Открытое обучающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Машина будущего» (Составление рассказа по методу фокальных объектов) Образовательная область: речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Бабчук

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для этого на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1»

 дошкольное отделение №4

Открытое обучающее занятие для детей старшего дошкольного возраста                      по теме: «Машина будущего»                                                                           (Составление рассказа по методу фокальных объектов)

Образовательная область: речевое развитие.

Подготовил и провёл воспитатель

Бабчук Т.С.

г. Кудрово

Ноябрь 2022г

Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы.                                            Тема: «Машина будущего»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по теме «Транспорт».                                     Задачи:                                                                                                                                                          Образовательные задачи:                                                                                                                       1. Закрепить знания детей о транспорте.                                                                                                             2. Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный.                         3. Закреплять умение составления простого рассказа с применением метода фокальных объектов.                                                                                                                                         4.Закреплять умение составления логической цепочки появления наземного транспорта.

Развивающие задачи:                                                                                                                                      1. Активизировать и обогащать словарный запас по теме.                                                                                            2. Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой.                                                           3. Развивать умение составлять целое из частей.                                                                                                                                                                                                                           4. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.                                                5. Развивать у детей смекалку, сообразительность, умение соотносить движение с текстом.

Воспитательные задачи:                                                                                                       1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.                                               2.Воспитывать интерес к познавательным знаниям.                                                                3.Воспитывать усидчивость, стремление видеть конечный результат.

Интеграция областей: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Предварительная работа: беседы познавательного содержания, заучивание текста в режимных блоках, чтение художественной литературы, отгадывание и составление загадок, конструирование видов транспорта из пуговиц, камней марблс, пересказ текста, применение д/и.

Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Машина времени», д/и «От прошлого к настоящему», «Сосчитай», «Разрезные картинки», «Посмотри назови».

Ход НОД.                                                                                                                            1.Организационный момент. Слайд №1 - 2

В: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Как мы встречаем гостей? (Ответы детей)                                                                                                                                                   В: Верно. Надо поздороваться и показать, как начинаем мы с вами утро – с разминки. Слайд №3

«Неболейка» (М. Картушина)                                                                                                         Чтобы горло не болело, мы погладим его смело. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)                                                                                                                       Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.  (Указательными пальцами растирать крылья носа)                                                                                                                                            Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. (Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны)                                                                 Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело. (Разжать указательные и средние пальцы, растирать пальцами точки перед и за ушами)                                                                       Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга) 

В: Прекрасно. Теперь мы с вами готовы встречать еще одних гостей, которые идут к нам сегодня за помощью и советами. Будем внимательными, и напомним друг другу наши правила поведения.

Правила поведения                                                                                                                                        Ты сиди за партой ровно и веди себя достойно.                                                                                    Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать!                                                                            Если хочешь отвечать – надо руку поднимать.

В: Молодцы! (Звонок в дверь) Слайд №4                                                                                                                                            В: Кажется, наши гости уже пришли. (Открываем – Шпунтик и Винтик)                                                В: Это Шпунтик и Винтик – конструкторы из Солнечного города. У них проблема: решили друзья сделать машину будущего, а какой она должна быть – не знают. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)

В: Предлагаю вам рассказать о видах транспорта и показать их. Тогда мы сможем с нашими друзьями создать эту машину и поможет нам сегодня в этом «Волшебный экран». Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по стране «Транспортландия», мы станем … кем? (Пассажирами)

2.Основная часть.

  • В: В первый город этой страны мы отправимся наСлайд №5

Загадка:                                                                                                                                                      Пью бензин и масло ем, хоть не голодно совсем.                                                                                                            А без них я так болею, что поехать не сумею! (Машина)

«Машина»                                                                                                                                                       Би-би-би гудит машина. (ритмично постукивают кулачком одной руки о кулачок другой руки)                                                                                                                                                            Тук-тук-тук – мотор стучит. (ритмично хлопают в ладоши)                                                                 Едем, едем, едем, едем - он так громко говорит. (имитация руля)                                                     Шины трутся о дорогу: шу-шу-шу они шуршат. (потирают ладони друг о друга)                     Быстро крутятся колеса: та-та-та вперед спешат. («мельница», вытянуть руки – большой палец вперед)

В: Посмотрите, какой необычный транспорт передвигается по дороге. На какие группы его можно разделить? (Старинный и современный)                                                                         Давайте покажем Винтику и Шпунтику какой путь прошел транспорт, чтобы его назвали современным.

Д/и «От прошлого к настоящему»

  • В: Предлагаю проверить правильно ли вы выполнили задание. Слайд №6                  

Владик, расскажи нам о путешествии своего транспорта.                                                                       Как мы можем обобщить этот транспорт, к какому виду он относится? (Наземный).                                                                                                Молодцы! А мы отправляемся дальше.

  • Пересаживаемся в другой вид транспорта. (Выходят из – за столов и пересаживаются на стулья перед экраном)                                                                                    Во второй город можно попасть только на….Слайд №7

Загадка:                                                                                                                                                 С нею плавать очень просто, под рукою сбоку вёсла.

