НОД по развитию речи у старших дошкольников "Мы-журналисты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: создание социальной ситуации развития речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».
Задачи:
- Формировать умение у детей произвольно строить предложения разной грамматической структуры, составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи».
- Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
- Закрепить умение образовывать одноструктурные наименования, формы существительных родительного падежа множественного числа, подбирать обобщающие наименования.
- Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей. Закрепить и уточнить правильное произношение звуков р, л.
- Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_my_-zhurnalisty.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
«Мы — журналисты»
Цель: создание социальной ситуации развития речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».
Задачи:
- Формировать умение у детей произвольно строить предложения разной грамматической структуры, составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи».
- Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
- Закрепить умение образовывать одноструктурные наименования, формы существительных родительного падежа множественного числа, подбирать обобщающие наименования.
- Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей. Закрепить и уточнить правильное произношение звуков р, л.
- Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, любознательность.
Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии из жизни детей в детском саду (8—10). Подборка газет и журналов. Зеленые, желтые, синие и красные карточки с заданиями и картинками. Фишки. Цветные стикеры. Клубочки ниток.
Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу и демонстрирует подборку журналов и газет. Рассматривает их с детьми. Напоминает, что дети уже знают, кто пишет статьи в журналы и газеты.
Обобщает высказывания. В газетах и журналах рассказывается о жизни, о сегодняшних событиях. Заметки пишут журналисты, корреспонденты, читатели.
Ребята, а вы хотели бы стать корреспондентами? Тогда о каких событиях из нашей жизни в детском саду вы хотели бы написать заметку? Что вас больше всего удивило в этом году? Обрадовало, запомнилось? (Высказывания детей из личного опыта.)
Ребята, подскажите, как можно сохранить ваши воспоминания? Воспитатель подводит детей, что можно записать рассказы.
Давайте об этом напишем в статью.
Но прежде, чем мы приступим к написанию статьи, скажите, что необходимо журналисту, чтобы получилось правильно написать статью? (высказывания детей) Правильно, нужно знать, как правильно произносить и писать слова.
Итак, давайте проверим, на сколько хорошо мы знаем родной язык. Для этого нам необходимо объединиться в две команды, мы сможем сделать это разными способами. (Дети предлагают способы объединения в команды). Выберите себе капитана и название команды.
Воспитатель: Вы ребята, не стесняйтесь
И давайте представляйтесь!
Упражнение «Клубочек»
Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Молодцы!
Первое задание. «Доскажи словечко». Разыгрываются зеленые и желтые карточки. (На обороте карточек написаны вопросы.) Капитаны назначают игроков, которые вытаскивают карточки. За каждый правильный ответ — фишка.
Желтые карточки содержат вопросы типа:
1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).
3. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).
4. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)
Зеленые карточки содержат вопросы типа:
- Кто, когда придёте в садик,
По головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
Если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
Даст вам пластилин и краски,
Рисовать, лепить научит,
Ложки раздавать поручит? (воспитатель) - Каждый день она приходит,
Живот и горлышко нам смотрит.
Прививки ставит иногда,
Чтоб не болела детвора.
А разболелся вдруг живот, иль заболела голова,
На помощь тут же к нам придёт,
В халате белом… (Медсестра). - Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (повар)
- Чтоб постель и полотенца
Были чистыми всегда.
С порошком вода кружится –
Потрудилась здесь она. (прачка)
Второе задание. «Измени слово». Используются красные карточки (на обороте картинки: матрёшка, мяч, самолет, пирамидка, кукла, машина). Одина — матрёшка, много — ... (матрёшек). Одна — кукла, много ... (кукол). Один — самолёт, много... (самолётов). Один — мяч, много... (мячей). Одна — пирамидка, много ... (пирамидок). Одна — машина, много ... (машин).
Физкультминутка (закрепление звука л)
Жили-были сто ребят, сжимаем и разжимаем кулачки
Все ходили в детский сад, шагаем, высоко поднимая колени
Все садились за обед садимся на корточки
И съедали сто котлет, движения воображаемой вилкой
А потом ложились спать — сложенные ладошки по щекой
Начинай считать опять. хлопаем в ладоши
Третье задание. «Назови одним словом», «Скажи по-другому». Даются синие карточки. (На обороте синих карточек по несколько картинок: 1) шляпа, кепка, берет… (головные уборы); 2) платье, брюки, пальто, юбка… (одежда); 3) ботинки, кроссовки, босоножки… (обувь); 4) куклы, мячи, паровозы, кубики… (игрушки).
Четвертый тур игры предполагает задания всем участникам – чья команда правильно и дружно произнесет чистоговорку (закрепление звука р ):
Ра-ра-ра-ра- поиграть, друзья, пора.
Ру-ру-ру-ру – вместе выберем игру.
Ры-ры-ры-ры - мы не можем без игры.
За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Далее смотрят, у какой команды больше фишек.
-Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Думаю, что у нас получится написать замечательную статью. Для того чтобы ее написать, я принесла вам фотографии из нашей жизни в детском саду. Воспитатель с детьми рассматривает фотографии из жизни детского сада (экскурсии и прогулки). Эти фотографии каждая команда берет себе в зависимости от темы (прогулка или экскурсия). Дети совместно (в команде) составляют рассказ по фотографиям). Далее команды представляют свой рассказ - статью, сопровождая его фотографиями (наклеивают на ватман, оформляя стенгазету).
Ребята, кто будет статью записывать? (высказывания детей)
Как мы назовем статью? (Предложения детей.)
Воспитатель выслушивает предложения детей, и вместе выбирают наиболее подходящее название. Далее педагог предлагает начать заметку словами: «Мы ходим в детский сад. У нас много интересных дел», а завершить ее словами: «Мы любим наш детский сад».
Далее занятие переходит в свободную деятельность- дети оформляют стенгазеты о жизни их группы в этом году «Мы выросли» с помощью изобразительной деятельности (рисование, аппликация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...