Конспект НОД по развитию речи "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кармишина Светлана Николаевна

Конспект НОД по развитию речи "Весна" для детей старшей логопедической группы. При проведении занятия использовалась презентация и игры на липучках, такие как "Дерево.Перелетные птицы",Лэпбук "Весна", набор "Азбука"; карточка с картинками - зашифрованное слово, додэкаэдр "Весна. Признаки весны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx960.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в разновозрастной группе с нарушением речи

                                             на тему «Весна»

Образовательные задачи:

- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;

- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;

- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.

Развивающие задачи:

- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;

- развивать логическое мышление, воображение, память;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

- наблюдали за грачами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.

Материалы и оборудованиеНоутбук, презентация, мольберт, додекаэдр «Весна. Признаки весны», Лэпбук «Весна», дид/игры на липучках «Дерево. Перелетные птицы», «Азбука»

Словарная работа: скворечник, весна, проталина.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(Педагог с детьми)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

Слова произносит педагог.

Педагог: Ребята, нас сегодня пригласили в гости. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте. По первым буквам названий картинок, составьте слово. C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20240512_110815.jpg

IMG_20240514_185428.jpg

IMG_20240514_215711.jpg(Весна) приглашает нас в гости на прогулку в весенний лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответ детей)

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). Художник прислал нам свою картину с изображением весны. Давайте вместе посмотрим, всё ли здесь правильно?

Педагог: Молодцы, вспомнили все весенние признаки! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

(Дети повторяют слова вместе с педагогом и выполняют движения по тексту).

Педагог: Смотрите ребята, что это? (Дети видят весенний лес и солнышко).

Педагог: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? (Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее).

Педагог: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете? (Предположения детей).

Педагог: А давайте поможем солнышку, подарим ему лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики, из палочек Кюизенера).

Педагог: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, но с приходом весны изменения происходят не только в природе, но и у зверей. Давайте присядем и подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны.

Педагог: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

1.Она прыгать мастерица, она прыгать не боится. Небольшой у нее рост, но зато пушистый хвост. (Белка)

 2.Какой зверь опасный ходит в шубе красной? Снег разгребает, мышек хватает. (Лисица)

3. Угадайте, что за шапка, меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц)

4. Этот зверь тебе знаком, ест мышей и молоко. Но на кошку не похож,

весь в иголках длинных…(Ёж)

5.Кто позабыв тревоги,спал в своей берлоге? (Медведь)

Воспитатель: Ребята, весной животные не только просыпаются, но ещё у них появляются детёныши. Давайте назовём детёнышей зверей.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

 

Один

 

много

У медведя -

У зайца -

У белки -

У ежа -

медвежонок

зайчонок

бельченок

ежонок

  -

-

-

-

медвежат

зайчат

бельчат

ежат

Педагог: Ребята, а какие звери просыпаются весной? (Медведь, ёж, барсук)

Давайте разбудим медведя чистоговорками.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Педагог: Молодцы, разбудили мы медведя! Смотрите, проснулся наш мишка и решил размяться после долгой спячки, поехал кататься на велосипеде.

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

Педагог: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, где еще мы видем бабочек?

Педагог: Пока мы с вами наблюдали за бабочкой смотрите что случилось, мишка катался у него спустило колесо, и он не может поехать дальше, давайте ему поможем. Что на для этого нужно? (Насос). А какой звук издает насос? А какой звук издает шина?

Педагог: Молодцы ребята, помогли мишке, пойдёмте дальше гулять по весеннему лесу.

Педагог: Ребята, но изменения происходят не только в жизни животных, насекомых. Весной прилетает много птиц. А какие это птицы, мы должны с вами угадать.

Загадки

1

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

2.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

3.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

 

 

Педагог: А кто-нибудь знает какие еще птицы прилетают к нам весной? IMG_20240514_185336.jpg

(Дети подходят к мольберту и прикрепляют к весеннему дереву перелетных птиц. Педагог уточняет и напрвляет.)

Дидактическая игра «Посчитай птиц».

Педагог: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц к нам прилетело? (Дети вместе считают птиц).

Педагог: А чем весной питаются птицы, как вы думаете? (Ответы детей)

Педагог: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответы детей)

Педагог: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь опять ты в сад,

Там полным полно ребят!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Вам понравилось в гостях у весны? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...