Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
консультация по развитию речи
Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, бедностью. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
-Односложная, состоящая из простых предложений.
-Бедность речи, недостаточный словарный запас.
-Замусоривание речи ненужными словами.
-Бедная диалогическая речь.
-Неспособность построить монолог.
-Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2023g.docx | 183.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Подготовили:
Воспитатели ВКК:
Контарева А.Н., Первухина Л.В.
Барабинск, 2023г.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь, (Слайд 2)
сделай – и ты научишься.
Актуальность темы:
Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, бедностью. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
(слайд 3) -Односложная, состоящая из простых предложений;
-Бедность речи, недостаточный словарный запас;
-Замусоривание речи ненужными словами;
-Бедная диалогическая речь;
-Неспособность построить монолог;
-Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей, умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества.
Поэтому, цель нашего семинара заключается в том, чтобы повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей. . (Слайд 4)
ЗАДАЧИ: (Слайд 5)
1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности.
2. Систематизировать знания педагогов в особенностях и условиях развития речи детей.
3. Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.
Основные направления речевой работы в театральной деятельности. (Слайд 6)
Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.
Все театрализованные игры делятся на: (Слайд 7)
- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) - в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"
Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.
Режиссё рские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
- игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Приведем примеры театрализованных игр по возрастам:
Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста: (Слайд 8)
1. Имитация:
2. Импровизация:
3. Ролевой диалог героев сказок
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных
5. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
Воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька». Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки , где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание , после того как дети отгадывают загадки о животных они имитируют голос отгаданного животного. Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно и т. д.).
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра : вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще недостаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи Закрепляются умения сочетать движения с речью (пальчиковые игры, игровое упражнение», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»). (Слайд 9)
Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение , мини-сценка , исценировка стихотворений, небольших сказок. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).
(Слайд 10) В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности театрализованным играм . Продолжается развитие монологической и диалогической речи : постановка спектакля .
В этом возрасте - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.. Значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Приведем некоторые примеры , влияние видов театра на развитие речи ребенка. (Слайд 11)
Пальчиковый театр | Способствует развитию речи, внимания, памяти; • формирует пространственные представления; • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. • Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития |
Вязаный театр | Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; • Формирует творческие способности, артистизм; • Обогащает пассивный и активный словарь; – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. |
Конусный : | Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. |
Стендовый: | • Развивает творческие способности; • Содействует эстетическому воспитанию; • Развиваюет ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. • Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи. |
Теневой: | : Развивает пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений; • Развивать тембр голоса; • Умение раскрепоститься. вести диалогическую и монологическую речь. |
Театр Би-ба-бо | • Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; • Помогает справиться с переживаниями, страхами; • Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. • Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. • Развивает абстрактное мышление |
Костюмированный театр | • способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. • способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки. |
Театр на палочке | вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью. |
Игра с куклами | оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. |
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Во время театрализованной игры еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Слайд 12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Теперь проверим ваши теоретические знания о театрализованной деятельности в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Послушай – и ты узнаешь,посмотри – и ты поймешь,сделай – и ты научишься....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
В помощь педагогам...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Семинар практикум...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»Воспитатель старшей группы Рябцева О.В Театрализованная деятельность...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательность...