Конспект НОД по развитию речи "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи "Весна" для детей старшей логопедической группы. При проведении занятия использовалась презентация и игры на липучках, такие как "Дерево.Перелетные птицы",Лэпбук "Весна", набор "Азбука"; карточка с картинками - зашифрованное слово, додэкаэдр "Весна. Признаки весны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 960.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
в разновозрастной группе с нарушением речи
на тему «Весна»
Образовательные задачи:
- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;
- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;
- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- наблюдали за грачами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.
Материалы и оборудование: Ноутбук, презентация, мольберт, додекаэдр «Весна. Признаки весны», Лэпбук «Весна», дид/игры на липучках «Дерево. Перелетные птицы», «Азбука»
Словарная работа: скворечник, весна, проталина.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(Педагог с детьми)
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. Руками делают круговые движения Трут кулачками глаза Руки разводят в разные стороны Слова произносит педагог. |
Педагог: Ребята, нас сегодня пригласили в гости. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте. По первым буквам названий картинок, составьте слово.
(Весна) приглашает нас в гости на прогулку в весенний лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответ детей)
Лексическое упражнение «Подбери признак».
Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). Художник прислал нам свою картину с изображением весны. Давайте вместе посмотрим, всё ли здесь правильно?
Педагог: Молодцы, вспомнили все весенние признаки! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
(Дети повторяют слова вместе с педагогом и выполняют движения по тексту).
Педагог: Смотрите ребята, что это? (Дети видят весенний лес и солнышко).
Педагог: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? (Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее).
Педагог: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете? (Предположения детей).
Педагог: А давайте поможем солнышку, подарим ему лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики, из палочек Кюизенера).
Педагог: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с приходом весны изменения происходят не только в природе, но и у зверей. Давайте присядем и подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.
Педагог: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
1.Она прыгать мастерица, она прыгать не боится. Небольшой у нее рост, но зато пушистый хвост. (Белка)
2.Какой зверь опасный ходит в шубе красной? Снег разгребает, мышек хватает. (Лисица)
3. Угадайте, что за шапка, меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц)
4. Этот зверь тебе знаком, ест мышей и молоко. Но на кошку не похож,
весь в иголках длинных…(Ёж)
5.Кто позабыв тревоги,спал в своей берлоге? (Медведь)
Воспитатель: Ребята, весной животные не только просыпаются, но ещё у них появляются детёныши. Давайте назовём детёнышей зверей.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
| Один |
| много |
У медведя - У зайца - У белки - У ежа - | медвежонок зайчонок бельченок ежонок | - - - - | медвежат зайчат бельчат ежат |
Педагог: Ребята, а какие звери просыпаются весной? (Медведь, ёж, барсук)
Давайте разбудим медведя чистоговорками.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Педагог: Молодцы, разбудили мы медведя! Смотрите, проснулся наш мишка и решил размяться после долгой спячки, поехал кататься на велосипеде.
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
Педагог: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, где еще мы видем бабочек?
Педагог: Пока мы с вами наблюдали за бабочкой смотрите что случилось, мишка катался у него спустило колесо, и он не может поехать дальше, давайте ему поможем. Что на для этого нужно? (Насос). А какой звук издает насос? А какой звук издает шина?
Педагог: Молодцы ребята, помогли мишке, пойдёмте дальше гулять по весеннему лесу.
Педагог: Ребята, но изменения происходят не только в жизни животных, насекомых. Весной прилетает много птиц. А какие это птицы, мы должны с вами угадать.
Загадки
1 | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 2. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) | 3. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | |
| ||||||
|
Педагог: А кто-нибудь знает какие еще птицы прилетают к нам весной?
(Дети подходят к мольберту и прикрепляют к весеннему дереву перелетных птиц. Педагог уточняет и напрвляет.)
Дидактическая игра «Посчитай птиц».
Педагог: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц к нам прилетело? (Дети вместе считают птиц).
Педагог: А чем весной питаются птицы, как вы думаете? (Ответы детей)
Педагог: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)
Педагог: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь опять ты в сад, Там полным полно ребят! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Вам понравилось в гостях у весны? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...