Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_neklyudova_o.n._1_1_1.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по ЗКР и подготовке к обучению грамоте с детьми старшей группы в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов ДОО «Речевое развитие и подготовка к обучению грамоте воспитанников ДОУ»
Автор-составитель
Неклюдова Ольга Николаевна
воспитатель
Санкт – Петербург
2024 г.
Вступление/преамбула/.
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 6 Петродворцового района Санкт – Петербурга.
Группу посещает 24 ребенка, из них 14 девочек и 10 мальчиков.
Конспект занятия построен с учётом принципа интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Занятие проходит в рамках тематической недели «Умный дом» (бытовая техника).
Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ
Методы и приёмы организации занятия разнообразны и подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: проблемные ситуации, игровые моменты, вопросы и ответы (словесный), наглядный, практический, индивидуальная работа.
Планируемый результат: в результате проведённого мероприятия у дошкольников формируется умение различать на слух и в произношении звуки [Н] и [Н’], активизируются представления детей о звуках речи, о том, что они бывают гласными и согласными, закрепится умение делить слова на слоги (составлять слова из слогов, делить на слоги)
Представленный конспект занятия рекомендуется к проведению для детей воспитателям старшей группы детского сада общеразвивающего вида.
Тема: Звуки [Н] и [Н’], буква Н
Цель: Формирование представлений о звуках [Н] и [Н’], знакомство с буквой Н
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [Н] и [Н’].
- Познакомить детей с буквой Н.
- Формировать представления о гласных и согласных звуках.
- Закрепить знания детей о понятиях «звук» и «буква».
- Формировать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов.
- Учить детей читать слоги, слова.
- Поддерживать интерес детей к чтению слогов и слов.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух: называть слова со звуками [Н] и [Н’].
Воспитательные:
- Стимулировать желание детей помогать нуждающемуся.
- Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, счетные палочки, предметные картинки со звуками [Н] и [Н’] в начале названий картинок, шарики синие и зеленые, коробки с изображением фиксиков Папуса и Нолика, магнитные буквы, буквы Н,У, А на каждого ребенка, коробочки с цифрами 1, 2, 3, картинки для деления слов на слоги.
Предварительная работа: разучивание физкультминутки.
Ход занятия:
1.Водная часть
Воспитатель: Ребята, вчера к нам в гости приходили Фиксики. Кто помнит? Зачем?
Дети: они рассказывали о бытовой технике.
Сегодня они прислали нам видео сообщение: «Ребята, на кухне произошла неприятность — овощечистка сломалась. Мы не можем её починить пока не прочитаем инструкцию. Но из инструкции пропала буква. Найдите её и верните нам, иначе весь детский сад останется без обеда".
Воспитатель: Ребята, что же делать? Поможем Фиксикам?
Дети: да.
2. Основная часть.
2.1. Выделение первого звука в слове.
Воспитатель: У Фиксиков пропала буква. Скажите, пожалуйста, что такое буква (ответы детей)
Буква – это знак, который обозначает звук. Мы с вами знакомы и с другими знаками. Например, цифра 2 обозначает число 2. А буква обозначает звук.
Поэтому давайте сначала найдём звуки, которые обозначает потерянная буква.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите разгадывать загадки, слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!
Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят
Только фонари горят.
Отгадаешь ты точь-в-точь
Это наступила…?!
Дети: ночь! (Воспитатель выставляет картинку- отгадку)
Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.
Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик?!
Дети: ножницы!
Воспитатель: молодцы!
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский …?!
Дети: нос!
Воспитатель:
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На ногу имеет рог
Африканский ….?!
Дети: носорог!
Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и произнесём их вместе, выделяя первый звук (акцент на первом звуке : ннночь и тд. – произносит педагог)
Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.
Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети: со звука [Н].
Воспитатель: правильно, эти слова начинаются со звука Н.
2.2. Характеристика звуков [Н] и [Н’].
- Этот звук произносится с преградой или без преграды?
- Какая преграда у этого звука – губы, зубы или язык?
- Как называем звуки, которые произносятся с преградой?
- Звук Н твердый или мягкий? (твердый)
- У твердого звука Н есть мягкий брат. Попробуйте его произнести. (НЬ)
Звук Н звучит твердо или мягко? Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (Синим).
Звук НЬ звучит твердо или мягко? Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Зелёным).
2.3. Игра "Покажи сигнал"
Фиксики: - Молодцы, вы правильно описали звуки. Давайте поиграем и поучимся различать твёрдый и мягкий звуки. Возьмите синий и зелёный шарики. Воспитатель будет произносить слоги, а вы внимательно слушайте. Если услышите слог с твёрдым звуком, поднимайте синий шарик. А если с мягким — зелёный. (на, ня, но, не, ну, ни, ны, ню, нё, нэ)
Фиксики: - Ребята, вы так хорошо определяете мягкий и твердый звуки, помогите, пожалуйста, Папусу и Нолику собрать свои вещи.
