«Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
план-конспект занятия по развитию речи
Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 171.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с №22)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Формирование звуковой культуры речи с детьми подготовительной к школе группы
Подготовила: Макаренкова Вера Олеговна
воспитатель первой квалификационной категории
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Задачи. Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь.
И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.
Словарная работа: зычный, сазан, фазан, казан.
Материалы: картинка Белоснежка, фишки, карточки для выполнения звукового анализа слов, синие и зелёные карандаши, карточки с изображением предметов со звуками «з-зь».
Начало НОД.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
- Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
Основная часть.
1.Игровое упражнение «Выполняй – не зевай».
-Отгадайте загадку:
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
О чём эта загадка? Что есть во всех этих словах? Звук «З». Послушайте внимательно слова: зима, золото. Одинаково в них произносится звук «З»? Чем отличаются эти звуки?
Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко - казан – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
- Ребята, а что такое «казан»? Это традиционный литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд. Округлой форма казана сделана для того, чтобы он опускался в очаг и пламя нагревало не только дно (как это происходит у посуды с плоским дном), а всю его поверхность, имеющую сферическую форму. Содержимое такой посуды нагревается быстрее и дольше остаётся горячим, позволяя существенно сберегать топливо. Крышка казана обычно делается из деревянных досок, что также способствует энергосбережению.
2.Игровое упражнение «Расколдуй слово».
- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок. Суп – зуб. Сима – зима. Коса – коза. Роса – роза. Сев – Зев.
3. Физминутка.
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)
4. Игровое упражнение «Найди домик».
- А теперь послушайте ещё слова: снег – обсыпал – кисти – распустились. Какой звук встречается во всех этих словах? Звук «с» очень любит играть в прятки. Хотите его поискать? Тогда слушайте внимательно слова и кладите фишку на то окошечко в карточке, где спрятался звук «с».
- Эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
5.Игра «Найди слово».
- Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.
Варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки.
6.Игра «Я – вам, вы – мне».
Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша.
7.Самостоятельная работа на карточках.
-И ещё одно задание: на карточках нарисованы картинки. Вам нужно возле каждого изображения нарисовать кружок. Если слышится мягкий звук «зь», то нарисовать зелёный кружок, а если слышится твёрдый звук «з», то – синий кружок.
Сколько нарисовали зелёных кружков? Почему?
Итог НОД.
-Молодцы, со всеми заданиями справились! Белоснежка благодарит вас и прощается до новых встреч.
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие задания гномов выполняли? Какое задание было самым трудным? А какое самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...
Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...
Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.Задачи:Обучающие:1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные2...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....
Занятие по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"
Занятие по развитию речи Задачи: Совершенствовать слуховое понимание и восприятие детей. Учить определять порядок и количество слов в предложении...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....