Методическая разработка "Чтение стихотворений о весне. Дидактические игры."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Занятие по речевому развитию для детей старшей группы, направленное на приобщение детей к поэзии, активизацию и расширение словаря по теме "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Подготовила: воспитатель Тарапат И.В.
Образовательное направление: развитие речи.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Чтение стихотворений о весне. Дидактические игры».
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Программное содержание.
Цель занятия: продолжать приобщать детей к поэзии, расширять и активизировать словарь детей по теме «Весна».
Задачи.
Познавательное развитие:
- формировать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе,
- активизировать познавательную активность детей,
- учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и
последовательность явлений природы,
- развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие,
- закреплять названия весенних месяцев,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей,
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных слов,
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (давать полный ответ на вопрос, составлять простые распространенные предложения и сложноподчиненные предложения),
- формировать умение подбирать слова с противоположным значением.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание помогать друг другу, умение выслушивать ответы товарищей.
Физическое развитие:
- развивать физическую активность,
- развивать координацию речи с движением.
Художественно-эстетическое развитие:
- воспитывать эстетическое восприятие.
Методы работы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций, видеоматериалов);
- словесный (беседа, мотивация, рассказ воспитателя);
- поощрение, анализ деятельности;
- приемы здоровье сберегающих технологий: смена видов деятельности.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна. Приметы весны», наблюдения на прогулке, беседы по теме, чтение рассказов и стихов о весне, продуктивная деятельность по теме «Весна», разучивание физминутки «Солнышко, солнышко…», заучивание стихотворения О.Высотской «Разговор с весной».
Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки с изображением примет весны; солнечный зайчик, коробка с лучиками (12 штук), круг из желтого картона, презентация «Приметы весны», мяч, цветок в горшке.
Форма организации деятельности детей: групповая, индивидуальная.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети с воспитателем встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети с воспитателем идут по кругу.
Воспитатель читает стихотворение:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к нам месяц март.
Дети останавливаются.
Воспитатель: О каком времени года я прочитала стихотворение? (Ответы детей.) Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Дети садятся на стулья.
2.Основная часть.
Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о весне. Послушаем о ней стихи.
Воспитатель: Название какого весеннего месяца вы услышали в стихотворении? Какие другие весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)
Давайте дружно скажем и запомним: «Март, апрель, май – их не забывай».
Воспитатель: Да, ребята, весна долго к нам шла через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. (Воспитатель показывает картинку – образ весны.) Зима долго не хотела пускать весну, а весна спорила с зимой. Послушайте, как об этом написал русский поэт Федор Тютчев.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Воспитатель: О чем это стихотворение? Что зима делает в стихотворении? Почему она злится? Что ее рассердило? Как вы понимаете «зима хлопочет, ворчит»? Что значит «пуще шумит»? Чем весна может «шуметь»? (Ответы детей.)
Воспитатель: У весны есть помощник. (Воспитатель показывает детям солнечного зайчика.) Кто это?
Дети: солнечный зайчик.
Воспитатель: Он пришел к нам за помощью. Ему надо помочь прогнать зиму, чтобы она в этом году больше не возвращалась. Поможем? Одному зайчику не справиться, ему надо много помощников. У меня в коробке спрятались солнечные лучики. Давай поможем им выбраться.
На магнитной доске большой круг желтого цвета. По мере выполнения заданий дети по одному достают лучики из коробки и прикрепляют рядом с кругом, получится солнышко.
Воспитатель: Чтобы лучики смогли выбраться из коробки, надо выполнить несколько заданий.
Первое задание.
Воспитатель: Давайте вспомним приметы весны. Я буду вам помогать, показывать картинку-подсказку. А вы придумайте с этим словом предложение.
На экране телевизора по очереди появляются картинки: проталины, лед на реке, трава, листья на деревьях, солнце.
Например: солнце – Весной солнце начинает пригревать.
Второе задание. Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Я буду называть слово, а вы измените его так, чтобы оно стало ласковым. Весна любит добрые и ласковые слова.
Солнце - солнышко, сосулька - сосулечка, трава - травушка, почка – почечка, лист – листочек, облако – облачко, ветер – ветерок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое солнышко у нас получилось! Теперь зима точно испугается. Мы так славно потрудились, что пора нам отдохнуть.
Физкультминутка. Дети встают в круг.
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко!
Гори, гори ясно, (дети останавливаются, руки вверх)
Чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу друг за другом)
Прилетело сто грачей. (дети «летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (дети останавливаются, медленно приседают)
А цветочки подрастают. (дети тянутся вверх на цыпочках)
Воспитатель: Мы немного отдохнули, давайте вернемся на стульчики.
Воспитатель: Закончился месяц март. А сейчас наступил какой месяц? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Апрель».
