КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация по развитию речи

Кульбакова Ирина Николаевна

"Играем с пальчиками-развиваем речь детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_palchikami-razvivaem_rech.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

 «ИГРАЕМ С ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

        Подготовила: педагог высшей    

        квалификационной категории

                                                                        Кульбакова И.Н.

                                          Михайловск, 2024г.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Можно ежедневно проводить массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Пальчиковые игры лучше начинать с самых простых упражнений: «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Так, например, существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые используется для развития межполушарных связей. Ладони лежат на столе или на коленях, правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на одинаковое положение рук. Мы играли в ладушки— Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем. Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон. Жили-были зайчики На лесной опушке.(3 три пальца в кулак, указательный и средний – ушки) Жили-были зайчики В беленькой избушке.( хлопают в ладоши) Мыли свои ушки, (показывают ушки, Трут уши.) Мыли свои лапки. (Моющие движения руками.) Наряжались зайчики (показывают ладонями движения, как одеваются) Надевали тапки. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих упражнений с ребенком, вы достигнете желаемого эффекта, т.е. разовьете у вашего ребенка мелкую моторику, а значит и речь, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность: – застёгивание и расстегивание пуговиц; – всевозможные шнуровки; – нанизывание колец, пуговиц на тесьму, нитку; – игры с мозаикой; – игры с конструктором; -игры с прищепками, – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха). Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. Вот несколько примеров игр: Насекомые Я на травке полежу(ладони правой и левой руки на столе переворачиваются) и как пчелка жу-жу-жу (жужжать как пчелки) на цветочек полечу(помашем руками),(соедини ладошки вместе-имитация бутона цветка) мед в ладошки соберу( пальчики правой руки собирают мед в левую руку) дам покушать маме кошке, мишке , зайке и ежу(соединяем большой пальчик последовательно с остальными) Просыпаемся Будем ,будем просыпаться(тянем руки вверх) Будем ,будем умываться(имитация умывания) будем , будем одеваться(имитация одевания) будем,будем мы играть(играем пальчиками по столу) и конечно-танцевать(пальчики танцуют в воздухе) семья Мы вчера купили дом(ладошка прав. руки соединяется с ладошкой левой руки) Краской выкрашен был он (имитация покраски дома кисточкой) В нем живет теперь семья (обвести рукой круг) Папа, мама, брат, сестра, и конечно сын их -я (загибаем пальчики) Зимующие птицы Синичка летает (имитация полета) синичка играет (ходить пальчиками по столу) синичка поет си-си (открываем и закрывает ладошки) синичка гнездышко вьет (соединяем ладошки в полукруг) Части тела Любят мои ушки (показываем ушки) мягкую подушку (рисуем в воздухе квадрат) глазки быстро засыпают (показываем глазки и закрываем) ручки , ножки отдыхают(показываем ручки, ножки) и посапывает носик(имитация сопения) мама песенку поет баю-бай сладко спи и подрастай (имитация сна и руки вверх) Дикие животные Вышли зайки на лужок(ушки на макушку) встали в маленький кружок(рисуем в воздухе кружок) 1,2,3,4,5, будем лапками стучать. 1,2,3,4,5,будем лапки загибать 1,2,3,4,5,будем ушками шуршать 1,2,3,4,5, будем петь и танцевать а затем и отдыхать. Дни недели в понедельник я читала (имитация чтения книги) а во вторник рисовала (имитация рисования в воздухе) в среду я в кино пошла (ходим пальцами по столу) а в четверг одна была (показывает в воздухе один указат.пальчик) в пятницу сестру забрала (в воздухе рисуем силуэт) а в субботу отдыхала ну а в воскресенье я пошла на день рожденья. Семья-дом тук,тук молотком(кулак об кулак стучит) мы построим теплый дом (ручки гладят плечи) будут фрукты там ,цветы(пальчики растопырить и покрутить) ну конечно же и мы- мама ,папа,брат мой, я (загибаем пальчики) вместе дружная семья(сплетаем пальчики обеих рук) Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Любые приемы – постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье и развитие. «Пирожки» Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду. (1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца; 2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты); 3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.) «Дятел» Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре. 1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; 2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой; 3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево; 4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки. «Стирка» Мы бельё стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили - То-то стало весело! (1. Тереть один кулачок об другой; 2. движения ладонями вправо - влево; 3. сжимать - разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...