Возьмите, пожалуйста, предметы и определите первый звук. Предметы, названия которых начинается с твёрдого звука [Н], отдалим Нолику. А с мягкого [Н’] —Папусу. (Носок, носки, Незнайка, нож, носорог, нитки, нос, Неваляшка, насос, ножовка)
Молодцы, ребята.
обозна
2.4. Знакомство с буквой.
Звуки [Н] и [Н’] чаются буквой Н.
Фиксики: - А как пишется эта буква?
Воспитатель: - Посмотрите на букву Н. У вас на столах буквы.
Воспитатель: Из каких элементов состоит буква Н?
Дети: из двух длинных палочек и одной короткой палочки.
Воспитатель: выложите пожалуйста букву Н на столе из палочек.
На что похожа буква?
Н —как куклина кроватка.
Спит в кроватке кукла сладко.
2.5. Физминутка.
Фиксики: Ура. Буква нашлась! Давайте потанцуем.
2.6. Игра «Составь и прочитай». Совершенствование навыков составления и чтения слогов и слов с буквой Н.
Фиксики: - Спасибо, ребята, что нашли букву Н. Но, чтобы она не потерялась больше, давайте составим слова с этой буквой и прочитаем их.
Воспитатель: - Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой. Послушайте внимательно предложение: «Вова, НА книгу». Какое слово я выделила?
Дети: На.
Воспитатель: - Послушайте это слово: «НА» (акцент на первом звуке : ннна– произносит педагог). Какой первый звук в слове НА?
Дети: Н
Воспитатель: - Какой буквой обозначаем звук Н? Возьмите букву Н и положите перед собой.
Воспитатель: -Давайте выделим второй звук. Послушайте слово: «НА» (акцент на втором звуке : нааа– произносит педагог). Какой второй звук в слове НА?
Дети: А
Воспитатель: Возьмите букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитайте слово.
Дети: На.
Воспитатель: Придумайте предложение со словом НА.
Воспитатель: Послушайте ещё одно предложение: «Ну, ребята, молодцы!». Какое слово я выделила?
Дети: Ну.
Воспитатель: Послушайте это слово: «НУ» (акцент на первом звуке: ннну– произносит педагог). Какой первый звук в слове НУ?
Дети: Н
Воспитатель: Какой буквой обозначаем звук Н? Возьмите букву Н и положите перед собой.
Воспитатель: давайте выделим второй звук. Послушайте слово: «НУ» (акцент на втором звуке : нууу– произносит педагог). Какой второй звук в слове НУ?
Дети: У
Воспитатель: Возьмите букву У и поставь ее после буквы Н. Прочитайте слово.
Дети: Ну.
Воспитатель: - Придумайте предложение со словом НУ.
Фиксики: -Как хорошо вы уже умеете читать. Молодцы!
2.7. Деление слов на слоги.
Фиксики: - Ребята, вы такие молодцы. Мы уже прочитали инструкцию, но чтобы настроить овощечистку нам нужно разложить предметы. Помогите нам пожалуйста. Предметы, в названии которых три слога, положите в ящичек с цифрой три. В названии которых два слога —с цифрой два, один слог —с цифрой один.
Воспитатель: -Давайте вспомним, что такое слог?
Дети: - части, из которых состоят слова, в них обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Дети раскладывают предметы. (насос, нос, пила, книга, карандаш, кран, шнур)
3. Рефлексия.
Фиксики: Ребята, большое спасибо. С вашей помощью мы обязательно отремонтируем овощечистку. Нам очень понравилось, как вы читали слоги и слова, делили слова на слоги, определяли твёрдые и мягкие звуки. Вам было сложно? Что было самым сложным? Что понравилось больше всего? Вы сегодня нам очень помогли, поэтому мы решили подарит вам подарки. (раскраски). До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
"Жили-были гномы Бим и Бом" с элементами логоритмики...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое занятие) "Путешествие в Мир звуков"
Представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе детского сада. Представленное занятие является итоговым....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"
НОД построена на основе сказочного сюжета. В контексте сказки детям с ОНР легче воспринимать развернытые инструкции и выполнять различные задания, направленные на развитие речевых и неречевых функций....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе (подготовка к обучению грамоте в старшей группе) «Короли звуков»
Тема НОД: «Короли звуков»Автор разработки: Горянина О.А.Возрастная категория: 5-6 летВремя проведения: февраль 2018г.Цель: освоение звукового анализа слова.Задачи:Познавательное развитие ...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...