Тематическое планирование по развитию речи с использованием конструктора Лего.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Тематическое планирование по развитию связной речи с использованием конструктора Лего. Материал для использования как для воспитателей, так и для логопедов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Месяц | Лексическая тема | Содержание работы |
сентябрь | «День знаний» | Конструирование «Школа» -формирование умения выполнять постройку согласно заданной схеме. Игра «Ты – моя частичка».Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч со словами – я дом, ты - моя частичка. Кто ты? (Стена, крыша, окно, лифт, балкон, дверь, лестница, квартира, подъезд). Игра «Играем в школу» -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «»Как провел лето» | Конструирование по замыслу (по выбору детей) -развитие способности детей к наглядному моделированию через - конструктор. -учить детей строить из лего конструктора по схемам (песочница, цветочная полянка и т.д.) - закреплять признаки лета, летние забавы -развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «Моя подружка – Оренбургская осень» | Конструирование «Осенний лес» -Закреплять умение строить лесные деревья; -Учить отличать деревья друг от друга; -Закреплять названия деталей и цвет. Осень пришла» «Найди постройку» - развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
сентябрь | «Осенние подарки» | Конструирование «Корзина овощей» - Обогащение и совершенствование представлений детей об овощах, через конструктивную деятельность. - Развивать умение детей строить овощи с учетом способов крепления деталей, правильной последовательности действий. - развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Фрукты» (труд людей в садах) | Конструирование фруктов продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.); - формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках; - развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Насекомые и пауки» | Конструирование «Бабочки» по схеме - Ознакомить детей с различными видами бабочек. Освоение навыков выкладывания плавных контуров бабочки. Развивать чувство симметрии. -развивать память, внимание, воображение, пространственное ориентирование, использовать дополнительные детали при обыгрывании, развивать коммуникативные навыки. - развивать связную речь, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
октябрь | «Лес наше богатство» | Конструирование «Грибная полянка» Выделять основные части постройки, определять их назначение; - Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной); - Закреплять умения анализировать готовую постройку; - Развивать активное внимание тонкой моторики рук; - Учить составлять и отгадывать загадки. «Грибная корзинка» -совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду; -учить пользоваться в речи словами: съедобный- несъедобный; -развивать внимание, память, устную речь. «Лего на голове» - развивать ловкость, координацию движения. |
октябрь | «Дикие животные наши лесов» (Бузулукский бор) | «Лесные обитатели» - обогатить знания детей о животных Оренбургской области; - вспомнить строение животных и переменах в жизни в осенний период; - учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего – картотеку; - продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки д/и «На каждую загадку – четыре отгадки» - развивать нестандартный взгляд на обычные вещи; - учить отгадывать загадки; - развивать творческое мышления и скорость мышления Игра – соревнование «А ну-ка, собери» - учить собирать модели по карточкам; - учить доводить до конца начатое дело; - мотивировать на создание собственных моделей |
ноябрь | «Домашние животные» | «Животные на ферме» (лошадь) -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. «Дорога в деревню» «Найди детеныша» «Домашние животные» - закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности. «На ферме» - развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части; - развивать фантазию, творчество. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
ноябрь | Улетают, улетели. | «Перелётные птицы» - повторить строение птицы; - продолжать учить создавать конструкцию по замыслу; - учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей Игра «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогая друг другу; - развивать интерес, внимание; - закрепить умение строить птиц д/и «Построй птицу по описанию» (воспроизведение модели по указанию педагога) - закрепить умение моделировать Творческое задание «Строим дом для птиц» - закрепить знания о разных видах птичьих «домов»; - побуждать детей к воплощению этих «домов» из ЛЕГО - ДАКТА |
ноябрь | «Одежда, обувь, головные уборы» | «Построим фургон для доставки обуви в магазины» - Ознакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов; -Определить конструктивные особенности машин – фургонов; -Обучить выделению внутреннего пространства; - Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате; - Развивать конструктивное воображение. «Чья обувь» -развивать умение подбирать обувь, которую носят мужчины, дети, женщины. «Найди деталь такую же, как на карточке» -закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло". |
ноябрь | «Мы славим женщину – чье имя мать» | Конструирование «Мамы бывают разные» (по замыслу) - учить создавать из конструктора фигуры людей; - учить моделировать образцы в соответствии со своим замыслом; - учить соединять детали различными способами; - продолжать учить сочинять загадки д/и «ЛЕГО подарки» - развивать интерес к игре и внимание д/и «Чем мы похожи» - развивать ассоциативное мышлении; - развивать умение находить связь между непохожими предметами; - учить работать в коллективе -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
