Конспект НОД "Встреча с былиной" подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании;
Познакомить с гуслями, как музыкальном инструменте Древней Руси;
Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины, старины, сказитель, гусли;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vstrecha_s_bylinoy.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД подготовительная группа «Встреча с былиной»
Цели: дать детям представление о былине.
Задачи.
Образовательные:
- сформировать у детей представление о былине, ее происхождении, авторстве, содержании;
- познакомить с гуслями, как музыкальном инструменте Древней Руси;
-обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины, старины, сказитель, гусли;
Развивающие:
- развивать интерес к русскому народному творчеству;
- развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг, видеофильмов, от взрослых.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам.
Оборудование: иллюстрации с изображением богатырей, гусли, видеозапись фрагмента былины в исполнении гусляра.
Ход занятия.
Воспитатель читает введение из книги “Русские Богатыри (былины)”
В пересказе для детей И. В. Карнауховой (показ иллюстраций по тексту).
На высоких холмах стоит Киев-город.
В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
С зелёных холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные сёла, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи...
Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики лёгкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.
За пригородами и сёлами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров - быков рогатых, и мелкого зверя видимо-невидимо.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка: Налетали из них на русские сёла кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алёша, и Дунай Иванович - всё в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор - отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне гостиной горнице - для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, мёду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.
Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нём, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую...
Зато в чёрных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги - о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!
Слава, слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины!
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
- Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.
Итак, сегодня мы начнём путешествие по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование.
Былины — это древние сказания, которые дошли до наших дней. Поэтому они звучат так необычно для нашего уха, поэтому в них так много слов, которые мы уже не употребляем. Слова эти называются устаревшими.
У былин нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.
Раньше былины называли еще «старинами», то есть повествованием о том, что было в старину. Люди верили, что события эти не выдуманные, а действительные, только очень давние.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины, или старины, не читали, а сказывали — пели. Во время пения подыгрывали себе на гуслях.
(Воспитатель показывает гусли).
- Исполнители былин назывались сказителями. Немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Просмотр видеозаписи
- Представим и мы себя богатырями.
Физкультминутка “Богатыри”
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
-Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри много работали оттого и были они могучими и сильными. Былины рассказывали о подвигах богатырей — могучих и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой. Они разъезжают в чистом поле на богатырских конях. Кони у богатырей тоже не простые: они умеют чуять опасность и разговаривать. Если два богатыря повстречаются, они меряются друг с другом силой: это их богатырские забавы. И тогда земля трясется, будто столкнулись две горы.
Но когда родной земле грозит опасность, богатыри отправляются на битву с врагом. Как бы ни был силен враг, какие бы несметные полчища ни привел с собой, богатыри неизменно побеждают в бою.
Рассматривание иллюстраций богатырей.
Итог занятия:
- Хотите ли вы услышать былины о русских богатырях, об их подвигах?
- На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с былинами.
А сейчас давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии, что вам было особенно интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по аппликации Тема: «Белые грибы» . План-конспект НОД в средней группе по аппликации на тему: «Овощи и фрукты »
Использование нетрадиционных средств в занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...