Проект по теме: "Пальчики играют - речь нам развивают"
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект по теме: "Пальчики играют - речь нам развивают"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2024_2.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 32
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Утверждено
заведующим МАДОУ ЦРР д/с № 32
________________Дементьева Л.В.
ПЛАН ПРОЕКТА
по речевому развитию детей посредством совершенствования мелкой моторики рук в первой младшей группе общеразвивающей направленности «Колобок»
ПО ТЕМЕ: «Пальчики играют – речь нам развивают»
Разработчики проекта:
воспитатель группы
Капсомун Степанида Семеновна,
педагог-психолог
Лихачева Инна Борисовна
г. Кропоткин, 2024 год
Пояснительная записка
Актуальность проекта:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Проблема правильной речи сегодня особенно важна. Особенность не только в том, что ребенок знал, как можно больше, а в том, что умел применять полученные знания. Для этого овладение словом, речью является наиболее значимой и важной ступенью в развитии ребенка как личности. Научится грамматически правильно излагать свои мысли, красиво говорить, уметь выражать через речь свои эмоции, необходимо каждому в современном мире. Поэтому одной из важных задач является развитие речевой активности у дошкольников.
Тип проекта: долгосрочный, творческий, групповой.
Цели проекта: формирование активной речевой деятельности детей раннего возраста через формирование тонких движений пальцев рук.
Задачи проекта:
1. Проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми.
2. Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
4. Формировать звуковую культуру речи.
5. Расширять словарный запас.
6. Воспитывать потребность к речевому общению детей со сверстниками и со взрослыми.
7. Сформировать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
8. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме.
Объект: дети раннего дошкольного возраста.
Предмет: комплекс мер по организации процесса речевого развития через совершенствование мелкой моторики.
Гипотеза состоит в том, что систематическая и целенаправленная работа в области развития мелкой моторики рук будет способствовать улучшению речевого развития детей раннего дошкольного возраста.
Педагогические принципы реализации проекта:
-принцип гуманного отношение к ребенку, что позволяет обеспечит развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие личности ребенка, индивидуальных качеств;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-принцип речевого и психического развития детей;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов, и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-принцип постепенности подачи учебного материала;
-принцип активного привлечения ближайшего окружения в работе с ребенком.
Сроки реализации: с 15 февраля 2024 года по 27 апреля 2024 года.
Участники: воспитатель первой младшей группы общеразвивающей направленности «Колобок» Капсомун Степанида Семеновна, педагог-психолог Лихачева Инна Борисовна, родители, приглашенные педагоги детского сада.
Проект разработан с учетом возрастных особенностей детей. Возраст детей: 2-3 года. Продолжительность занятия: 10 минут. В занятия включены игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук посредством использования нестандартного оборудования, пальчиковые игры, элементы изо деятельности, игровой массаж, развитие графической моторики.
Ожидаемые результаты: развитая мелкая моторика у детей; дети умеют общаться, откликаются на предложения общения; умеют обратиться с просьбой, предложением к взрослым и сверстникам; увеличение количества детей, владеющих речью.
Этапы реализации проекта
1. Организационный (подготовительный):
- Определение целей и задач проекта.
- Подготовка информационного и наглядного материала для просвещения родителей.
- Изготовление наглядного материала для родителей (оформление стенда, буклеты)
- Определение тематики бесед.
- Подбор методического материала, изучение литературы.
- Подбор иллюстрационного материала по теме для детей (наглядность для занятий).
- Разработка конспектов занятий с детьми, памяток и буклетов для родителей и педагогов.
- Подготовка анкет для родителей.
- Разработка тематического плана проекта.
- Подготовка консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей.