ноябрь | «Человек – это звучит гордо» | «Я и мое тело» «Жил на свете один человечек» (постройка из деталей конструктора LEGO DASTA крылечка и фигуры человечка) -Ознакомить детей с конструктором LEGO DASTA; -Обучить построению ступенчатой крыши над крылечком; -Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка. «Части тела» -формировать представления воспитанников о строении своего тела «Чья команда быстрее построит» -учимся строить в команде, помогать друг другу; -развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. -составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Щеголиха в белой разлетайке» | «Конструирование по замыслу» Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки. «Чья команда быстрее построит» - учить строить в команде, помогать друг другу, развивать интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику рук. «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Зимующие птицы» | «Кормушка для птиц» - Закреплять навыки строить по схемам; - Учить строить кормушку из лего-конструктора; -Распределять детали лего-конструктора правильно. «Найди такую же деталь как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктор; - рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах; - закрепить знания детей, развивать внимание. «Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие мелкой моторики рук «Самая теплая и прочная кормушка» - закрепить навык конструирования птиц; -воспитывать доброжелательное отношение к природе. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
декабрь | «Посуда» | «Шкаф для посуды» Развивать умение анализировать образец постройки, изображенный на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; -Развивать умение работать по образцу. - развивать связную речь |
декабрь | «Новый год» | «Новогодние игрушки» -Развивать фантазию и воображение детей; -Закреплять навык скрепления деталей; -Учит строить более сложную постройку, развитие связной речи, составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. «Фантазеры» - развивать фантазию, воображение. «Зимний праздник –Новый год» - рассматривание фотографий, картин, иллюстраций; - рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран. «Новогодний хоровод» |
январь | «Транспорт» | «Моя улица» - закреплять навык конструирования улицы (дорогу, светофор, дома) - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы. Рассказ об улицах. «Светофор» - закреплять значения сигналов светофора; - развивать внимание память. «Найди такую же деталь, как на карточке» - закреплять названия деталей лего-конструктора. |
январь | «Профессии» | «Строим сказки о профессиях» - развитие речи и познавательной активности дошкольников с помощью конструктора «Построй свои истории», DUPLA - Активизировать речь детей по средствам вовлечения их в разговор на определенную тему; - Пополнять активный словарь детей; - Формировать грамматический строй речи: отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными; упражнять в подборе глаголов к существительным; -Способствовать развитию связной речи: составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
январь | «Труд на селе зимой» | Конструирование «Теплица», «Ферма», Гараж для трактора» -Познакомить с работой сельчан, фермеров на селе зимой. -Уточнить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда зимой на селе. -Познакомить с процессом снегозадержания на полях, с работой тепличниц. Активно использовать словарь по теме (телятница, механизатор, тракторист, доярка, свинарка, тепличница, снегозадержание и т.д.) упражнять в употреблении существительных (домашних животных и их детенышей) в родительном падеже множественного числа. ----Развивать умения словообразования, упражнять в делении слов на слоги. Развивать общей и мелкой моторики. Развивать внимание, память. |
февраль | «Животный мир Севера» | Конструирование «Животные Севера» (по схеме) - Учить детей индивидуальному и совместному конструированию, закрепить представления о животных Севера. - Развивать познавательный интерес к жизни животных севера; - Закрепить представления детей о строительных деталях, их свойствах. - Формировать у детей представление о животных Севера (северный олень, белый медведь, морж, их внешнем виде, образе жизни и повадках. -Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. |
февраль | Животные жарких стран | «Крокодил» Упражнять детей в творческом рассказывании; последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Учить правильно соединять детали, анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. Учить строить по предложенной схеме, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию; вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию |
февраль | «Мебель» | «Мебель для нового дома» - уточнять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; использовании ее человеком. Учить различать и называть детали мебели. Формировать обобщающее понятие «Мебель». - Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик. Учить согласовывать существительные с прилагательными. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
февраль | «Наша Армия» | «Военная техника из лего» Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой - Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. «Кто быстрее?» - развивать быстроту, внимание координацию движений. «Самолеты» «Военная техника» - познакомить детей с военной техникой. «Мы - солдаты» - воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию; - развивать память, воображение. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
февраль | «Комнатные растения» | «На окне растет цветок» - повторить названия комнатных цветущих растений, - вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями; - повторить строение цветка; - учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку д/и «Каждому кирпичику свой цветок» - учить соотносить оттенки цветка с цветом кирпичика; - Творческое задание «Построй цветок по описанию» - развивать творческое воображение; - учить реализовывать конструктивные навыки Игровая ситуация «Узнай цветок по соцветию» - знакомить с работами своих товарищей - развивать творческое воображение «Цветочная клумба» - закрепить навык строения по схеме; - закрепить умение работать в команде. |
март | Ранняя весна. Мамин праздник | «Первый весенний цветок» - продолжать учить создавать конструкцию на плоскости; -учить анализировать объект: повторить строение цветка; - учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал Творческое задание «Букет для мам» - закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию д/и «Чей лепесток» - закреплять знания о строении цветка; - расширять кругозор, знакомить с названиями цветов - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
