Творческий проект в старшей группе «Что такое синквейн? И как его составлять?»
проект по развитию речи (старшая группа)
Современная технология синквейн для развития речи старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.1.1.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Березка»
Творческий проект
в старшей группе
«Что такое синквейн? И как его составлять?»
Воспитатель: Бадлуева Ю.А.
п. Усть-Ордынский
2023 г.
Паспорт проекта
Тема проекта | Что такое синквейн? И как его составлять? |
Участники проекта | Дети старшей группы, родители, Воспитатели |
Вид проекта | творческий |
Дата реализации | Ноябрь 2023 года |
Идея (актуальность)проекта | В ходе проведенного мониторинга, бесед, наблюдений за детьми, мы отметили, что дети воспроизводят рассказ педагога с изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что дети повторяют только что услышанное. Поэтому нами было предложено детям поиграть в синквейн, Дети не знали этот метод, В ходе совместных обсуждений решили, что узнаем что это такое?и научимся его составлять. |
Цель проекта | создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста способности самостоятельно составлять и рассказывать синквейны |
Проблемный вопрос | Где найти информацию о синквейне? Как его составлять? Что нужно для синквейна? Где и кому можно продемонстрировать полученные умения? |
Задачи проекта для детей | • Расширить словарь детей посредством знакомства их со значением слова синквейн; • развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой. • способствовать обогащению знаний у детей старшего дошкольного возраста о составлении нерифмованного стихотворения с помощью просмотра графической схемы синквейна и через знакомство с условными обозначениями слов для составления синквейна; • воспитывать умение у детей культурно излагать свои мысли через составление и рассказывание синквейнов |
Задачи проекта для педагогов | Систематизировать и обогащать словарный запас детей старшего возраста по изучаемым лексическим темам; Активизировать познавательную деятельность дошкольников; Формировать предпосылки поисковой деятельности; Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение детей. Разработать наглядный алгоритм составления синквейна; Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности. |
Задачи проекта для родителей | Познакомиться с методом «Синквейн», её значением на формирование у детей всех компонентов речи; Повысить уровень знаний и практических умений по данному вопросу с использованием печатных источников, телевидения и интернета; Научиться составлять синквейн. |
Продукт проекта | Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми. |
Итоги проекта | Демонстрация практических умений составлять синквейн в образовательной деятельности по речевому развитию. |
Реализация проекта
Дата | Мероприятия с детьми | Работа педагога | Работа с родителями | результаты |
1 неделя ноября | 1.Знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение». 2.Знакомство детей со значением слова синквейн (слово «синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». 3.Знакомство детей с правилами его составления: - 1строчка - одно существительное (Кто? Что?); - 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное (Какой? Какая? Какое? Какие?); - 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного (Что делает? Что делают?); - 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное (Что ты думаешь об этом предмете? Как ты относишься к этому предмету?); - 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному (Кто? Что? Назови одним словом). | Составление картотеки дидактических игр и упражнений. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. 2.Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое» Дидактические игры и упражнения: - «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)», - «Подбери слово» (синоним), - «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия), -«Покажи картинку-символ» (живое существо – неживой предмет) - «Какой он? Какая она? Какое оно?» (признаки предмета) -«Опиши предмет» (слова-предметы, слова-признаки) | Поиск с использованием печатных источников, телевидения и интернета о том, что такое синквейн | Дети познакомились с понятием «синквейн», с правилами его составления. Педагоги вместе с детьми составили план реализации проекта. Родители совместно с детьми нашли информацию о синквейне. |
2 неделя ноября | 4.Знакомство детей с наглядно-графической схемой составления синквейна. | 3.Составление памятки для родителей по составлению синквейна. - «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета), - «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета), - «Закончи предложение». Игра-соревнование между командами | 1. Привлечение родителей к составлению синквейнов в семье | Дети научились работать и составлять наглядно-графическую схему. Педагоги и родители умеют обсуждать и рисовать с детьми графические модели синквейна. |
3 неделя ноября | Рассказывание синквейнов детьми о объектах и предметах окружающего мира по лексическим темам в процессе групповых занятий и режимных моментов. Рисование иллюстраций к синквейнам. | Создание стендовой консультации для родителей на тему: «Влияние дидактической игры синквейна на уровень развития творческих способностей, мышления и речи». | Совместные игры с детьми дома «Кто больше придумает синквейнов». Совместная продуктивная деятельность – рисование иллюстраций к синквейнам. | Дети умеют рассказывать об объектах и предметах окружающего мира с помощью синквейна. Умеют делать зарисовки к синквейну. |
4 неделя ноября | Составление и защита сборника синквейнов, иллюстрированного детьми. | Педагог готовит детей к презентации, обсуждают и составляют детские иллюстрации в сборник. | Родители оказывают помощь в составлении сборника, обсуждают с детьми оформление. | Дети умеют презентовать свою работу |
Методическое обеспечение
1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968.
6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2011 г.
8. Современные технологии дошкольного образования/ Лариса Круглова.- Москва, 2022. – 224 с.: цв.ил.
Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
• «слова-предметы»
• «слова-предметы неживые»
• «слова-предметы живые»
• «слова-признаки»
• «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а)?
4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)
5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
7. коррекция и совершенствование готового синквейна;
8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Правила составления синквейна:
• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.
1. «Подбери слово» (подбор синонимов).
Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
2. «Узнай предмет по описанию»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают : Береза.
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
3. Игровое упражнение «Кто как ест?»
Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.
Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.)
Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
4. «Придумай загадку»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.
5. «Магазин»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).
6. «Слова – друзья»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов
Ход игры: Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: развивать образное мышление.
Ход игры: взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на
8. Игровое упражнение «Новые слова»
Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.
Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
9. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)
Цель: активизировать словарный запас.
Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические , бумажные, пластмассовые и т.д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»
Актуальная значимость проекта: Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Новог...
Познавательно - творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год"
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его тра...
Познавательно - творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
краткосрочный проект "Новый год"...
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Что такое Новый год?»
Познавательно – творческий проект...
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»
Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представлени...
Познавательно-творческий проект старшая группа «Что такое Новый год?»
Цель: Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе. Задачи: 1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России.2. Познакомить детей с обычаями и трад...
Познавательно-творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...