А по середине гвоздик?!

Дети: ножницы!

Воспитатель: молодцы!

Кто что вкусное принёс,

Всё учует детский …?!

Дети: нос!

Воспитатель:

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живет.

На ногу имеет рог

Африканский ….?!

Дети: носорог!

Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и произнесём их вместе, выделяя первый звук (акцент на первом звуке : ннночь и тд. – произносит педагог)

Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.

Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?

Дети: со звука [Н].

Воспитатель: правильно,  эти слова начинаются со звука Н.

2.2. Характеристика звуков [Н] и [Н’].

- Этот звук произносится с преградой или без преграды?

- Какая преграда у этого звука – губы, зубы или язык?

- Как называем звуки, которые произносятся с преградой?

- Звук Н твердый или мягкий? (твердый)

- У твердого звука Н есть мягкий брат. Попробуйте его произнести. (НЬ)

Звук Н звучит твердо или мягко? Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (Синим).

Звук НЬ звучит твердо или мягко? Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Зелёным).

2.3. Игра "Покажи сигнал"

Фиксики: - Молодцы, вы правильно описали звуки. Давайте поиграем и поучимся различать твёрдый и мягкий звуки. Возьмите синий и зелёный шарики. Воспитатель будет произносить слоги, а вы внимательно слушайте. Если услышите слог с твёрдым звуком, поднимайте синий шарик. А если с мягким — зелёный. (на, ня, но, не, ну, ни, ны, ню, нё, нэ)

Фиксики: - Ребята, вы так хорошо определяете мягкий и твердый звуки, помогите, пожалуйста, Папусу и Нолику собрать свои вещи.

Возьмите, пожалуйста, предметы и определите первый звук. Предметы, названия которых начинается с твёрдого звука [Н], отдалим Нолику. А с мягкого [Н’] —Папусу. (Носок, носки, Незнайка, нож, носорог, нитки, нос, Неваляшка, насос, ножовка)

Молодцы, ребята.

 обозна

2.4. Знакомство с буквой.

Звуки [Н] и [Н’] чаются буквой Н.

Фиксики: - А как пишется эта буква?

Воспитатель: - Посмотрите на букву Н. У вас на столах буквы.

Воспитатель: Из каких элементов состоит буква Н?

Дети: из двух длинных палочек и одной короткой палочки.

Воспитатель: выложите пожалуйста букву Н на столе из палочек.

На что похожа буква?

Н —как куклина кроватка.

Спит в кроватке кукла сладко.

2.5. Физминутка.

Фиксики: Ура. Буква нашлась! Давайте потанцуем.

2.6. Игра «Составь и прочитай». Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с буквой Н.

Фиксики: - Спасибо, ребята, что нашли букву Н. Но, чтобы она не потерялась больше, давайте составим слова с этой буквой и прочитаем их.

Воспитатель: - Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой. Послушайте внимательно предложение: «Вова, НА книгу». Какое слово я выделила?

Дети: На.

Воспитатель: - Послушайте это слово: «НА» (акцент на первом звуке : ннна– произносит педагог). Какой первый звук в слове НА?

Дети: Н

Воспитатель: - Какой буквой обозначаем звук Н? Возьмите букву Н и положите перед собой.

Воспитатель:  -Давайте выделим второй звук. Послушайте слово: «НА» (акцент на втором звуке : нааа– произносит педагог). Какой второй звук в слове НА?

Дети: А

Воспитатель: Возьмите букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитайте слово.

Дети: На.

Воспитатель: Придумайте предложение со словом НА.

Воспитатель: Послушайте ещё одно предложение: «Ну, ребята, молодцы!». Какое слово я выделила?

Дети: Ну.

Воспитатель: Послушайте это слово: «НУ» (акцент на первом звуке: ннну– произносит педагог). Какой первый звук в слове НУ?

Дети: Н

Воспитатель: Какой буквой обозначаем звук Н? Возьмите букву Н и положите перед собой.

Воспитатель: давайте выделим второй звук. Послушайте слово: «НУ» (акцент на втором звуке : нууу– произносит педагог). Какой второй звук в слове НУ?

Дети: У

Воспитатель: Возьмите букву У и поставь ее после буквы Н. Прочитайте слово.

Дети: Ну.

Воспитатель:  - Придумайте предложение со словом НУ.

Фиксики: -Как хорошо вы уже умеете читать. Молодцы!

2.7. Деление слов на слоги.

Фиксики: - Ребята, вы такие молодцы. Мы уже прочитали инструкцию, но чтобы настроить овощечистку нам нужно разложить предметы. Помогите нам пожалуйста.  Предметы, в названии которых три слога, положите в ящичек с цифрой три. В названии которых два слога —с цифрой два, один слог —с цифрой один.

Воспитатель: -Давайте вспомним, что такое слог? 

Дети: - части, из которых состоят слова, в них обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Дети раскладывают предметы. (насос, нос, пила, книга, карандаш, кран, шнур)

3. Рефлексия.

Фиксики: Ребята, большое спасибо. С вашей помощью мы обязательно отремонтируем овощечистку. Нам очень понравилось, как вы читали слоги и слова, делили слова на слоги, определяли твёрдые и мягкие звуки. Вам было сложно? Что было самым сложным? Что понравилось больше всего?  Вы сегодня нам очень помогли, поэтому мы решили подарит вам подарки. (раскраски). До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое занятие) "Путешествие в Мир звуков"

Представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада. Представленное занятие является итоговым....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе (подготовка к обучению грамоте в старшей группе) «Короли звуков»

Тема НОД: «Короли звуков»Автор разработки: Горянина О.А.Возрастная категория: 5-6 летВремя проведения: февраль 2018г.Цель: освоение звукового анализа слова.Задачи:Познавательное развитие ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...