В чём на солнечном закате разрезаю речки скатерть? (Лодка)

Упражнения для щек и губ                                                                                                                 Кажется, начинается шторм!                                                                                                            «Шторм на море» Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.                                                                                                     «Гребем веслом» Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Упражнения для языка.                                                                                                         «Лодочка» Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Шторм прошел. Можно плыть дальше.                                                                                         «Лодочка качается на волнах» Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

В: Вот мы и прибыли. Обратите внимание – транспорт стоит каждый в своем ряду.                  Слайд №8                                                                                                                                                   Как мы можем его объединить, к какому виду он относится? (Водный)                                              В: Верно. Предлагаю вам сосчитать каждый их них. А для этого нам надо будет внимательно все рассмотреть. А помогут нам в этом наши глазки.

Зрительная гимнастика «Глазки»                                                                                                                  А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем, дружно вместе открываем.
Смело можем показать, как умеем мы моргать.
Посидите ровно, прямо и глаза закрой руками.

В: Даня, сосчитай какой транспорт стоит в первом ряду…….

Упражнение «Сосчитай»

  • В: Молодцы! Наше путешествие продолжается. Что же мы выберем? Слайд №9

Загадка:                                                                                                                                                                   Не коптит и не шумит, в небо высоко летит,                                                                                                                          Состоит из шарика и корзины маленькой! (Воздушный шар)

В: Какой это вид транспорта? (Воздушный)                                                                                 Согласна. Готовы отправиться в город воздушного транспорта? Занимайте места в корзине.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»                                                                                  Мы весело и дружно (дети маршируют)                                                                                                    Надуем шар воздушный. (делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик)                                                                                                                 Шарик яркий, шарик синий надуваем сильно-сильно (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),                                                                                                                                        Полетел наш шарик – «ОХ»!

В: Ребята, сегодня в этом городе проходит парад воздушного транспорта, и мы можем его рассмотреть и показать Винтику и Шпунтику. Лучше его будет видно в подзорную трубу. (Дети делают руками «Подзорную трубу») Какая техника участвует в параде? Слайд №10

- самолет, вертолёт, дирижабль, биплан, воздушный шар.                                                                                                                               - Управляют летчики и пилоты.

В: Молодцы! Справились с заданием. А нам пора возвращаться обратно в детский сад.  Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом),                                                                                                                                        Полетел наш шарик – «ОХ»!

  • В: Вот мы и вернулись. Напомните нашим гостям, какой вид транспорта мы видели? (Наземный, водный и воздушный)                                                      

В: Верно. Теперь мы можем сделать машину будущего. И эту задачу будете решать вы с помощью картинок подсказок. Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы, создаёте автомобиль будущего. Каким он будет?  Решать вам. Слайд №11

Игра «Изобретатели» с использованием Метода фокальных объектов.                                    

Метод фокальных (случайных) объектов — подход, позволяющий генерировать идеи и принимать решения, перенося свойства одного объекта на другой, выбранный произвольно. Направлена на развитие воображения и креативности.  Используя МФО, можно создавать действительно нестандартные, интересные решения.

На экране появляются мяч, перо лампочка.

Мяч.                                                                                                                                                            Вам нужно перенести качества мяча на автомобиль.                                                                                    -Вспомните, мяч какой? (круглый, резиновый, лёгкий)                                                                                                                              Что мяч может делать? (летает, скачет, не тонет (плавает)

- Теперь перенесите качества мяча на автомобиль. Каким он будет автомобиль будущего? (автомобиль круглой формы, резиновый - надувной, лёгкий - потому что из резины, надувной, летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки, не тонет, плавает, потому что из резины).

Примерный полученный результат:                                                                                               Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на воздушной подушке и может перелетать препятствия. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

В: Молодцы! Автомобиль будущего мы придумали. Чертеж у нас есть.  Слайд №12                                                Теперь осталось только его собрать.

Д/и «Разрезные картинки»

3.Заключительная часть. Слайд №13                                               

В: Ребята, мы сегодня с вами сделали много полезных и добрых дел. Пора прощаться с нашими гостями. (До свидания)                                                                                                                    Мне очень интересно узнать ваши впечатления о том, чем вы сегодня занимались.                              - О каких видах транспорта мы сегодня говорили?                                                                                         – Что мастерили?                                                                                                                                 - Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать и помогать Винтику и Шпунтику.

Если вам понравилось – улыбнитесь. А если нет – то огорчитесь. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гости к старичку Лесовичку». Образовательная область: «Познание».

Цель: Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с дикими животными, их отличительными особенностями; закреплять правила поведения в лесу.Задачи:ОО «Познание»: - воспитывать бережное отноше...

Конспект организованной образовательной деятельности Пересказ рассказа"Купание медвежат" подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельностиПересказ рассказа"Купание медвежат"подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект НОД на тему «В магазине игрушек». Cоставление описательных рассказов об игрушках по мнемосхеме. (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего - дошкольного возраста).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуа...

КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК». CОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ИГРУШКАХ ПО МНЕМОСХЕМЕ. (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).

Цель:  Закреплять умение детей работать с мнемосхемой. Учить составлять описательные рассказы об игрушках по образцу воспитателя.Задачи:Образовательные: Уточнение, активизация и актуализация слов...

Тема: «Как лиса за зайцем охотилась» Конспект ОД в образовательной области «Речевое развитие»

Цель: ФорЦель: Формирование умений составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы рассказывания.Задачи:Образовательные:1. Формировать умение придерживаться...

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад» Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре» Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи»

Тема: игра-драматизация сказки «Теремок на новый лад»Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Формирование диалогическойи монологической речи в режиссёрской игре...