«Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» в подготовительной к школе группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Маргарита Карамышева

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С.Пушкина.

Задачи:

Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина; Вызвать интерес к личности поэта;

Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_a.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с творчеством А. С. Пушкина»

в подготовительной к школе группе

Цель: Активизировать литературную память дошкольников, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С.Пушкина.

Задачи:

Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина; Вызвать интерес к личности поэта;

Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.

I. Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

Пошёл он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой, с кирпичною, белёною трубою, с дубовыми, тесовыми воротами. Старуха сидит под окошком, на чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись…Поклонись…

- Ребята, кто узнал сказку, отрывок из которой я вам прочла? (ответы детей)

- Кто написал эту сказку? (ответы детей)

- Да, «Сказку о рыбаке и рыбке» написал Александр Сергеевич Пушкин.

Это великий русский поэт.

(показ портрета А. С. Пушкина)

- Давным-давно, 217 лет тому назад в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года.

Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки. А саму Арину Родионовну он часто ласково называл «мамушкой». Когда Саша подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе. Я хочу вам сказать, что у Пушкина была большая семья: красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои стихи, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды он стрелялся на дуэли, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим.

Кто назовёт сказки, которые написал  А. С. Пушкин?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»«Сказка о золотом петушке»«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Динамическая пауза

(Игра с мячом «Назови героев сказок Пушкина»)

Литературная викторина

1. Из какой сказки Пушкина этот отрывок?

В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да, орешки всё грызёт,

А орешки не простые

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2. Как начинает  А. С. Пушкин «Сказку о царе Салтане?

(Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. // «Кабы я была царица, говорит одна девица)

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

(Жил старик со своею старухой // У самого синего моря)

4. Что кричал Золотой петушок, когда приближался враг?

(Кири-ку-ку. // Царствуй, лёжа на боку)

5. Из какой сказки этот отрывок?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

6. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

(Свет мой, зеркальце, скажи // да всю правду доложи // Я ль на свете всех милей)

7. Из какой сказки этот отрывок?

Призадумался поп,

Стал себе почёсывать лоб.

Щёлк щелчку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось…

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

8. С какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

     (Смилуйся, государыня рыбка)

9. Какая сказка А. С. Пушкина начинается этими словами?

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя…

(«Сказка о Золотом петушке»)

Дидактическая игра «Третий - лишний»

(Воспитатель предлагает найти лишнюю картинку среди предметных картинок с персонажами сказок Пушкина и других авторов)

- Ребята, ваши ответы показали, что вы хорошо помните сказки А.С. Пушкина.  Но Александр Сергеевич был поэтом и писал не только сказки. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Любимым временем года Пушкина была осень.

И сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень»

(читает ребёнок)

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

- Ещё одно стихотворение Александра Сергеевича  «Волшебница-зима»

(читает ребёнок)

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

- Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)

- Что писал  А. С. Пушкин?

Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то что,  наш творческий вечер посвящённый  А. С. Пушкину  заканчивается, произведения  А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина в подготовительной к школе группе

Систематизировать и закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект НОД «Великий москвич – А.С. Пушкин!» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД «Великий  москвич – А.С. Пушкин!» в подготовительной к школе  группеЦель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина.Расширение кругозора.За...

Проект "Сказочный театр А.С.Пушкина" для подготовительной к школе группы

Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс.Задачи:1.  Создать  условия  для...

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Рассказ об А.С. Пушкине» в подготовительной к школе группе.

Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина, обращать их внимание  на выразительные средства языка используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность)....

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....