Мини- Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Практическая направленность: активизация речевых и неречевых процессов у детей, развитие познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvukovaya_kultura_rechi.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мини- Проект «Развитие звуковой культуры речи

через дидактические игры и упражнения»

Подготовила и провела:

Воспитатель Тухватулина О.Н.

г. Калининград 2023г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (13.02.2023 – 17.02.2023 г.).

Участники: в воспитатель Тухватулина О.Н. дети и родители группы № 14.

Возраст детей-участников: 6-7  лет.

Практическая направленность: активизация речевых и неречевых процессов у детей, развитие познавательнойактивности.

Структура: игровая практическая деятельность. Доминирующая деятельность в проекте – игровые упражнения.

Актуальность:

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели.
Формирование грамматически, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важнейших задач в общей системе образовательной работы в детском саду и семье. 
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общении с окружающими, может понятно и связно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных (свистящие, шипящие, сонорные звуки). Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух. Таким образом, возникла необходимость в реализации проекта по развитию звуковой культуры речи.

Степень новизны:

- через использование дидактических игр, направленных на развитие речи;

- через использование словесных игр и упражнений.

Цель проекта:воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

- продолжить знакомство детей с понятиями «звук», «буква», «слово»
закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; 
-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, совершенствовать интонационную выразительность речи детей; 
- учить детей самостоятельно грамматически правильно строить свои высказывания.

Подготовительный этап

- подбор и систематизация игр и игровых упражнений, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок;

- подбор и изготовление дидактического материала для игр, карточки – символы;

- проведение консультаций для родителей  с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;

- проведение консультации "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей".

Основной этап.

Содержание работы

Цели

Участники

Понедельник 13февраля

Оформление картотеки загадок, стихов о транспорте, профессиях на транспорте.

Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Подвижные игры «Светофор», «Воробушки и автомобиль»

Игра на развитие ротового выдоха «Подуй на свечку»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Рассказать детям о правилах поведения на транспорте, учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки.

Развивать умение действовать по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Развитие силы выдоха.

Воспитатель, дети

Вторник 14 февраля

Открытое занятие-викторина «Транспорт» с использованием игрового пособия «Бабочка»

Артикуляционная гимнастика с использованием карточек-схем.

Закрепить знания детей по теме «Транспорт», развивать навыки фонематического восприятия, совершенствовать связную речь и грамматический строй речи.

Способствовать развитию речевого слуха.

Воспитатель дети

Среда  15 февраля

Дидактическая игра по развитию речи «Составь схему слова»

Беседа по картине «Улицы города»

Подготовка детей к обучению грамоте, развитие фонематического слуха, подготовка  к чтению.

Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения.

Воспитательдети

Четверг  16 февраля

Словесная игра «Назови профессию»

Упражнять детей в умении образовывать существительные при помощи суффиксов –щик, -тель, -ист.

Воспитатель, дети.

Пятница   17 февраля

Дидактические игры «Кто чем управляет?»

Дидактическая игра «Что в моей корзинке?»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Упражнять в умении употреблять существительные в форме творительного падежа; расширять знания детей о профессиях людей, работающих на транспорте.

Упражнять детей в делении слов на слоги, учить определять количество слогов в слове.

Закрепить и расширить представления детей о профессиях водителя и кондуктора, контролер.

Воспитатель, дети

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Консультации  на тему «Обучение дошкольников грамоте».

Памятка «Как учить стихотворение по мнемотаблице».

Консультация «Речевая готовность к школе».

Консультация "Значение дидактических игр и упражнений в развитии речи детей".

Взаимодействие с детьми.

Занятие-викторина «Что я знаю о транспорте?»

Ожидаемый результат:
- участие в проекте способствует формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения"

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения. Тема: «Транспорт»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»

воспитание звуковой культуры речи у дошкольников                посредством дидактических игр и упражнений....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....