март | «Весенние сельхоз.работы» | «Ферма» - Закрепить умение строить объёмные конструкции; - Закрепить умения строить по схеме к конструктору; - Закрепить желание работать в коллективе; «Большая уборка» - закреплять знания и представления детей о труде взрослых; - развивать крупную моторику рук; «Посади репку» - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание и память. «Путешествие в деревню» - закрепить умения строить объемные конструкции; - развивать мелкую моторику; - закрепить умение работать в команде. |
март | «Птицы возвращаются» | Конструирование «Встречаем птиц» -расширять знания детей о первых признаках весны. Вспомнить названия перелётных птиц; - Вспомнить схему строения птицы; развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений. - развитие связной речи |
март | «Дом, в котором мы живем» | Конструирование «Дома такие разные» (по условиям) - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов DUCTO; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО- ДАКТА; Строительная игра «На улицах нашего города» - учить самостоятельно создавать постройки и обыгрывать их Творческое задание «Город будущего» - развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | «Наш город Оренбург» | Конструирование по замыслу «Строим дом» - учить строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна) - учить сочинять загадки д/и «Запомни расположение» - развивать внимание, память д/и «На каждую загадку – четыре отгадки»,2 часть - развивать кратковременную слуховую и зрительную память; - учить логически выстраивать словесную цепочку - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | Космос (12 апреля) | «Ракета» Уточнить представления детей о космосе и о различных летательных аппаратах, развивать фонематический слух; совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей; учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
апрель | «Наша Родина - Россия ». Символы России. | Конструирование «Флаг», « Русский кремль» - Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор. Знакомство с профессией «Архитектор», обогащать словарь детей. - Ознакомить детей с оборонительными сооружениями старых городов. Главными функциональными частями кремлевских стен. Учить анализировать постройку. |
апрель | «Хоровод дружбы» (Казахстан, Индия, Китай, Башкортостан) | «Мы едем, едем, едем…» - Закрепить умение строить объёмные конструкции; - Вспомнить основные виды городского транспорта; - Строение городского транспорта. «Трамвайчик» - закрепить умение строить объёмные конструкции. д/и «Запомни расположение» - развивать внимание, память - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
май | День Победы! | «Вечный огонь» -Закрепить способности детей конструировать предметные постройки. -Закрепить умение строить по замыслу, учитывая способы крепления деталей; умение выбирать правильную последовательность действий. Расширить представление детей о современной военной технике и технике прошлых военных лет; уточнить знания о празднике 9 Мая. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. |
май | «Аквариумные рыбки» | «Рыбка плавает в водичке» (по замыслу) Познакомить с названиями аквариумных рыб; - Познакомить со строением рыб; - Продолжать учить строить по образцу; «Рыбалка» - развивать мелкую моторику рук; - развивать внимание, память; - закреплять знание названий аквариумных и речных рыб; «Мой аквариум» - развивать умение представлять свою поделку: - способствовать развитию речи. «Аквариум» - вспомнить схему строения рыб; - развивать творческие способности; - закрепить навык конструирования по замыслу. |
май | «Мы читаем Чуковского» | «Строим сказку» -Совершенствовать навыки обобщенного восприятия и анализа графического изображения конструкций. Содействовать овладению детьми нового способа конструирования из лего-материала - по схеме. Учить узнавать на схеме детали конструктора, части конструкции, самостоятельно определять порядок создания конструкции. Содействовать совершенствованию конструктивных умений . Развивать творческие способности. Стимулировать игровую активность детей, побуждать к обыгрыванию конструкций на основе сюжета знакомой сказки. - составлять небольшой описательный рассказ о своей постройке; обозначать свои действия словами. Д/и «Что сначала, что потом?» Д/и «Объединим постройки» |
май | «Лето» | «Живые цветы» познакомить детей с разнообразием бабочек и их строением; - учить строить симметричные изображения на плоскости; - продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт д/и «Замени деталь» - учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими Творческое задание « Делай, как я» - закрепить элементарные знания о симметрии; - учить строить симметричные плоскостные фигуры Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему, развивать логическое и пространственное мышление, навыки конструирования, творческий подход к выполнению задания, умение работать в команде и эффективно распределять обязанности, развивать мелкую моторику, воспитывать желание довести начатое дело до конца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по развитию речи в I младшей группе (По пособию Л.Н. Смирновой «Развитие речи у детей 2-3 лет»)
Тематическая таблица по циклам "Игрушки","Овощи,Фрукты и т.д....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...
Конспект игрового занятия на развитие речи с использованием оборудования ЛЕГО для детей подготовительной к школе группы «Я – будущий первоклассник»
Цель. Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в зв...
Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.
Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....
Тематическое планирование по развитию речи в 1-й младшей группе (для детей с ОВЗ - возраст развития 2 - 3 года).
Содержание материала будет интересно широкой аудитории педагогов, занимающихся над развитием и коррекцией речи детей данного возраста и детей, имеющих отставание от нормы. В плане отражены темат...
Занятие по развитие речи с использование конструктора ТИКО.
В работе с детьми использую конструктор нового поколения ТИКО «Грамматика». ТИКО - это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения, состоит из пластмассовых квадратов, на которых изо...