Воспитатель читает стихотворение.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Какие еще приметы весны вы увидели в этом стихотворении? (Ответы детей.) Какое слово вам непонятно? (Валежник.) Как вы думаете, что это? (Воспитатель показывает иллюстрацию и объясняет значение слова, если возникнут затруднения.)
Воспитатель: Какой цветок распустился в стихотворении? Сейчас в апреле наступило время, когда стали появляться первые цветы. Вспомните, какие цветы мы видели во время прогулок? (Ответы детей.)
Воспитатель: А вы хотите, чтобы у нас в группе распустился цветок? Надо ему помочь.
Воспитатель показывает детям цветочный горшок, в котором есть стебель с листочками.
Игра «Договори предложение».
Воспитатель: Я начну предложение, а вы его закончите. Для этого надо вспомнить, что бывает весной. Нам надо постараться выполнить все задания, чтобы распустился наш цветок.
- Весной бегут ручьи, потому что…..
- Весной тает снег, потому что…..
- Весной становится теплее, потому что…..
- Весной возвращаются птицы, потому что…..
Воспитатель прикрепляет первый лепесток.
Воспитатель: Без солнца весна к нам не вернулась бы. Солнечные лучики хотят с вами поиграть.
Зрительная гимнастика:
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Воспитатель: Молодцы, легко справились с заданием.
Воспитатель прикрепляет второй лепесток.
Воспитатель: А сейчас поиграют мальчики.
Игра «Путаница».
На столе картинки с изображением примет разных времен года. Мальчики выбирают картинки с весенними приметами.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно.
Воспитатель прикрепляет третий лепесток.
Воспитатель: А сейчас посмотрим, какие у нас сообразительные девочки, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». Поможет нам мяч.
Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег чистый, а весной …(грязный).
- Зимой дни холодные, а весной …(теплые).
- Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная).
- Зимой день короткий, а весной …(длинный).
- Зимой небо низкое, а весной…(высокое).
Воспитатель: Молодцы, девочки! Правильно подобрали слова.
Воспитатель прикрепляет четвертый лепесток.
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам рассказ о весне. Послушайте внимательно и найдите ошибки.
Наступила весна. Стало холодно. Потекли ручейки. На пригорках пожелтела первая травка. Звери линяют – меняют свои зимние шубки на летние. Грустно щебечут птицы на деревьях.
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель прикрепляет пятый лепесток.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какой цветочек у нас вырос. Теперь уж точно зима испугается и улетит к себе на север, а мы будем радоваться весне.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать разговор с самой весной, хотите? Соня и Саша нам приготовили сюрприз.
Дети читают по ролям стихотворение О.Высотской «Разговор с весной».
Ну, весна, как дела?
У меня уборка.
Для чего тебе метла?
Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи?
Для уборки тоже.
Всё промою, просушу,
Вас на праздник приглашу!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: О каком времени года мы с вами говорили? Кто из вас любит весну? Почему вам нравится это время года? (Ответы детей.) Вы-молодцы! Справились с заданиями, дружно помогли весне. Зиме мы скажем до свидания!
Воспитатель: А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Впереди еще один весенний месяц. Какой? (Ответы детей.) Мы о нем обязательно будем говорить и читать стихи. Согласны?
Дети: Да!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».
КонспектОбразовательной деятельности в старшей группе по развитию речи«Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»....
Материал по лексической теме «Весна»: дидактические игры, упражнения, игры-эксперименты и т.д. (в средней группе для детей с ТНР)
Материал по текущей лексической теме «Весна» в средней группе для детей с ТНР.Материал подойдет педагогам, логопедам и родителям....
чтение стихотворений о весне, дидактическая игра «Угадай слово».
Цель: продолжать приобщать детей к поэзии, учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.Задачи: О -формировать представление о весне как периоде пробуждения природы (ПР); ...
«Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Дидактическая игра «Хорошо плохо».
laquo;Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Дидактическая игра «Хорошо плохо»....
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворения А.Плещеева В «Весна». Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Задачи: Образовательная:Формировать представления времени года весне;Познакомить детей со стихотворением А.Плещеева «Весна» Учить назы...
Занятие «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» Дидактическая игра «Хорошо плохо».
Развивать интересдетей к стихотворениям А. Барто. Продолжать учить разгадывать загадки. Продолжать учить читать стихотворение наизусть при минимальной помощи воспитателя.Продолжать раз...
Конспект НОД по речевому развитию во II младшей группе Тема: «Чтение стихотворения А.Н. Плещеева «Весна». Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Конспект НОД по речевому развитиюво II младшей группеТема: «Чтение стихотворенияА.Н. Плещеева «Весна». Дидактическая игра «Когда это бывает?»...