Конспект занятия по речевому развитию для старшего дошкольного возраста "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию.
Тема «Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"»
Автор-разработчик: Филимонова Яна Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 75 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.
Длительность занятия: 25 мин.
Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.
Задачи:
1. ОО «Социально - коммуникативное развитие»: Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений (как играть, чтобы всем было интересно и никому не было обидно), развивать умение считаться с интересами товарищей, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
2. ОО «Познавательное развитие»: Формировать представление о многообразии животного и растительного мира.
3. ОО «Речевое развитие»: Активизировать и обогащать словарный запас детей, упражнять в образовании слов-антонимов.
4. ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
5. ОО «Физическое развитие»: Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в двигательной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки, чтение русских народных сказок,
Материалы:
Демонстрационный материал: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик»
Раздаточный материал: иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски с кораблём.
Ход занятия:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг).
Воспитатель: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? (Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём).
Основная часть:
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют – «детский писатель»? (Ответы детей: сочиняет сказки для детей)
Воспитатель: Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок и рассказов для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки у него были свои картинки – иллюстрации. (Показать книги).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Кораблик».
2. Чтение сказки с последующим обсуждением.
Воспитатель читает сказку «Кораблик».
Беседа по содержанию:
Как называется сказка? (Сказка называется «Кораблик»)
О ком рассказывается в этой сказке? (В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыплёнке, Мышонке, Муравье, Жучке.)
Что придумали друзья? (Друзья построили свой корабль.)
Как они строили кораблик? (Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали.)
Чем заканчивается сказка? Какими словами? (Друзья сели на кораблик и поплыли.)
Каким показан лягушонок в этой сказке? (Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным.)
А его друзья какие? (Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные.)
Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»?
В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев.)
А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете?
Почему не подходит, объясните. (Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними.)
3. Лексико-грамматические упражнения к тексту:
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».
Лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок, муравей - муравьишка.
Игра «Назови детёнышей»
У лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.
Воспитатель: А хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывём.
Физкультминутка “Кораблик”
Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам ,(присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.
6. Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке.
Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке.
7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально).
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по картинкам сказку? (3 детей пересказывают по цепочке с опорой на картинки.)
Воспитатель: А теперь кто сможет пересказать всю сказку? (Индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки.)
Заключительная часть (Рефлексия):
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему? (Ответы детей)
Задание воспитателя
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по картинкам. Я приготовила вам подарок: трафареты кораблика. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.
Предполагаемый результат: воспитанники старшего дошкольного возраста связно, последовательно и выразительно пересказали сказку В. Сутеева "Кораблик".
Дальнейшая работа: продолжать чтение русских народных сказок и их пересказывать без опоры на иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"
В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»
Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки "Петух да собака""
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи:-учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц-учить ...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки "Морозко""
располагается перед детьми.На столе стоит посылкаВоспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас занятие проведу я. Скажите мне пожалуйста какое время годя сейчас и как вы это узнали?Воспитатель...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"
Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие по весеннему лесу".
Конспект содержит методические разработки по реалиизации модуля речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР....