Технология синквейна в речевом развитии
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое синквейн ? Кто ясно мыслит –тот ясно излагает. (Античная поговорка) Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна - один из способов частичного решения этих проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси , опиравшейся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение написанное в соответствии с определенными правилами. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо знакомые детям и обязательно показывать образец. Знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!
Правила составления синквейна Синквейн состоит из 5-ти строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово
Правила написания синквейна : Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идет речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя . Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Заяц 1.Заяц. 2.Серый, пушистый. 3.Скачет, прячется, боится. 4.Я жалею зайца. 5. Дикие животные.
Кукла 1.Кукла. 2.Красивая, любимая. 3.Стоит, сидит, улыбается. 4.Моя кукла самая красивая. 5.Игрушка.
Синквейн-загадка 1.? 2.Серый, колючий. 3.Фыркает, спит, сворачивается. 4.Мне нравится этот зверёк. 5.Лес.
Составить синквейн по теме «Семья» 1.Слово – предмет. 2.Слова – признаки (2). 3.Слова – действия (3). 4.Предложение по теме. 5.Синоним, ассоциация .
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников . В чём же его эффективность и значимость? Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовывать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн помогает развить речь и мышление.
Выводы о синквейне . Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать! Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов . По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В статье написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»
Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....
Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
. В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила её составления. Раскрыто зна...
Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста
УДК 373.21 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗ.Н. ИрезеповаДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)Аннотация. В статье обоснована ц...