Формирование звуковой культуры речи через театрализованные игры.
материал (средняя группа)

формирование звуковой культуры речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование звуковой культуры речи через театрализованные  игры.»

        Подготовили : Голубец С.Ю.

        Чибрикова Н.А.

Формирование звуковой культуры речи через театрализованные  игры.

Речь – это одна из важнейших линий развития ребенка.  Благодаря                          

родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности

общения с другими людьми. Полноценная речь детей является непременным

условием обучения в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в детском

саду следует уделять больше внимания, так как именно в этом возрасте она

наиболее гибка и податлива, а звуковая культура - одна из основных задач

развития речи дошкольника.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания

звуковой культуры речи являются театрализованная деятельность, которая является интересным, понятным и доступным для детей видом деятельности. Театрализованная деятельность имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленными на воспитание звуковой культуры речи ребенка через знакомство с ярким выразительным народным языком, знакомство с новыми словами и выражениями.                                               Театрализованная деятельность - это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Она решает задачи педагогического характера: воспитание звуковой культуры речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание .                           Значение театрализованной деятельности в формировании звуковой культуры речи  подчеркивалось в  работах и исследованиях:                                                                                                       Т. Н. Караманенко, А.П. Усовой, Д.В. Менджеритской, У. К. Карамазиной.

Реализуя цель формирования звуковой культуры речи детей в театрализованной игре, выделяем следующие задачи:

- развитие речевого слуха,

- обучение правильному звукопроизношению,

- овладение средствами звуковой выразительности

- выработка четкой дикции,

-формирование культуры речевого поведения.

Раскроем особенности содержания работы по развитию звуковой культуры речи через театрально-игровую деятельность в младшем дошкольном возрасте.

Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие.                   Текст читает педагог, лучше 2-3раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующем возникновению самостоятельности. Образец показывает взрослый, с этой целью проводятся игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным

произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.

Виды театрализованных игр, используемых чаще всего в нашей практике:

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались :улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик» и т.п.).

- Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

- Игра-импровизация  пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

-Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

- Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»). У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры -настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили- бом»).

Таким образом, процесс развития звуковой культуры речи у младших дошкольников средствами театрализованной деятельности будет эффективным, если для его организации:

– разработать технологию развития звуковой культуры речи у детей 3–4 лет средствами театрализованной деятельности;

– театрализованную деятельность детей насыщать материалом, значимым для усвоения звуковой культуры речи;

– организовать игровое пространство и определить время для театрализованной деятельности детей;

– планомерно осуществлять руководство развитием театрализованной деятельности детей;

– создать в группах условия для самостоятельных театрализованных импровизаций

Как подсказывает опыт, театрализованная деятельность не только ,знакомит с жанрами речи, прививает любовь к слову родного языка, воспитывает культуру речевого общения, формирует соответствующие умения и навыки, но и формирует звуковую культуру речи дошкольников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»...