2. Основной (реализация проекта)
Период | Мероприятия | ||||||
Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с воспитателями | Взаимодействие с родителями | |||||
Воспитатель | Педагог-психолог | ||||||
Февраль | 15.02.24 – 22.02.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Гармошка»; - Лепка «Пуговицы для платья»; - Игра с пуговками «Спрячь пуговку» | - Игра «Шарики и кубики»; - Дыхательное упражнение «Подуем на снежинку». | Составление картотек упражнений и игр для развития речи и мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста. | Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» (Капсомун С.С.) | ||
23.02.24 – 29.02.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Непоседа»; - Рисование «Мимоза»; - Игра с прищепками «Помоги ежику» | - Игра «Ориентировка в форме и цвете»; - Игра – подражание «Птичий двор». | Подготовка консультативной и стендовой информации, буклетов, памяток. | Родительское собрание на тему: «Основы речевого развития детей раннего возраста» (Капсомун С.С.) | |||
Март | 01.03.24 – 07.03.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Птичка»; - Показ пальчикового тетра «Теремок», «Репка»; - Игра с крупой «Ищем клад» | - Игра «Собери букет»; - Подвижная игра «Кот Васька». | Папка –передвижка «Развитие мелкой моторики и связной речи у детей раннего дошкольного возраста» | |||
11.03.24 – 15.03.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Игрушки»; - Лепка «Бусы»; - Игры с песком «Песочный дождик» | - Игра «Чудесный мешочек»; - Игра – подражание «Произношение гласных звуков». | Раздача памяток «Средства развития мелкой моторики» | Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой мускулатуры рук в домашних условиях» (Лихачева И.Б.) | |||
18.03.24 – 22.03.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Семья»; - Рисование «Бабочка»; - Игра «Шнуровка» | - Игра «Веселый кубик»; - Дыхательное упражнение «Плывет, плывет кораблик». | Размещение стендовой информации для педагогов «Значение мелкой моторики в развитии речи детей». | Размещение стендовой информации для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей». | |||
25.03.24 – 29.03.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Прятки»; - Показ пальчикового тетра «Курочка Ряба», «Колобок» - Игры с мячиками Су-Джок и резиновыми шариками | - Игра «Чудесная корзинка»; - Игра «Игрушки-шалуны». | Консультация для педагогов с демонстрацией презентации "Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста". (Капсомун С.С.) | Творческое задание «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками». | |||
Апрель | 01.04.24 – 05.04.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Деревья»; - Лепка «Гусеница» - Массаж рук с помощью карандашей; - Игры со счетными палочками «Составь по образцу» | - Игра «Где же наши ручки?»; - Подвижная игра «У медведя во бору». | Папка –передвижка «Виды пальчиковых игр» | |||
08.04.24 – 12.04.24г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Курочка»; - Рисование «Солнышко» - Игры с пирамидками, сортерами и вкладышами | - Игра «Компот для Белки»; - Игра «Солнышко и дождик». | Семинар- практикум для педагогов "Мелкая моторика рук, как фактор согласованной деятельности речевых зон". (Лихачева И.Б.) | Размещение стендовой информации для родителей «Игры с крупой, горохом, фасолью» | |||
15.04.24 – 19.04.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Сорока»; - Показ пальчикового театра «Колобок», «Кот, петух и лиса»; - Игры с цветными камешками | - Игра «Одень куклу; - Игра «Великаны и гномы». | Размещение стендовой информации для педагогов «Пальчиковые сенсорные дорожки для развития речи и мелкой моторики рук» | Раздача буклетов «Развиваем руку – развиваем речь» | |||
22.04.24 – 27.04.24 г. | - Разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»; - Лепка «Мухомор»; - Мозаика, пазлы, настольные игры на липучках, игры с крышками. | - Игра «Ощупай, угадай, назови»; - Подвижная игра «Слушай и выполняй». | Выставка фотографий - отчет «Мир на кончиках пальцев». |
3. Заключительный
-презентация проекта;
-сделать вывод об эффективности работы совместной воспитателей, психолога, родителей и детей.
-привести диагностику по развитию речи детей и определить динамику развития речи на данном этапе.
Список использованной литературы
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009.
- Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук». - Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010.
- Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012.
- Узорова О.В. Игры с пальчиками. - М.: Астрель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...
Проект Пальчики играют-речь ребенка развивают
проектная деятельность...
Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...
Проект "Пальчики играют-речь ребёнка развивают"
Развитие моторики-неотъемлемая часть общего развития ребёнка.Упражнения на моторику развивают речь, внимание, тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. И если уде...
Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»
Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений. ...
***Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"
Проект "Пальчики играют - речь ребенка развивают"Воспитатель: Тагашева Мария Витальевна...