Знакомство с творчеством А.С. Пушкина
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Шара-Азаргинский детский сад «Ургыхан»
Конспект НОД
по развитию речи
«Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
в старшей группе
Воспитатель: Жалсанова Арюна Алексеевна
у. Шара-Азарга
2023г
Цель: Активизировать литературную память дошкольников; создать эмоционально-положительное настроение.
Задачи: закрепить знания детьми сказок А.С. Пушкина, воспитывать любовь к его творчеству, учить выразительному чтению стихов, развивать мышление, память, воспитывать взаимовыручку, дружеские взаимоотношения, продолжать развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина в группе; письмо; аудиозапись спокойной мелодии; ручка-перо для установления очередности ответа; сундучок; зеркало, кусок невода, игрушки - золотая рыбка, белка; плакат с нарисованным дубом с отрывными листочками; карточки с картинками «сапоги», «птица», «лошадь» для физкультминутки; дидактическая игра «Собери части в целое и назови сказку».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие
по стране сказок моего любимого писателя. (показ портрета писателя)
Ребята, кто узнал этого писателя
Дети: А.С. Пушкин
Воспитатель: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен транспорт. На чём можно путешествовать в сказках?
Дети: ковёр-самолёт, карета, лошади, птица, ступа и т.д.
Воспитатель: Мы с вами будем путешествовать на летучем корабле. Он перенесёт нас в сказочную страну, если мы дружно скажем волшебные слова. Какие? («Земля, прощай! В добрый путь!»)
Дети с воспитателем встают в круг, берутся за руки, произносят «волшебные» слова, медленно двигаясь по кругу. Звучит музыка. К её окончанию воспитатель цепочкой подводит детей к месту первой остановки – у выставки книг А.С. Пушкина.
Воспитатель: Вы, ребята, смелые?
Дети: Да!
Воспитатель: Умелые? Находчивые? Сказки любите? А вы их знаете? Сейчас проверим! Попробуйте по словесному портрету узнать героя произведения А.С. Пушкина. Отвечать будет тот, у кого в руках гусиное перо. Такими перьями писали в старину, макая их острый кончик в чернила. Итак, внимательно слушайте.
∙ В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею.
На руках золотые перстни.
На ногах красные сапожки. (Старуха, ставшая столбовой дворянкой)
∙ Высока, стройна, бела.
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица-мачеха)
∙ Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)
∙ Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Молодая царевна)
Воспитатель: Молодцы! Узнали всех героев. Садимся в корабль и отправляемся дальше.
Дети вновь встают в круг, говорят слова, медленно двигаясь сначала по кругу, а потом вслед за воспитателем к очередной остановке.
Воспитатель: Ребята, смотрите – сундук. Интересно, что же в нём! «Назовите, из какой сказки каждая вещь, и прочитайте отрывок из произведения, в котором о ней говорится».
Воспитатель поочерёдно вынимает из сундучка. Дети называют сказку и читают наизусть по желанию небольшие отрывки:
* зеркало («Я ль на свете всех милее…» или «Свойство зеркальце имело, говорить оно умело…»),
* невод («Третий раз закинул он невод…» или «Старик ловил неводом рыбу…»),
* золотая рыбка («Приплыла к нему рыбка, спросила…»),
* белка («Белка песенки поёт да орешки всё грызёт…»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все предметы отгадали! Отправляемся дальше в путь.
Так же, на «летучем корабле», дети прибывают к месту следующей остановки – к дубу
.
Воспитатель: Ребята, из какого произведения А.С. Пушкина этот могучий дуб? (из поэмы «Руслан и Людмила»)
∙ Дуб непростой. На его листочках – загадки.
Дети по очереди подходят к дубу, переворачивают листок, воспитатель читает вопрос. Право первого ответа у того, кто выходил к дубу.
Вопросы викторины:
∙ Сколько раз закидывал старик невод в море? (3)
∙ Под каким деревом грызла непростые орешки белка? (под елью)
∙ На каком острове правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
∙ В каких сказках А.С. Пушкина упоминается число 33? («Сказка о царе Салтане» - 33 богатыря; «Сказка о рыбаке и рыбке» - жили старик со старухой 30 лет и 3 года)
∙ Кто был верным сторожем царя Дадона? (золотой петушок)
∙ Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (яблоком)
∙ Какое было последнее желание жадной старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (стать владычицей морскою)
∙ В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство славного Салтана? (в комара, муху, шмеля)
∙ Молодцы, справились с заданием. А теперь разомнёмся. Мы выяснили, что в сказках можно путешествовать в сапогах-скороходах, на птице, на лошади. Я буду показывать карточку, а вы выполнять соответствующие движения: сапоги – шагаем, птица – машем руками, лошадка – скачем.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: Мы отдохнули, набрались сил и можем отправляться дальше. (Перемещаются на «летучем корабле» к столу, на котором приготовлено следующее задание).
Воспитатель: Ребята, возьмите себе любую картинку, внимательно ее рассмотрите, найдите пару к картинке, соединитесь и назовите, из какой вы сказки.
(Должны получиться пары: белка – лебедь, зеркало – яблоко, старик – старуха, петушок – шатёр).
Воспитатель: Молодцы, справились .А вот теперь вашим парам следующее задание: нужно сложить картинку из пазлов и назвать получившуюся сказку.
Работа в парах: дети складывают пазлы (разрезные картинки).
Воспитатель: Все справились с заданием. Я рада за вас. Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в «летучий корабль», говорим волшебные слова.
Снова звучит музыка. Дети делают круг, останавливаются в одном из уголков группы.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Расскажите, что понравилось? что запомнилось? что было трудным?
Дети отвечают, делятся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"У моря лукоморья..." Первое знакомство с творчеством А.С.Пушкина
"У моря лукоморья" Первое знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина. Это небольшая тематическая папка с иллюстрациями по произведениям Пушкина, с небольшими очерками о его жизни и творчестве, ...
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина Компьютерное комплексное занятие в подготовительной группе, посвященное Году чтения в 2007 году в Челябинской области
Содействовать развитию речи детей, творческого воображения через слово, музыку, живопись. Уметь получать эмоциональное наслаждение от чтения художественного произведения. Воспитывать и...
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...
Методическая разработка «Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
Методическая разработка...
Конспект интегрированного занятия в старшей (подготовительной) группе "Знакомство с творчеством А.С.Пушкина"
Данный материал позволит познакомить дошкольников с творчеством А.С.Пушкина...
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина
В детском саду была организована тематическая неделя "Путешествие по сказкам Пушкина"....
«Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» в подготовительной к школе группе
Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С.Пушкина.Задачи:Познакомить...