Конспект подгруппового занятия "Волшебное путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шамина Марина Михайловна

Цель: Выявление уровня знаний детей, согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов при организации занятия

Задачи:

  • Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений;
  • Развивать четкое произнесение звуков, логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.

ий детей; согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов при организации занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ЦО №17

Конспект подгруппового занятия

в старшей группе

на логопункте

Тема: «Волшебное путешествие по сказкам»

Подготовила:

Учитель-логопед

Шамина М.М.

2022год

Цель: Выявление уровня знаний детей; согласованность и взаимодействие в работе воспитателей и специалистов при организации занятия

Задачи:

  • Выявить уровень знаний детей, закрепить знания о звуках, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в образовании существительных множественного числа, в составлении предложений;
  • Развивать четкое произнесение звуков, логическое мышление, внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать звуковую выразительность речи, активность, самостоятельность, доброжелательность, интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: рукавичка, цветок, сундук, клубок ниток, короб, сюжетные картинки, су-джок- мячики для пальчиковой гимнастики, разрезная азбука, звуковые символы, магнитная доска, деревья.

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Цветик-семицветик», заучивание стихотворений, пальчиковая и зрительная гимнастика, психогимнастика, физминутки.

Ход занятия:

#1054;рганизационный момент.

(Дети находятся в группе, где играет сказочная музыка, входит логопед и вносит сундучок)

Логопед: Ребята, посмотрите, что я нашла? Что это?

Дети: Сундучок

Логопед: Ох, ребята, наверное, это непростой сундучок, а волшебный. Давайте его откроем (логопед пытается его открыть, но ребята видят, на сундуке висит замок)

Логопед: Ой, не открывается. А кто знает, как можно его открыть?

Дети: предлагают свои варианты

Логопед: Наверное, нам нужно сказать волшебные слова. Ребята, возьмитесь за руки и давайте вместе произнесем наши заветные слова, и сундучок откроется.

Логопед и дети: (Дети тихим, спокойным голосом четко проговаривают слова)

Крабли, крибли, бум (логопед и дети открывают сундучок)

#1057;ообщение темы и цели

Логопед: Ну-ка сундучок, покажи нам, что там у тебя внутри…

- Смотрите, ребята, сколько здесь разных предметов! (показывает сюжетные картинки)

Логопед: Ребята, посмотрите, здесь какие-то интересные картинки, давайте их рассмотрим. Назовите, что на картинках изображено? (дети называют каждую сказку)

Логопед: Как назвать все это одним словом?

Дети: Сказки

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие по сказкам

#1054;сновная часть

Логопед: Во время путешествия нам придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение

- Давайте сделаем кружок

#1055;сихогимнастика «Подымем настроение» (укрепление эмоционального контакта) - )дети становятся в кружок)

Логопед и дети:

Настроение упало, в кругу, руки вверх

Дело валится из рук бросают руки вниз

Но еще не все пропало, грозят указательным пальцем

Если есть хороший друг. Хлопают в ладоши

С делом справимся вдвоем, берутся за руки и вздыхают

С облегчением вздохнем. Поднимают сцепленные руки вверх

Настроение поднимем отряхивают от пыли

И от пыли отряхнем. Улыбаются друг другу.

Логопед: - Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправляться в путь. А в какую сказку мы попадем, нам подскажет сундучок.

- Давайте заглянем в него. Смотрите, ребята в нем еще что-то осталось. (логопед достает клубок)

Логопед: Ой, что это?

Дети: Клубок

Логопед: Ребята, он нам поможет попасть в сказку, давайте закроем глазки. (звучит тихая музыка, заходит «колобок» и садится на пенек)

Логопед: Тише, детки, не шумите,

Нашу сказку не спугните…

В садике бывают чудеса,

Сказка в гости к нам пришла

(музыка заканчивается)

Логопед: Ребята, открывайте глазки.

Вот, друзья, волшебный лес,

Полон тайн он и чудес…

#1044;ыхательная гимнастика «Остудим колобка» (развитие речевого дыхания)

Логопед: - Ребята, посмотрите, куда наш клубок закатился? Кто это? (Логопед обращает внимание детей на пенечек, на пенечке – Колобок)

Логопед: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

Дети: Сказка «Колобок»

Логопед: Правильно, ребята

Логопед: Давайте назовем, какой он колобок?

Дети: Колобок – румяный, красивый, круглый, желтый, веселый…

(Логопед хочет взять колобка в руки и «обжигается»)

Логопед: Ой, а он горячий!

Колобок: Осторожно, я горячий, я только что из печки

Логопед: Ребята, а что нужно сделать, чтобы колобок остыл?

Дети: Подуть (дыхательная гимнастика «Остудим колобка»)

Логопед: Скажите, ребята, кого встретил в сказке колобок в лесу?

Дети: зайца, волка, медведя, лису

Колобок: (голос из ширмы): Ой, какие молодцы! А знаете, ребята, я пришел к вам не с пустыми руками, у меня есть «чудесный мешочек». А в мешочке спрятаны задания.

#1040;ртикуляционная гимнастика «Гости» (развитие артикуляционной моторики)

Логопед: Посмотрим, ребятки?

Дети: Да!

(Логопед достает из мешочка зеркала)

Логопед: Что это, дети?

Дети: Зеркала

Логопед: Как вы думаете, какое задание приготовил нам Колобок?

Дети: Мы должны сделать гимнастику для язычка

Логопед: Правильно, это артикуляционная гимнастика

Логопед: Прежде чем отправиться дальше, подготовим наши язычки. Чтобы они были у нас послушными, сделаем гимнастику. Садитесь поудобнее, возьмите зеркала, колобок нам покажет, а вы слушайте и выполняйте упражнения. (Дети садятся в кружок. Логопед проговаривает и показывает упражнение, дети повторяют за ним).

Логопед: Но прежде, чем мы начнем его выполнять, давайте вспомним наше правило для язычка

Дети: Чики, чики, чикичок

Не стесняйся, язычок.

Не стесняйся, не ленись,

Повторяй, не ошибись.

Логопед:

Толстые внуки приехали в гости, надуваем щечки

С ними худые – лишь кожа да кости. Втягиваем щечки

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись улыбаются

Поцеловать они всех потянулись губы трубочкой

Утром проснулись – в улыбочку губы улыбаются

Чистили мы свои верхние зубы. Язычком чистим зубки

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем надуваем щечки

И самоваром пыхтим, что есть мочи. Выпускаем воздух

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас уберите зеркала, возьмите салфетки, вытрите ротик. Давайте посмотрим, что еще в мешочке?

- Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Мячики

Логопед: Колобок приготовил вам еще одно задание, игра с пальчиками, давайте ее выполним.

(Дети сидят на коврике в кружочке, упражнение выполняется с суд-жок – мячиками)

#1055;альчиковая гимнастика «Мы лепили колобка» (развитие мелкой моторики)

Логопед и дети:

Мы лепили колобка перекладывают из рук в руки

Из муки его бока катают на ладошке

Мяли, мяли, обжимали, сжимают в руках

Шарик круглый создавали катают как шарик из пластилина

Посмотрите, колобок, раскрывают ладошки, показывают

Вот его румяный бок перекладывают с одной руки на другую

По ладони покатали катают по ладошке

На другую мы убрали

Вверх подбросили слегка подбрасывают вверх

И поймали за бока ловят, раскрывают в ладошке.

Логопед: Ну вот, теперь у нас хорошее настроение, наши язычки готовы, пора отправляться дальше. Вы готовы?

Дети: Да

Логопед: Ребята, а где же нас клубочек? Смотрите, да вот же он.

(В это время заходят Маша и медведь с коробом, в нем лежат карточки с изображением звуков)

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Маша и медведь

Логопед: А как вы думаете, в какую сказку мы свами попали?

Дети: мы попали в сказку «Маша и медведь»

Логопед: Правильно, ребята

Медведь: Ой, какие молодцы! А знаете, ребята, мы пришли к вам не с пустыми руками, принесли вам «короб», а в нем спрятано задание.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, что спрятано в коробе? (Логопед достает из короба карточки с изображением звуков)

#1047;акрепление пройденного материала

Логопед: ребята, посмотрите, что это?

Дети: Звуки

Логопед: Давайте назовем их

Дети: А, О, У, И, Ы, Ж,Ш

Логопед: Ребята, на какие две группы можно разделить эти звуки?

Дети: На гласные и согласные

Логопед: Давайте их разделим

(Дети делят звуки на две группы и вывешивают на мольберте)

Логопед: Скажите, почему мы звуки называем гласными?

Дети: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть

Логопед: Давайте их пропоем и покажем

Дети: Звуки гласные мы знаем

Без труда их различаем

(дети встают полукругом и пропивают гласные, сопровождая движением)

[а] – руки плавно разводят в стороны

[о] – руки поднимают вверх в виде овала

[у] – руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок

[и] – прямые руки поднимают вверх, пальцы разжимают

[э] – руки плавно разводят в стороны, пальцы сжимают в кулачок

[ы] – руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу»

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: Красным

Логопед: Назовите согласные звуки

Дети: Ж, Ш

Логопед: Ребята, скажите, почему эти звуки называются согласными?

Дети: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы.

Логопед: Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Дети: Синим

Логопед: Ребята, что такое звук?

Дети: Звук это то, что мы слышим и произносим

Маша: Молодцы ребята, сколько много всего вы знаете о звуках. Предлагаю вам выполнить еще одно задание, слушайте внимательно и повторяйте

#1056;абота с чистоговорками (развитие фонематического слуха)

Маша: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ш]

Логопед: Давайте встанем в кружок

Маша и дети: Мы со звуком Ш играем

И слова мы называем

(Логоритмическое упражнение на звук [Ш])

Медведь: Ребята, давайте поиграем со звуком [Ж]

Дети и Медведь: Мы со звуком Ж играем

И слова мы называем

(Логоритмическое упражнение на звук [Ж])

Логопед: Ребята, куда же наш клубочек закатился? Посмотрите, что это? (под елочкой дети находят рукавичку)

Дети: Рукавичка

Логопед: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?

Дети: Сказка «Рукавичка»

Логопед: Кто жил в рукавичке? Давайте вспомним (логопед достает из рукавички карточки с изображением животных)

Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь

Логопед: Молодцы, ребята!

#1060;изкультминутка «Мишка вылез из берлоги» (развитие мелкой моторики)

Логопед: А сейчас мы с вами превратимся в мишек. Закроем глазки, сосчитаем до трех – один, два, три (в это время логопед надевает детям на голову шапочки медведя)

Логопед: Открываем глаза. Теперь мы медведи. Давайте поиграем в игру «Мишка вылез из берлоги» (Логопед проговаривает слова и показывает движения, дети повторяют за ним)

Логопед и дети:

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо

Потянулся он со сна, Потягивания – руки вверх

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой

Наклонился взад – вперед Наклоны взад – вперед

Вот он по лесу идет. Идем в перевалку

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки. Приседаем, повороты головой вправо – влево

В них съедобные лисички –

Для медведя витаминки. Наклоны: руками коснуться ног

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. Дети садятся на пол

Логопед: Вот мы с вами поиграли, теперь превратимся обратно в ребят: глазки закрываем и считаем до трех – один, два, три (логопед снимает шапочки)

Логопед: Открываем глаза. Теперь мы снова дети.

- Ребята, чему учит сказка про рукавичку?

Дети: Жить дружно, помогать друг-другу

Логопед: Ребята, давайте вместе дружно продолжим наше путешествие и поищем наш клубок.

Нам пора идти вперед,

Сказка новая нас ждет.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой красивый цветок! Весь сияет… волшебный.

- Давайте посчитаем, сколько лепестков у цветка

Дети: 1,2,3,4,5,6,7

Логопед: Назовите, какого они цвета?

Дети: красный, синий, зеленый, желтый, белый, оранжевый, фиолетовый

Логопед: Ребята, как вы думаете, из какой сказки цветок?

Дети: Сказка Цветик-семицветик

Цветик-семицветик: (голос из ширмы) Молодцы, ребята, вы меня узнали, я цветик-семицветик и приготовил вам задания. Отрывайте лепесток и выполняйте. (Логопед вместе с ребятами отрывает первый цветок)

#1044;идактическая игра «Большой-маленький» - лепесток №1

(передают мячик по кругу)

Кружка – кружечка Вертолет - вертолетик

Торт – тортик Карандаш - карандашик

Кольцо – колечко Майка - маечка

Расческа – расчесочка Редиска - редисочка

Диван – диванчик Зонт - зонтик

Мяч – мячик Кресло – креслице

#1044;идактическая игра «Один – много» - лепесток №2

(передают мячик по кругу)

Машина – машины – много машин

Самолет – самолеты – много самолетов

Вертолет – вертолеты – много вертолетов

Логопед: Как все это назвать одним словом?

Бабочка – бабочки – много бабочек

Муравей – муравьи – много муравьев

Жук – жуки – много жуков

Пчела – пчелы – много пчел

Дети: Насекомые

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием, слушайте следующее.

#1044;идактическая игра «Назови слова» - лепесток №3

Овощи - Мебель –

Одежда - Посуда –

10. Дидактическое упражнение «Сколько слогов?» - лепесток №4

Логопед: Сейчас я вам буду называть слова, а вы должны прыгнуть столько раз, сколько слогов в этих словах.

Кукла, мяч, кубики, машина, юла

Логопед: Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: Это игрушки

Логопед: Давайте хлопнем столько раз сколько слогов в этом слове

#1044;идактическая игра «Скажи наоборот» - лепесток №5

Мальчик молодой - дедушка старый

Камень твердый – подушка мягкая

Мороженое холодное – чай горячий

Заяц быстрый – черепаха медленная

Когда идет дождь холодно – когда солнце жарко

Перо легкое –гиря тяжелая

Ваза пустая – ваза полная

Девочка веселая – девочка грустная

Рыбка большая – рыбка маленькая

Карандаш длинный – карандаш короткий

Чистый – грязный

Толстый – худой

#1044;идактическая игра «Какой, какая, какое?» - лепесток №6

Шуба из меха – меховая

Платье из шелка – шелковое

Перчатки из кожи – кожаные

Сарафан из ситца – ситцевый

Логопед: Как все это назвать одним словом?

Дети: одежда

Ваза из стекла – стеклянная

Миска из железа – железная

Ложка из дерева – деревянная

Стаканчик из бумаги – бумажный

Логопед: Как все это назвать одним словом?

Дети: Посуда

Мишка из плюша – плюшевый

Пирамидка из пластмассы – пластмассовая

Кубики из дерева – деревянные

Мячик из резины – резиновый

Логопед: Как все это назвать одним словом?

Дети: Игрушки

Логопед: В следующем задании вы должны исправить мои ошибки.

Цветы стоят на вазе.

Воробей собирать крошки.

В лесу растут сосна.

Читают, книги, о, мальчики, войне.

Играет дети площадке на.

Цветик-семицветик: (голос из ширмы) Молодцы ребята, вы справились с заданиями, и за это вас ждет сюрприз.

Логопед: Ребята, чтобы узнать, какой же сюрприз нам приготовил цветик-семицветик, нам надо вернуться из сказки. Давайте сделаем кружок и выполним последнее упражнение.

#1047;рительная гимнастика «Мечта» (Дети становятся в кружок, логопед читает текст, дети выполняют движения по тексту)

Логопед и дети:

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и приставим: Дети закрывают глаза

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем. Круговые движения глазами

Слева – ягоды цветут, Движения глазами влево

А справа здесь грибы растут. Движения глазами вправо

Снизу шишки, да трава, Движения глазами вниз

А сверху – неба синева. Движения глазами вверх

Открывайте, дети, глазки, Открыть глаза

Вот и вышли мы из сказки.

#1048;тог

Логопед: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, где мы побывали, о чем говорили, что вспомнили?

Дети: Мы сегодня говорили о сказках

Логопед: Какие сказки мы вспомнили?

Дети: Мы вспомнили сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Цветик-семицветик»

Логопед: О чем мы еще говорили?

Дети: О звуках

Логопед: Что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы произносим и слышим

Логопед: Какие звуки бывают?

Дети: Гласные и согласные

Логопед: Каким символом обозначаем гласные звуки? Согласные?

Дети: Гласные обозначаются красным кружочком, а согласные – синим.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка

Ну а нам пора прощаться

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Вас, детишки, будет ждать!

Логопед: Скажем все дружно, до свидания!

Дети: До свидания!

(Звучит веселая музыка, дети уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие по сказке_Маша и Медведь"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе. Развитие познавательных процессов и др....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку"

Конспект логопедического  занятия "Путешествие в сказку" предназначен для проведения занятия в подготовительной группе ДОУ по теме "Животный мир морей и океанов"....

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект окрытого занятия "Путешествие в сказку"

Данный конспект полезен для проведения образовательной деятельности...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ЗОЛУШКА»

Тема:   «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении с использованием элементов информатики»....

Конспект игры – драматизации Путешествие в сказку "Теремок"

Тема: Путешествие в сказку « Теремок»Интеграция: Музыка, Физическая культура, Чтение художественной литературы, Социализация, коммуникация.Материал и оборудование: Домик – Теремок, Костюмы, персонажей...