Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:
из опыта работы
«ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?»
Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad.docx | 709.44 КБ |
Предварительный просмотр:
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:
из опыта работы
«ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?»
Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста
Материал подготовила
воспитатель
Булгарина Мария Владимировна
Речь — одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Я связала свой путь профессионального развития с этой темой, когда начала работать воспитателем средней группы (с дошкольниками 4-5-х лет).
Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. В ходе моих наблюдений за детьми в первые дни работы выяснилось, что лишь 18% детей группы к трем годам имеют высокий уровень речевого развития; у 10% детей группы был выявлен средний уровень развития речи, у 60% - ниже среднего и 2 % детей группы охарактеризованы как не говорящие, способные произносить лишь некоторые слоги.
При этом их пассивный словарный запас, т.е. слова, которые они понимают, но не произносят был достаточно высоким. В связи с этим развитие речи – стало одним из важнейших направлений моей педагогической деятельности.
Ребенок, рождаясь, застает «готовый» язык. Его собственная речь формируется в процессе общения и освоения норм языка. Взрослые должны активно приобщать ребенка к существующему в данном обществе языку, руководить его языковым развитием. В младшем дошкольном возрасте овладение речью является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного развития детей. И чем раньше мы начнем работу по развитию речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться ею в дальнейшем. Пассивный словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование невозможно без речевой практики с непосредственным участием взрослых людей.
Самое важное в речевом общении — сообщить какую-то мысль собеседнику, в этом случае язык — средство сообщения, регуляции поведения. Это первая функция языка — коммуникативная. Вторая функция языка — быть средством, орудием познания. Язык является и формой существования общественно-исторического опыта человечества, и средством овладения этим опытом отдельным человеком. Третья функция языка — быть орудием интеллектуальной деятельности, решения мыслительных задач (планирующая функция). В речевом процессе могут проявляться эмоции, личный вкус в отборе языковых средств, поэтический слух. Это экспрессивная, эстетическая функция речи. Речи присуща и другая функция — номинативная, т. е. функция называния, наименования конкретных вещей и явлений действительности. Не секрет, что за последние несколько лет дети стали намного хуже разговаривать. Явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов.
В последнее время в нашу жизнь пришли такие явления, как низкий уровень разговорной культуры, распространение бульварной литературы, примитивная речь зарубежных мультфильмов, рекламы, сленговые и жаргонные выражения и прочая малокультурная лексика. Дети стали чаще употреблять в речи телевизионные штампы, фразы; все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т. д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. Исходя из этого все больше детей с нарушением речи, детей, которые испытывают затруднения в составлении описательных рассказов, образном рассказывании по картине и т.д.
Всё вышеперечисленное напрямую связано с формированием функциональной грамотности детей-дошкольников.
Давайте же разберёмся, что такое функциональная грамотность?
А функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И основными признаками функционально грамотной личности будет являться самостоятельность, способность к познанию и умение жить среди людей, способность овладеть определёнными качествами и ключевыми компетенциями.
Одной из важнейших задач образования в предстоящем учебном году определено формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку в ФГОС ДО определена приоритетная стратегия - «Содействие становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Активный словарь дошкольника намного беднее его пассивного словаря. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточно сформирован механизм отбора слов. Задача педагога — совершенствовать механизм отбора слов у детей, вырабатывать все более тонкие дифференцировки (этому служат, например, упражнения «Кто быстрее скажет?», «Кто больше слов знает?», «Так или не так?», такие приемы, как предварительное обсуждение с детьми плана рассказа, содержания составляемого рассказа и т. д.).
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями; развитии способности у детей к овладению речевой компетентностью как основой формирования предпосылок функциональной грамотности.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности дошкольника (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность и т. д.).
Основообразующим в становлении всех видов функциональной грамотности являеися формирование грамматической стороны речи, которое идет по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация. Выработка стереотипа, тем более его замена, как известно, требуют многочисленных подкреплений. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения. Следовательно, воспитателю нужно быть терпеливым, настойчивым в своих педагогических усилиях.
Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает ребёнку приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Функциональная грамотность является средством раскрытия учебных навыков и умений дошкольников.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность познания;
- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- технология использования «проблемных ситуаций», это задача творческого характера, требующая большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения;
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ, синтез, классификация;
- технология оценки достижений дошкольников, позволяющая создать ситуацию успеха и мотивировать детей на развитие новых способностей.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. В руководстве развитием речи воспитатели опираются на данные детской психологии о сущности и значении активности ребенка, особенно в области мыслительной деятельности. Определяя содержание и пути развития речи дошкольников, мы используем данные детской психологии о возрастных и индивидуальных особенностях речи, об ориентировочных уровнях ее развития на каждом возрастном этапе. На начальном этапе формирования предпосылок функциональной грамотности, т.е. в дошкольном возрасте, главное – развивать умение каждого ребенка мыслить, рассуждать, искать решение разного рода задач и проблемных ситуаций, стремиться к самостоятельности и самодостаточности, к постоянному личностному развитию.
Примеры игр с детьми-дошкольниками на активизацию словаря и, как следствие развитие функциональной грамотности
«Хорошо-плохо», «Лето-зима», «Летит, плавает, ползает»
«Что кому?» : рыбка — червячок
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор
«Раз, два, три - лишний уходи»
Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)
«Небылицы»
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
«Сели мы на саночки»
Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение
«Да - нет»
Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
«Парные картинки»
Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует память
( дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица)
В своей
педагогической практике, кроме игровой развивающей технологии я использую технологию педагогического вопроса, т.к. считаю, что одним из главных инструментов развития речи, а как следствие и формирования функциональной грамотности, является умение отвечать на вопросы.
В беседах с детьми, анализе проблемных ситуаций, играх, наблюдениях, режимных моментах я использую шесть типов оценочных вопросов:
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причино-следственных связей.
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Как бы вы поступили…?»
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось, если бы…?
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему это – хорошо, а то – плохо?»
В процессе работы по развитию речи воспитатель не только формирует речевые умения ребенка, обогащает его знания об окружающем и словарь, но и проводит большую воспитательную работу в соответствии с задачами дошкольной педагогики: развивает мышление, умственные способности, формирует нравственные качества, эстетические представления и т. д. Язык выступает и как средство воспитания.
Примеры использования технологии педагогического вопроса
Деловая игра "Дай ответ, найди решение..."
(насколько мы сами соответствуем понятию
«функционально-грамотная личность?»)
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица россии - париж или минск?
Большое значение в становлении речи дошкольников имеет язык художественных произведений, речь воспитателя и всех окружающих, которая оказывают всестороннее воздействие на ребенка. В связи с этим в методике развития речи рассматриваются требования, предъявляемые к речи воспитателя, пути совершенствования речи персонала дошкольного учреждения, средства методического просвещения родителей воспитанников, т. е. общие вопросы педагогической пропаганды.
Ведь взрослость порой не означает самостоятельность и способность успешно функционировать в современном быстро развивающемся и меняющемся социуме. Часто для подростков, в том числе и для молодых родителей "взрослость" представляется как свобода, но они ещё не могут осознать, что во "взрослости" существует и ответственность. Процесс развития речи детей в детском саду должен представлять единство обучения и воспитания. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к обучению в школе. Поведение ребенка и человека в целом станет социальным, когда его взгляд перестанет фокусироваться на себе самом, а обратится на другое – на сверстника в сопереживании, на дело - в сосредоточенности на игре или занятии; на красоту мира, в растворении в музыке, танце, движении, созерцании природы.
В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно.
Очень важно с детства прививать ребёнку хороший вкус — к книгам, музыке, фильмам, играм. Вместе проводить время, уделять внимание культурному досугу. Если ребёнок будет слышать вокруг себя красивую и правильную речь, у него не возникнет желания опошлять её, а, наоборот, он будет стараться разговаривать так же.
И в первую очередь родителям и педагогам необходимо быть примером для ребёнка в плане речи: если мы сами разговариваем не пойми как, то что мы хотим услышать от малыша, который пока ещё только учится самостоятельности и стремится во всём нам подражать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Позитивная социализация в окружающем мире - как основа формирования предпосылок функциональной грамотности."
Позитивная социализация в окружающем мире - как основа формирования предпосылок функциональной грамотности. ...
Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»
Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...
Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения ...
Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...
Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...
Формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте
В статье рассмотрены основные понятия, методы и приемы, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности на этапе дошкольного детства....